№1 (22528) февраль, 2007 г. |
---|
Ректорат, Совет ветеранов БГТУ
В канун праздника - Дня защитника Отечества ветераны, сотрудники и студенты университета с гордостью произносят: "Мы - Военмеховцы!" С момента образования Военно-механического института в его стенах трудились и трудятся многие ученые и педагоги — кадровые военные. К их числу относится и автор публикуемых воспоминаний инженер-полковник, профессор Е.В. Чурбанов, проработавший 23 года на кафедре ЕЗ после того, как 36 лет отслужил в Вооруженных силах страны.
23 февраля 1946 года в Артиллерийской академии им. Ф.Э.Дзержинского состоялся первый послевоенный выпуск артиллерийских инженеров. На трех факультетах — вооружения, боеприпасов и реактивного вооружения — было подготовлено и выпущено 117 специалистов разного профиля для сухопутных войск: артиллерийского вооружения, стрелкового оружия, артиллерийских приборов, механической тяги в артиллерии, снарядов и взрывателей, порохов и взрывчатых веществ, реактивного вооружения.
По запросу Главнокомандующего Военно-Морским Флотом еще в 1945 году были отобраны 8 будущих выпускников для передачи их Флоту, переподготовки в Военно-морской академии кораблестроения и вооружения (ВМАКВ) им. А.Н.Крылова и последующей работы в Морском артиллерийском центральном конструкторском бюро (МАЦКБ). Это были: Л.А. Газиев, А.А. Дорошенко, В.Р. Максимюк, И.И. Разин, Н.И. Скворцов, В.В. Тушев, Л.И. Фишерович (все с отделения артиллерийского вооружения), Е.В. Чурбанов (с отделения снарядов и взрывателей).
В России на Флоте инженеров-артиллеристов с академическим образованием до Октябрьской революции не готовили. Еще в 1870 году начальник Морской академии контр-адмирал В.А. Римский-Корсаков в поздравлении с 50-летием Михайловской артиллерийской академии отмечал: "Артиллерийская наука, как на сухопутном пути, так и на море - одна и та же. Поэтому собственно артиллерийской науки нам, морякам, нет причины искать не там же, где наука эта преподается сухопутным артиллеристам". Поэтому Морское ведомство с 1870 по 1913 годы раз в три года направляло трех морских офицеров в Михайловскую артиллерийскую академию в качестве вольнослушателей.
Интересна судьба одного из таких моряков - Бринка Антона Францевича (1851-1917), окончившего курс академии в 1878 году по I разряду с занесением на мраморную доску и с правом ношения установленного академического знака. С 1868 по 1872 годы он обучался в Кронштадтском штурманском училище по артиллерийскому отделу, плавал в учебно-артиллерийском отряде в Финском заливе, был на практике в артиллерийских мастерских и лаборатории. После выпуска плавал на артиллерийских кораблях в Балтийском море, а зимой прикомандировывался к артиллерийскому отделению Морского технического комитета (МТК) и в канцелярию Морского министерства. После окончания Михайловской академии служил в артиллерийском отделе Обуховского сталелитейного завода, участвовал в испытаниях и приемке орудий и снарядов на заводе Круппа в Германии, пушечных заводах в Англии, Франции, Северной Америке. Часто бывал в плавании на Балтийском и Черном морях для осмотра и испытаний корабельной артиллерии. С 1886 года служил в МТК на должностях от старшего делопроизводителя до главного инспектора морской артиллерии (в чине генерал-лейтенанта). В 1892 году подполковник А.Ф.Бринк приглашен читать лекции в Михайловскую артиллерийскую академию по предметам "Проектирование орудий" и "Внутренняя баллистика" и состоял приватным преподавателем и членом Конференции академии до 1913 года. На флоте и в сухопутной артиллерии А.Ф. Бринк известен как крупный ученый-артиллерист, написавший значительные научные труды: "Прочность снарядов и действие ударных трубок" (1895 г.), "Проектирование артиллерийских орудий" (1901 г.), "Внутренняя баллистика" (1901 г.).
Как видим, Артиллерийская академия постоянно выполняла важную и почетную миссию пополнения Флота высококвалифицированными артиллерийскими инженерами. Подготовка офицеров-инженеров, способных самостоятельно решать вопросы разработки оперативно-тактического обоснования и проектирования морского оружия, началась только после Великой Отечественной войны во ВМАКВ им. А.Н.Крылова, созданной 27 августа 1945 года.
В 1937 году в нашей стране был разработан 5-летний план строительства большого Военно-Морского Флота, и уже в 1940 году в строй вошли 100 различных боевых кораблей, а в стадии строительства находились еще 260 кораблей всех классов. Проектирование и изготовление многих образцов корабельной артиллерии осуществлялось на ленинградских заводах: "Большевик", "Арсенал", "Кировский", "Металлический" и на Сталинградском заводе "Баррикады". В начале войны основные артиллерийские заводы и КБ при них были эвакуированы на Урал и в Сибирь. В ноябре 1942 года принято постановление о создании Центрального артиллерийского конструкторского бюро (ЦАКБ) под Москвой для проектно-конструкторских работ. Начальником и главным конструктором назначен известный конструктор артиллерийских систем генерал-лейтенант В.Г.Грабин, заместителем по проектированию - генерал-лейтенант И.И.Иванов, заместителем по науке - генерал-майор М.Я.Крупчатников. И.И.Иванов был также руководителем подразделения морской и полевой артиллерии большой и особой мощности. После снятия блокады Ленинграда в 1944 году несколько сотрудников ЦАКБ, ранее работавших в ленинградских артиллерийских КБ, были направлены на завод "Большевик" для освоения серийного производства 100-мм пушки. 27 мая 1944 года для более успешного решения задач вооружения кораблей ВМФ был создан филиал ЦАКБ под руководством И.И.Иванова. В марте 1945 года филиал был преобразован в самостоятельное предприятие -МАЦКБ (с 1948 года ЦКБ-34), начальником и главным конструктором которого стал И.И.Иванов.
Илья Иванович Иванов (1899-1967) в 1928 году окончил Артиллерийскую академию в звании артиллерийского инженера и направлен в КБ завода "Большевик". В эти годы в стране заканчивался период модернизации старой артиллерии и развертывалась обширная программа перевооружения Красной Армии, укреплялись существующие и строились новые артиллерийские заводы, создавались конструкторские бюро. Для подготовки инженеров-конструкторов в Ленинграде были учреждены Военно-механический институт (ВМИ) и военно-промышленный факультет при Артиллерийской академии. Кроме того, было принято решение направить 1000 военных инженеров, названных "тысячниками", в гражданские КБ с сохранением воинских званий. Многие из них стали главными конструкторами крупных заводов; из артиллеристов известны: И.И.Иванов, В.Г.Грабин, М.Я.Крупчатников, А.А.Толочков. В 1932 году И.И.Иванов направляется на преподавательскую работу в Артиллерийскую академию и ВМИ, где создает и возглавляет кафедры проектирования артиллерийского вооружения, разрабатывает учебные пособия. В 1937 году становится главным конструктором завода "Большевик", а в 1939 году переводится главным конструктором на завод "Баррикады".
На созданное И.И.Ивановым МАЦКБ был возложен большой объем проектных работ. Учитывая довоенное постановление о "тысячниках" и зная высокое качество подготовки военных артиллерийских инженеров, И.И.Иванов решил привлечь к конструкторской деятельности в МАЦКБ выпускников Артиллерийской академии. При отборе кандидатов учитывались следующие факторы: знакомство с флотом и авиацией, довоенный опыт работы, наличие в Ленинграде жилплощади, молодость и высокий средний балл в учебе. С каждым кандидатом была проведена беседа и получено согласие на такое распределение.
Переподготовка сухопутных артиллеристов на морских началась уже при дипломном проектировании, которое отобранные слушатели должны были проводить по тематике и при участии ведущих конструкторов МАЦКБ, хотя руководителями оставались преподаватели академии. Темы проектов определяли направления будущей работы, например: "100-мм подвижная береговая артиллерийская установка на мехтяге (Максимюк); "130-мм корабельная палубная артиллерийская установка" (Скворцов); "Баллистическое проектирование орудий большой мощности" (Чурбанов).
Дипломное проектирование началось 15 октября и продолжалось 3,5 месяца. Через два дня группа выехала в Ленинград и была размещена в артиллерийском техническом училище на Литейном проспекте, где нам предоставили большую комнату с кроватями и столом на 1-м этаже около комнаты дежурного по училищу. Дорога запомнилась непрерывным постукиванием колес вагона о рельсы, которые, по-видимому, были собраны из укороченных фрагментов. Город показался пустынным. На Невском проспекте можно было встретить немногих прохожих, больно смотреть было на полуразрушенные и закамуфлированные дома. И все-таки израненный, но величественный Ленинград произвел неизгладимое впечатление на нас, впервые приехавших сюда.
МАЦКБ находилось на улице Тюшина в районе пересечения Лиговского проспекта с Обводным каналом, куда добирались пешком приблизительно за час. Сразу состоялось знакомство со структурой КБ и встречи со своими кураторами для уточнения дипломного задания и порядка работы. После этого некоторые вернулись в академию к своим руководителям для получения методических указаний, сбора и изучения литературных материалов. Руководитель автора заметки проф. М.Е.Серебряков рекомендовал использовать только что разработанный им метод баллистического проектирования орудий с помощью "директивной диаграммы". Кроме того, обратил внимание на то, что при проектировании орудий большой мощности важное место занимает обеспечение живучести орудийных стволов. Пришлось штудировать работы по живучести проф. А.Ф. Головина и поехать на консультацию в Артком ГАУ к проф. В.Е. Слухоцкому. 11 ноября 1945 года я вернулся в Ленинград, где продолжил изучение проблемы живучести в ведущей организации, имел возможность познакомиться с результатами научных исследований и разработанными в организации решениями (флегматизатор в метательном заряде, буртик на ведущем пояске снаряда, особый профиль нарезов канала ствола, лейнирование и хромирование стволов).
Январь 1946 года для выпускников академии был самым напряженным. Нужно было завершить исследовательскую и расчетную части дипломного проекта, написать объяснительную записку, оформить чертежи и плакаты для защиты, доложить проект на кафедре, получить отзыв от рецензента. Помимо всего, нужно было готовиться к сдаче государственных экзаменов по иностранному языку и основам марксизма-ленинизма. Защита дипломных проектов проходила в первой декаде февраля месяца. 16 февраля прошло фотографирование выпускников по учебным отделениям вместе с начальниками факультета и курса. В эти же дни в столичных фотоателье шло индивидуальное и групповое фотографирование друзей - так завершалось формирование воинского братства. 23 февраля состоялось вручение дипломов об окончании Артиллерийской орденов Ленина и Суворова академии им. Ф.Э. Дзержинского и наручных часов, а вечером в академической столовой был торжественный ужин выпускников с командованием и преподавателями академии. Накануне был подписан приказ о досрочном присвоении новых воинских званий. Так закончилось обучение большой группы слушателей военному и инженерному делу известными учеными и педагогами на базе высоких традиций Михайловской академии, только что отметившей 125-летний юбилей.
После отпуска выпускники стали разъезжаться к местам своей службы. Прощание с Москвой, академией и товарищами было с чувством благодарности и примесью грусти - тревожили думы о том, как сложится жизнь на новом месте, на новой работе, в новом воинском коллективе. В конце марта 1946 года группа будущих моряков в канцелярии Главнокомандующего ВМФ получила предписания прибыть к определенному сроку в распоряжение начальника ВМАКВ им. А.Н. Крылова, а также проездные документы в г. Ленинград. Из восьмерки кандидатов выпал И.И. Разин, которого оставили в академии на кафедре внешней баллистики. Тому были две причины: во-первых, после перехода начальника кафедры проф. Я.М. Шапиро на вновь организованный факультет реактивного вооружения образовалась вакансия, а во-вторых, И.И. Разин в 1939 году окончил Московский государственный педагогический институт по специальности "Математика" и был готовым педагогом.
Военно-морская академия кораблестроения и вооружения им. А.Н.Крылова, куда прибыли выпускники Артиллерийской академии, находилась в конце Кировского проспекта (за Каменным островом) на правом берегу Большой Невки. Роскошное, еще недостроенное здание академии было просторным, имело огромные поточные аудитории, читальный зал, столовую, актовый зал. По широким коридорам ходили морские офицеры средних лет в орденах - участники войны. Здесь витал морской дух. Вскоре и нас переодели в морскую форму, что подтверждает фото 1947 года, на котором слева направо: Е.В. Чурбанов, В.В. Тушев, Л.А. Газиев, В.Р. Максимюк.
Для переподготовки сухопутных артиллеристов в морских при артиллерийском факультете были организованы специальные курсы, на которых мы должны были изучать основы морских наук. Занятия начались 1 апреля 1946 года, преподавали самые известные на флоте ученые и профессора: архитектуру корабля — капитан I ранга А.Э. Цукшвердт; теорию гироскопов и стабилизации — инженер-контр-адмирал Б.И. Кудревич; боевое применение морского оружия — вице-адмирал Л.Г. Гончаров; стрельбу морской артиллерии — вице-адмирал В.А. Унковский; проектирование морской артиллерии — инженер-контрадмирал Е.Л. Бравин; минно-торпедное оружие — инженер-капитан I ранга Б.А. Денисов; производство морских орудий — инженер-контр-адмирал Б.Д. Яшнов, организовавший многодневную экскурсию на завод им. Кирова, бывший Путиловский. В сентябре месяце была морская практика в г. Кронштадте. Жили мы в каюте летчиков на линкоре "Октябрьская революция", который стоял на рейде. Нас познакомили с кораблем и распорядком жизни на корабле, с его вооружением, а потом на катере вывозили на других корабли: крейсер "Киров", эсминец, подводную лодку и на береговую батарею "Серая лошадь". Занятия закончились 31 декабря 1946 года, а 2 января 1947 года нам выдали удостоверения об обучении на специальных курсах при артиллерийском факультете ВМАКВ им. А.Н.Крылова за подписями начальника Академии вице-адмирала М.И.Акулина и начальника Артиллерийского факультета контр-адмирала В.В.Чистосердова. Никаких экзаменов не было, зато поощрялось участие в разработке наглядных учебных пособий на кафедрах.
В период обучения на специальных курсах стало известно, что произошла отмена постановления правительства 30-х годов о "тысячниках", поскольку за годы войны в КБ оборонных отраслей выросли первоклассные гражданские конструкторы. Поэтому не могло быть реализовано решение о направлении нас работать в МАЦКБ. Этим обстоятельством воспользовалось командование академии. Поскольку до 40% преподавательских должностей академии были вакантны, всем нам предложили поступить в адъюнктуру для подготовки к преподавательской деятельности. Дали согласие пятеро: Н.И. Скворцов — на кафедру реактивного вооружения; В.Р. Максимюк, Л.А. Газиев, В.В. Тушев — на кафедру проектирования морской артиллерии; Е.В. Чурбанов — у проф. Б.Н. Окунева, который заведовал кафедрой баллистики в ЛМИ и по совместительству преподавал баллистику в академии. А.А. Дорошенко и Л.И. Фишерович отказались от адъюнктуры, и им предложили возглавить учебные лаборатории: морских артиллерийских приборов — первому, и морских артиллерийских установок — второму. На что они дали согласие.
В конце января 1947 года состоялся приказ Главнокомандующего ВМФ, которым произошло официальное назначение нас на должности ВМАКВ им. А.Н.Крылова, хотя каждый уже усердно трудился на предложенном ему месте. Адъюнкты должны были посещать занятия по философии и под руководством педагога изучать второй иностранный язык. Кроме того, нужно было выполнять научные и учебные задания на кафедре по специальности, готовиться к сдаче кандидатских экзаменов. Условия для научных исследований и написания кандидатских диссертаций в академии были благоприятными, и поэтому все в срок с конца 1949 до начала 1951 годов успешно защитили диссертации и были назначены на должности преподавателей. Работа начальников учебных лабораторий тоже была творческой и напряженной - фактически нужно было создавать новые лаборатории.
Вот так круто изменилась судьба группы выпускников Артиллерийской академии. Все мы были подготовлены для инженерно-конструкторской работы в области проектирования морской артиллерии, а теперь были призваны приложить свои знания и способности на педагогическом поприще. Как оказалось в дальнейшем, этот путь в том или ином качестве прошел до конца каждый из нас. Знания, полученные в Артиллерийской академии, и переподготовка в ВМАКВ им. А.Н. Крылова дали нам возможность успешно выполнять педагогическую, научную и организационно-методическую работу в высших военно-морских, военных и гражданских учебных заведениях. Помимо автора с Военмехом были тесно связаны ещё трое из восьмерки: В.Р.Максимюк, В.В.Тушев и Н.И.Скворцов.
Инженер-полковник В.Р.Максимюк с 1954 по 1957 годы находился в распоряжении Главкома ВМС, а затем был направлен в ЛМИ на должность начальника кафедры военного обучения, где прослужил до увольнения в запас в 1969 году. С 1963 по 1978 годы был деканом механического факультета института и с 1961 года до кончины в 1982 году являлся доцентом кафедры А4.
Инженер-полковник В.В. Тушев, будучи доцентом Военно-морской академии и автором фундаментального учебника "Корабельные автоматические артиллерийские установки", неоднократно был членом ГЭК на кафедре военного обучения.
Инженер-полковник Н.И. Скворцов, занимая должность начальника кафедры ракетно-артиллерийского вооружения Военной артиллерийской академии им. М.И. Калинина, участвовал в работе ГЭК на кафедре А1 и организовал на базе лаборатории своей кафедры изучение образцов вооружения студентами кафедр Е1 и ЕЗ.
Зам. директора ИСВ по информатизации,
старший преподаватель кафедры Е1 «Стрелково-пушечное,
артиллерийское и ракетное оружие» Сергей Кудрявцев
В системе артиллерийского вооружения Сухопутных войск Российской армии особое место занимает 203-мм самоходная артиллерийская установка (САУ) 2С7 "Пион" (в модернизированном варианте — "Малка"). Эта самая мощная в мире 203-мм самоходная пушка стала символом высоких достижений отечественной конструкторской школы в создании артиллерийских систем большой мощности. С созданием артиллерийского вооружения 2А44, входящего в состав САУ 2С7 "Пион", связаны имена известных конструкторов-выпускников Военмеха и его ученых. Главным конструктором Специального конструкторского бюро (СКБ) завода "Баррикады", осуществившим разработку проекта артиллерийского вооружения 2А44, является Герой Социалистического труда, лауреат Государственных премий, выпускник Военмеха Г.И. Сергеев. Значительный вклад в создание артиллерийского вооружения пушки внесли заместители Главного конструктора СКБ, лауреаты Государственной премии, выпускники Военмеха Н.К. Семенов и А.А. Шабанов. На этапе опытно-конструкторских работ при создании артиллерийского вооружения САУ 2С7 были привлечены ученые и сотрудники кафедры № №№№14 (ныне кафедра Е1 "Стрелково-пушечное, артиллерийское и ракетное оружие") и отраслевой научно-исследовательской лаборатории ОНИЛ-14, существовавшей при кафедре №№14. Руководителем работ в Военмехе явился известный ученый В.А. Башкатов, исполнявший обязанности начальника ОНИЛ-14, научным руководителем которой являлся генерал-майор, заслуженный деятель науки и техники РСФСР, зав. кафедрой №14, д.т.н., профессор И.И. Жуков.
Самоходная пушка "Пион", ее основные характеристики и особенности
203-мм САУ 2С7 "Пион" была принята на вооружение в 1976 г. Она стоит в ряду САУ, созданных в период плановой модернизации артиллерии Сухопутных войск в 1970-х годах. Тогда появился целый "букет" первоклассных самоходных артиллерийских орудий: 122-мм самоходная гаубица 2С1 "Гвоздика", 152-мм самоходная гаубица 2С3 "Акация", 152-мм самоходная пушка 2С5 "Гиацинт", 240-мм самоходный миномет 2С4 "Тюльпан". Артиллерийское вооружение этих САУ было создано под руководством известных и выдающихся конструкторов-выпускников Военмеха.
Самоходная пушка "Пион" заняла особое место в ряду современных образцов артиллерийского вооружения, явившись самой мощной в мире пушкой калибра 203 мм. Огневая мощь орудия определяется не только высокой начальной скоростью (960 м/сек) осколочно-фугасного снаряда массой 110 кг, но и возможностью применения атомного тактического снаряда. К числу огневых задач (наряду с традиционными), выполняемых 203-мм самоходной пушкой "Пион", относится уничтожение и подавление средств ядерного поражения. Максимальная дальность стрельбы составляет 37500 м, минимальная — 8400 м.
В орудии использовано картузное заряжание. Широкий диапазон дальности стрельбы обеспечивается четырьмя зарядами. Масса полного заряда составляет 43,98 кг (длина каморной части ствола 2 м при длине канала ствола 11,24 м).
В САУ "Пион" применена схема компоновки с открытым кормовым расположением пушки, позволившая уменьшить массу боевой машины. Кормовое расположение артиллерийской части позволило обеспечить перемещение откатных частей орудия при выстреле вне корпуса шасси, добиться максимальной длины отката 1400 мм и тем самым уменьшить силу сопротивления откату до 135 т.
Разработчики орудия отказались от применения дульного тормоза на стволе, что позволило обеспечить допустимое давление дульной волны на корпус самоходной установки.
Оригинальное техническое решение использовано в орудии для уменьшения разогрева жидкости в тормозе откатных частей - его цилиндр расположен в кожухе люльки, заполненном охлаждающей жидкостью. Это позволяет выдержать достаточно высокий тепловой режим при скорострельности 25 выстрелов в час.
На САУ применены сошник бульдозерного типа и опускающиеся направляющие колеса-ленивцы. Наличие гидравлических элементов сошникового устройства и ленивцев, поглощающих часть энергии отката, позволяет вести стрельбу без выключения подрессоривания ходовой части.
Впервые в практике создания 203-мм орудий достигнута высокая степень механизации процессов подачи и досылки элементов боеприпаса. Для этого применен механизм заряжания рычажного типа с двумя исполнительными гидроцилиндрами, обеспечивающий подачу снарядов и зарядов с грунта на линию досылки. При этом нет излишних промежуточных перегрузок элементов боеприпаса, так как они располагаются на лотке досылателя в процессе подачи.
САУ "Пион" в процессе производства прошла модернизацию и в 1983 г. под названием "Малка" поступила на вооружение Советской Армии. САУ "Малка" соответствует требованиям перспективного вооружения на период до 2010 г.
Разработчики самоходной пушки "Пион"
Главным конструктором конструкторского бюро №№3 (КБ-3) Кировского завода, назначенного головным по разработке САУ 2С7, явился выдающийся конструктор боевых машин Николай Сергеевич Попов.
Артиллерийское вооружение САУ 2С7 было спроектировано в Специальном конструкторском бюро (СКБ) завода "Баррикады" в Волгограде под руководством известного конструктора-артиллериста, лауреата Государственных премий, выпускника Военмеха Георгия Ивановича Сергеева (1911 - 1988 гг.).
Г.И.Сергеев окончил вечернее отделение Военмеха по специальности кафедры №№14 в 1938 г. (группа 331, факультет "Е") и был направлен в конструкторское бюро завода "Баррикады".
В 1939 г. в КБ завода "Баррикады" проектировались и ставились на производство артиллерийские орудия большой мощности: 210-мм пушка Бр-17 и 305-мм гаубица БР-18, 280-мм мортира БР-5, созданные под руководством выдающегося ученого и конструктора-артиллериста И.И. Иванова — основателя кафедры №№14. Под руководством И.И.Иванова начиналась творческая деятельность Г.И.Сергеева.
К 1942 г. Г.И. Сергеев прошел путь от конструктора до руководителя конструкторской группы.
В годы Великой Отечественной войны Г.И. Сергеев работал в Центральном артиллерийском конструкторском бюро, где под руководством И.И. Иванова участвовал в разработке проекта 85-мм танковой пушки, принятой на вооружение танка Т-34. За участие в перевооружении танка Т-34, вошедшего в историю военной техники как лучший средний танк II мировой войны, Г.И. Сергеев в числе других разработчиков был награжден Государственной премией.
Весной 1950 г. в Волгограде на заводе "Баррикады" было создано артиллерийское конструкторское бюро. Его руководителем был назначен Г.И. Сергеев.
Одной из первых работ Г.И. Сергеева в должности Главного конструктора КБ завода "Баррикады" явилась модернизация 203-мм гаубицы Б-4 (в модернизированном варианте Б-4М).
С 1950 по 1956 г. в КБ проводится постановка на серийное производство 305-мм корабельного башенного артиллерийского орудия для тяжелого крейсера "Сталинград" и 130-мм берегового орудия СМ-4-1.
Самой значительной разработкой в области артиллерийской техники, выполненной под руководством Г.И. Сергеева, стал проект артиллерийского вооружения самоходной пушки "Пион".
Заместителями Г.И. Сергеева, внесшими значительный вклад в создание артиллерийского вооружения самоходной пушки "Пион", являлись выпускники Военмеха 1956 г. по специальности кафедры №14 Николай Кондратьевич Семенов и Адольф Андреевич Шабанов, награжденные Государственной премией.
В 1984 г. Г.И. Сергеев в связи с тяжелой болезнью ушел на пенсию.
Участие кафедры №14 в создании самоходной пушки "Пион"
В период опытно-конструкторских работ по созданию 203-мм самоходной пушки "Пион" был использован научный потенциал кафедры №14 и отраслевой научно-исследовательской лаборатории ОНИЛ-14, созданной при кафедре. В течение почти 6 лет (с 1967 г. по 1972 г.) в ОНИЛ-14 проводились научно-исследовательские работы, практические результаты которых нашли отражение в техническом решении орудия. Руководителем работ явился исполнявший обязанности начальника ОНИЛ-14 доцент, к.т.н. Владимир Александрович Башкатов (1933 - 2000 гг.). Научным руководителем ОНИЛ-14 являлся генерал-майор, заслуженный деятель науки и техники РСФСР, зав. кафедрой №14, д.т.н., профессор Ипполит Иванович Жуков.
Ниже приводятся воспоминания д.т.н., профессора кафедры В.А. Башкатова, которыми он поделился по просьбе автора настоящей статьи в 1999 г. для истории Военмеха. (Воспоминания В.А. Башкатова приводятся с незначительными сокращениями.)
В.А. Башкатов: "В создании орудия "Пион" кафедра приняла непосредственное участие.
Орудие создавалось сначала на заводе "Баррикады" в городе Волгограде, затем к этой работе было подключено и конструкторское бюро Кировского завода в Ленинграде. Уже на первом этапе работы ОКБ завода "Баррикады" обратилось к нашей кафедре с предложением принять участие в разработке этого орудия и были поставлены конкретные задачи, которые необходимо было решить для того, чтобы обосновать конструктивные параметры проектируемого орудия.
Задачи эти были следующие:
1) проверить баллистические расчеты дульного тормоза. Несколько вариантов его конструкции были предложены конструкторами ОКБ завода "Баррикады": каморного типа и щелевого (ствольного) типа. Результаты их расчетов по различным методикам отличались чуть ли не на 100 процентов. Важно было определить эффективность дульного тормоза той или иной конструкции;
2) исследовать и обосновать параметры противооткатных устройств (ПОУ). Требование получить орудие небольшого веса при таком мощном баллистическом решении вынуждало создать ПОУ очень высокой энергоемкости. Максимальные скорости свободного отката откатных частей могли достигать порядка 30 м/сек, что существенно превышало диапазон скоростей отката существующих орудий. Методики расчетов ПОУ, которые проводились до этого, основывались на гипотезах о стационарном характере движения несжимаемой жидкости. Было очевидно, что при таких больших скоростях период нестационарности должен был проявиться на начальной фазе отката. Этот вопрос требовал и экспериментальной проверки, и корректировки методики расчета;
3) исследование характера и величины динамических нагрузок в конструкции орудия и, в частности, определение прочности коренного зацепления механизма вертикального наведения от нагрузок, которые зависят от динамики выстрела. Необходимо было уточнить методику взаимодействия опорно-сошникового устройства с грунтом, выбрать оптимальные профиль и углы наклона опорной поверхности.
Было принято решение использовать метод физического моделирования, который на кафедре к этому времени в основных чертах был разработан.
Работа у нас проводилась с 1967 г. по 1972 г., когда начались испытания орудия.
Для разработки самохода, механизма заряжания и транспортно-заряжающей машины был привлечен Кировский завод во главе с Главным конструктором Н.С. Поповым. Головным разработчиком всего проекта тоже был назначен Кировский завод, а конструктоское бюро завода "Баррикады" в Волгограде под руководством Главного конструктора Г.И.Сергеева разрабатывало само орудие, опорно-сошниковое устройство и все силовые элементы конструкции, которые накладывались на корпус самохода для того, чтобы воспринять импульс от выстрела.
С самого начала наши работы проводились с коллективом Волгоградского завода "Баррикады" под общим руководством Главного конструктора завода, Героя социалистического труда Георгия Ивановича Сергеева.
Специально для отработки элементов этого орудия на моделях было разработано и изготовлено несколько стендов. Было изготовлено два стрельбовых стенда, располагавшихся в Горелово, для исследований явлений, происходящих при истечении газов из дульного среза и в дульном тормозе. Один стенд, калибром 80 мм, имел назначение определить реальные характеристики тех дульных тормозов, которые нам были предложены: каморного типа и ствольно-щелевого. Но баллистический процесс на этом стенде не был подобен процессу в реальном орудии. После того, как испытания были проведены, по уточненным уже методикам был рассчитан дульный тормоз в обоих вариантах и был изготовлен стенд более мелкого калибра — 18,7 мм, на котором баллистический процесс был точно воспроизведен в баллистическом подобии. И были исследованы характеристики дульного тормоза.
На стенде для исследования противооткатных устройств воспроизводился процесс отката и процесс сжатия жидкости, движения жидкости по направляющей детали. Сам тормоз и накатник были выполнены в соответствии с принципами геометрического подобия. Была изготовлена физическая модель в масштабе 1 к 4, на которой был воспроизведен весь узел откатных частей в соответствии с принципами динамического подобия.
Модель САУ «Пион»
При проведении исследований на модели выяснилось, что необходимо вводить поправки в методику расчета, учитывая сжимаемость жидкости и колебательный характер сжатия этой жидкости в начале отката. На начальной фазе необходимо было внести определенные изменения в профиль регулирующей детали-веретена в тормозе отката для того, чтобы получить требуемый закон силы сопротивления и обеспечить устойчивость орудия. Эти результаты тоже были переданы заказчику и использованы на орудии.
Что касается механизма вертикального наведения, то он был тоже динамически смоделирован с помощью создания подобной приведенной массы этого механизма на коренном валу и с воспроизведением приведенного зазора. В соответствии с принципами геометрического подобия был выполнен сектор подъемного механизма и коренная шестерня.
Кроме того, сама установка была смоделирована по массам, по жесткостям и геометрическому подобию гусеничного обвода, то есть всей гусеничной подвески. При этом было сделано несколько вариантов опорно-сошникового устройства, отличающихся и по профилю, и по жесткости опорных элементов, и было исследовано две точки крепления. Эта модель исследовалась на большом динамическом стенде в Горелово.
Испытания модели САУ «Пион»
Модель располагалась на реальном грунте, уплотненном до необходимой плотности. Во время этих экспериментов тензометрировались элементы коренного зацепления . Тот вариант, который был изготовлен по чертежам КБ завода "Баррикады", сразу же не выдержал и был сломан. То есть зуб сразу же сломался. И потом мы уже вели эксперимент на усиленном варианте зуба, а заказчику, то есть заводу "Баррикады", результаты эксперимента с поломкой зуба были переданы.
В дальнейшем стрельба из натурной установки с дульным тормозом подтвердила те результаты, которые были сделаны на модели. Но в результате этих экспериментов кабина водителя получила значительные повреждения при выстреле, отдельные элементы были смяты. И КБ завода «Баррикады» прищлось отказаться от дульного тормоза, несколько увеличить длину ствола, тем самым понизить выличину избыточных давлений. Заказчик изменил и конструкцию коренного зацепления механизма вертикального наведения.
Испытания натурного образца на полигоне подтвердили, что наука (физическое моделирование) все-таки дает достаточно обоснованные результаты.
В проекте также были приняты предложенные и апробированные нами профиль опорно-сошникового устройства и места его расположения и крепления. Это результат нашего эксперимента. Мы рассматривали разные углы врезания в грунт, рассматривали нагружение орудия не только под разными вертикальными углами, но и под горизонтальными. Определили траекторию движения-дрейфа орудия на грунте при разных углах. В этой части были даны конкретные рекомендации, и это все было использовано в проекте. Кроме того, были определены натяжения гусениц. Для этого специально нами были разработаны модели - тензотраки. Так называемый специальный элемент, который вставляется в гусеницу как обычный трак-гусеница, с встроенными специальными датчиками, которые определяли силу натяжения гусениц в различных местах. То есть сам процесс колебания гусениц был оценен, и это дало возможность ввести некоторую коррекцию в методики динамического расчета самоходных установок, работающих на гусеницах. Вот эти вот результаты были использованы в конструкции "Пиона".
Когда я возглавлял эту работу от ОНИЛ-14, я поддерживал тесную связь с конструкторами Волгограда. Во время работы над проектом пушки «Пион» выдвинулся заместитель Г.И. Сергеева Илья Маркович Соболев. Г.И. Сергеев все время оставался стратегическим руководителем, но у него кроме артиллерийского КБ было еще ракетное КБ. И потом Соболев перешел руководителем ракетного КБ. А работы после него возглавил Шабанов Адольф Андреевич. Он тоже большой вклад внес. Под его руководством был разработан казенник, затвор. Потом на последних уже этапах испытаний и завершения этой работы ее возглавил Семенов Николай Кондратьевич. А.А. Шабанов и Н.К. Семенов стали лауреатами Государственной премии. И.М. Соболев за эту работу получил звание лауреата премии Ленинского комсомола. А Г.И. Сергеев , возглавляя конструкторские разработки по артиллерийской и ракетной тематике одновременно, за эти обе работы получил Государственную и Ленинскую премии.
Кто занимался научно-исследовательскими работам по заказу КБ завода «Баррикады» у нас, в Военмехе? В экспериментальной части, в конструкции очень большой вклад внес ведущий инженер Кашин Николай Аркадьевич. Принимали участие в этой работе на ранней стадии по противооткатным устройствам Коверкин Юрий Борисович и Малючкова (сейчас Андреева) Жанетта Николаевна. По дульному тормозу принимал участие Алексеев Владимир Михайлович. Он тогда был аспирант, а потом стал доцентом нашей кафедры. Специалистом по измерительным комплексам был Хорн Валерий Николаевич. Было привлечено к работе много студентов и аспирантов, были выполнены дипломные пректы и кандидатские диссертации. Много студентов получили практику конструкторской и испытательной работы. Эта работа нашла отражение и в моей докторской диссертации. Я доволен и горжусь, что принимал участие в этой работе."
* * *
Научная школа физического моделирования артиллерийских систем, созданная на кафедре №14, в дальнейшем активно развивалась и нашла применение в научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах, выполненных в ОНИЛ-14 по заказу артиллерийских КБ и НИИ в 1970-1980 гг. при создании перспективных образцов артиллерийской техники.
203-мм САУ 2С7 «Пион» в Военно-историческом музее артиллерии, инженерных войск и войск связи.
Слева направо: А.Ю. Бахолдин, Н.К. Семенов, С.И. Кудрявцев.
Фото А.Ю. Бахолдина
Спасательные надувные плоты (ПСН) в качестве коллективного спасательного средства применяются на флотах всего мира и считаются наиболее надежным спасательным корабельным средством благодаря скорости автоматического срабатывания, неуязвимости от ударов о борт корабля и другим положительным качествам.
Однако существовавшие десятилетия способы хранения, спуска на воду и задействования системы газонаполнения надувных камер плота требовали от личного состава аварийной подводной лодки выполнения ручных операций. В стрессовых ситуациях не исключались ошибочные действия экипажа, что подтвердилось при гибели 7 апреля 1989 года в Норвежском море одной из лучших советских атомных подводных лодок "Комсомолец", несмотря на личное мужество и стойкость моряков.
Основанием для совершенствования спасательных средств явилось совместное решение Главного управления судостроительной промышленности и Военно-Морского Флота в сентябре 1989 года, в соответствии с которым ЦКБ "Лазурит" и КБ "Связьморпроект" необходимо было решить задачу создания комплекса спасательного универсального КСУ-600Н для хранения и дистанционного автоматического выпуска спасательных плотов ПСНЛ-20.
Для выпуска спасательного плота разработчиками первоначально был проработан вариант силового привода на основе воздушного баллона, наполняющего газовой смесью оболочку механизма выпуска (ОМВ) из прорезиненной ткани, в процессе надува которой плот выталкивается из контейнера.
Учитывая положительный опыт работы с высокоэнергетическими источниками энергии на кафедре "Стартовые и технические комплексы ракет и космических аппаратов", доцент Молчанов И.Н. в 1990 году высказал предложение Главному конструктору КБ "Связьморпроект" Семенову О. Т. заменить разработанную в эскизно-техническом проекте газовую систему надува ОМВ на систему с использованием низкотемпературного порохового аккумулятора давления (ПАД).
При поддержке представителей 40-го Государственного НИИ Министерства обороны РФ Илюхина В.Н. и Власова Е.Н., по согласованию с заместителем директора Люберецкого НПО "Союз" Бритарёвым В.В. возможности разработки низкотемпературного аккумулятора давления, это предложение было одобрено заказывающим Главным управлением кораблестроения ВМФ и лично поддержано первым зам.главкома ВМФ адмиралом флота И.М. Капитанцем.
С этого момента БГТУ "Военмех" (ЛМИ им.Д.Ф.Устинова) стал соисполнителем работ по созданию КСУ-600Н. На всех этапах экспериментально-теоретических работ от ЛМИ им. Д. Ф.Устинова принимали участие специалисты кафедры"Стартовые и технические комплексы ракет и космических аппаратов": старшие научные сотрудники Жеребин А.И. (ответственный исполнитель), Шишков С.Н., Коркин С.Н. и ведущий инженер Козлов Г.Н.
В процессе разработки специалистами кафедры обоснована газодинамическая схема устройства для выпуска модернизированного плота ПСНЛ-20М комплекса КСУ-600Н-4, выданы необходимые исходные данные по массо-габаритным характеристикам источника энергии аккумулятора давления для его разработки НПО "Союз" (ныне ФГУП ФЦДТ "Союз").
Экспериментальная отработка механизма выпуска плота, построенного на основе низкотемпературного ПАД на твердом топливе, подтвердила разработанные специалистами университета проектные параметры системы "ОМВ-ПАД".
Руководитель составной части ОКР "Контейнер" Молчанов И.Н. как полномочный представитель БГТУ "Военмех" им. Д.Ф.Устинова принял непосредственное участие в предварительных и государственных испытаниях опытного образца комплекса КСУ-600Н-4, успешно завершенных в 2001 году на атомной подводной лодке "Гепард".
Генеральный конструктор - начальник бюро "СПМБМ "Малахит" Пялов В.Н. в газете "Санкт-Петербургские ведомости" (9 октября 2001 г.) дал высокую оценку средствам спасения экипажа в случае аварии подводной лодки: "...В процессе строительства ПЛ "Гепард", памятуя о тех трудностях, которые пережил экипаж "Комсомольца" при спуске спасательных плотов, мы предлагали оснастить лодку принципиально новыми приборами. Встречали возражения на научно-технических советах. Год назад возражения отпали. Теперь члену экипажа достаточно нажать на кнопку, пороховой заряд срежет крышку и выбросит на воду спасательный плот, который раскроется автоматически. Таких приборов на "Гепарде" четыре. Я уверен, что экипажу никогда не придется ими воспользоваться. Однако известно, что береженого бог бережет."
АПЛ "Гепард" (разработчик ФГУП СПМБМ "Малахит") стала первой подводной лодкой ВМФ России, оснащенной уникальной системой спасательных плотов для эвакуации личного состава в случае аварии.
Знаменательно, что накануне 100-летия подводного Флота России совместным решением Военно-Морского Флота и Управления судостроительной промышленности Федерального Агентства по промышленности от 23 августа 2005 года № 743/4/1046 "О порядке размещения на подводных лодках 3-го и 4-го поколений комплекса спасательного универсального (КСУ-600Н-4) для хранения и дистанционного выпуска плотов спасательных надувных" комплекс КСУ-600Н-4 устанавливается на подводные лодки 3-го поколения в период их строительства, модернизации, заводского ремонта, на подводные лодки 4-го поколения - в период их строительства.
В создании уникального высокоэффективного автоматизированного спасательного комплекса приняли участие ЦКБ "Лазурит" (Головной исполнитель), ФГУП СПМБМ "Малахит", КБ "Связьморпроект", затем с IV кв. 1991 г. - ЗАО "НПК "Радиосвязь", 40 Государственный НИИ Министерства обороны РФ, БГТУ "Военмех" им.Д.Ф.Устинова, ФГУП ФЦДТ "Союз", ФГУП "НПП "Краснознаменец", ФГУП "СПО "Арктика", ФГУП "Севмашпредприятие", ОАО "НПО НИИРП" и др.
На снимках: Государственные испытания опытного образца комплекса КСУ-600Н-4 на АПЛ «Гепард» в июне 2001 г.
1 - отстрел передней крышки с обтекателем;
2 - выпуск плота ПСНЛ-20М механизмом «ПАД-ОМВ»;
3 - плот в рабочем положении у борта АПЛ.
19 декабря 2006 г. на Ученом совете факультета "Оружие и системы вооружения" (Е) прошли выборы декана факультета и заведующего выпускающей кафедрой "Высокоэнергетические устройства автоматических систем" (Е4). Председательствовал на заседании заместитель первого проректора-проректора по учебной работе д.т.н., профессор А.С. Зайцев.
Декан факультета д.т.н., профессор Константин Михайлович Иванов, одновременно являющийся директором Института систем вооружения, сделал отчетный доклад о своей пятилетней работе в должности декана. В докладе были отражены основные показатели деятельности факультета "Е" за отчетный период, отмечены существенные достижения и некоторые проблемные вопросы, которые еще предстоит решить. В частности, было отмечено преодоление трудностей, связанных со снижением конкурса и качества подготовки абитуриентов при поступлении на факультет (из-за общей для страны "демографической ямы"), путем расширения географии приемной кампании за счет периферийных городов России и стран СНГ.
При обсуждении доклада декана выступили члены совета: д.т.н., проф. Г.А. Данилин; д.т.н., проф. Н.И. Иванов; к.т.н., проф. Л.С. Егоренков; к.т.н., проф. Г.В. Барбашов; д.т.н., проф. Б.Э. Кэрт; к.т.н., доц. А.В. Титов.
В выступлениях был затронут болезненный вопрос о непрозрачности плана реорганизации университета и связанного с этим перебазирования уникального оборудования ведущих кафедр факультета "Е" в новые помещения, что может сказаться на качестве проведения учебных лабораторных и научных работ кафедр и нанести непоправимый ущерб учебному процессу. Практически во всех выступлениях отмечено тяжелое положение с морально и физически устаревшей лабораторной базой и необходимость оснащения лабораторий современным оборудованием, разработки новых лабораторных работ. Было высказано предложение о создании общего фонда для финансирования разработки новых лабораторных работ и методических материалов к ним, для доплаты учебно-вспомогательному персоналу, задействованному в этой работе. Была высказана серьезная обеспокоенность уменьшением количества штатных преподавателей кафедр и ростом количества совместителей. Не может не отразиться на качестве преподавания тот факт, что весьма сложная и отнимающая много времени преподавательская деятельность на выпускающих кафедрах становится лишь дополнительным заработком преподавателей.
Были высказаны две противоположные точки зрения на процесс подготовки студентов: с одной стороны, существенную обеспокоенность вызывает большой процент отчисления студентов на младших курсах, объясняемый якобы необоснованно завышаемыми требованиями, с другой стороны, было указано, что мало отчисляется и переводится на контрактное обучение студентов старших курсов на фоне их недостаточной фундаментальной подготовки. Наряду со здравым соображением о необходимости повышения качества обучения, было отмечено, что простым отчислением нельзя повысить уровень подготовки.
Было отмечено снижение мотивации получения студентами конкретных специализаций из-за нарушения связи между университетом и потребителями квалифицированных инженерных кадров. В связи с этим предложено провести совещание с участием директоров и главных специалистов предприятий отрасли о целевой подготовке студентов и частичной оплате такой подготовки заинтересованными предприятиями. Были затронуты вопросы подготовки на факультете "Е" кадровых офицеров и, в особенности, вопрос о взаимодействии с факультетом военного обучения в этом направлении. Было высказано также интересное предложение об организации на базе факультета и Института систем вооружения курсов подготовки и переподготовки руководящего состава, в основном среднего звена, промышленных предприятий.
Д.т.н., профессор К.М. Иванов был выдвинут в качестве кандидата на должность декана общим собранием кафедры Е4. В целом, во всех выступлениях отчетный доклад был одобрен и работа декана получила положительную оценку, все выступающие поддержали выдвижение К.М. Иванова на второй срок.
На должность заведующего кафедрой Е4 был рекомендован д.т.н., профессор Данилин Геннадий Александрович. По существующему положению, выборы заведующего кафедрой проводятся на Ученом совете университета, но так как совет факультета "Е", по мнению ректората, состоит из высококвалифицированных специалистов и заслуженно пользуется доверием, выборы заведующего кафедрой проводятся на совете факультета.
Ученый совет был в полном составе, и на основании тайного голосования Иванов Константин Михайлович единогласно был избран деканом факультета, а Данилин Геннадий Александрович — заведующим кафедрой Е4 на пятилетний срок. Результаты подсчета голосов были единогласно утверждены, а вновь избранные руководители поблагодарили членов совета за оказанное доверие и обещали учесть все высказанные пожелания.
Э.И. Ульянов
Декан факультета «Оружие и системы вооружения» К.М. Иванов (справа)
и заведующий кафедрой Е4 Г.А. Данилин
Идет подсчет голосов
Фото Дениса УСМАНОВА