ВЗГЛЯД ЧЕРЕЗ «ЧЕРНЫЕ ОЧКИ»

РЕЦЕНЗИЯ-ФЕЛЬЕТОН

В начале 2008 г. доктор философских наук, профессор Григорий Львович Тульчинский издал книгу под названием "Истории по жизни: опыт персоналистической систематизации" и поместил ее на собственном сайте в Интернете. Наряду с дневниковыми записями, отражающими личные впечатления автора, книга содержит много слухов, сплетен, пересудов, порочащих его коллег и многих известных и уважаемых в городе людей. Если раньше, по признанию автора,  его тревожила мысль: умрет он (а все мы смертны) и провожать его придут 2 - 3 переживших его единомышленника, то теперь он может спать спокойно. Их количество, несомненно, увеличится. Он приобретает известность: его читают, о нем пишут. Например, в "Аргументах и фактах" (2008, №14) помещена статья В. Давыдова "Луч света в темном царстве", в "Известиях" от 11.03.2008 - статья П. Генкина "Странная этика". Не хотелось бы  лишний раз рекламировать сей опус, но мы не могли остаться равнодушными и решили не только защитить  опозоренных,  но и выяснить причины, побудившие автора.

История не нова. Широко известны такие литературные персонажи, как  Глумов по пьесе Островского, тоже писавший дневник, преданный огласке; мольеровский Альцест-Мизантроп, гоголевский Хлестаков, писавший письмо "душе-Тряпичкину", приглашая запечатлеть увиденное в юмористических тонах.  Но,  в отличие от Глумова, г. Тульчинский не сожалеет и не раскаивается, а ощущает себя весьма комфортно в своей среде. Он всего лишь увольняется с работы в Институте культуры (его заявление с просьбой об увольнении по собственному желанию прилагается в Интернете).

Более того, после публикации книги он кое-чего добился: и гонорар получил, и кое-какую истину приоткрыл (чего уж греха таить, многие из наших "аристократов духа" нередко попадают в подобные "истории" и дают повод для насмешек), и сам позабавился, и других позабавил, особенно "любителей клубнички". Нельзя не признать, что есть у него и тонкие наблюдения, и остроумные замечания, и верные суждения о некоторых наших и зарубежных философах, и любование детской непосредственностью. Но в отличие от Хлестакова, смеявшегося ради шутки и забавы, смех Тульчинского звучит очень странно. Особенно странен его смех в разделах: "Трепачевский факультет" и "Логика и философия. I,m philosopher, sorry!". Чего стоит одно это "sorry"?!

Странно, что доктор философских наук, специалист по логике и методологии науки, философию определяет как фольклор, "парамиологическое толкование"; историю понимает в духе фонвизинской г-жи Простаковой, которая отсылает своих собеседников к скотнице Хавронье, которая может рассказать много подобных историй; классификацию крупнейших вузов Ленинграда (Институт физкультуры имени Лесгафта, педагогический институт им. Герцена, Институт культуры, Высшую профсоюзную школу) производит по половому признаку, расставляя их места по "количеству венерических заболеваний". Сексуальный опыт оказывается чрезвычайно важным для г.Тульчинского. Почти в каждом из систематизируемых персоналий он видит "ЭТО". Характерна в этом смысле аббревиатура, характеризующая его коллег и их родственников, желающих  попасть в члены  Союза советских писателей, - "совписи". Ученые и философы в его изображении представлены весьма карикатурно: один бегает по Невскому проспекту в плавках, другой - на рынке шерстью торгует, третий - "ископаемый марксист", четвертый - "ум-подлец, изворотлив как уж", пятые - "евреи, гномы-карлы", шестые - "борцы с жидами и черножопыми", седьмые- "матерые семиты и борцы с хачиками" и т.п.. Согласитесь, разбросанные по разным страницам, эти цитаты создают карикатурное представление о петербургских и  московских философах. Примеры можно продолжать, но и этих достаточно, чтобы почувствовать, как этот смех оборачивается клеветой, издевательством, чернухой и пошлостью.

Поскольку этот смех звучит по адресу не только живых, но и мертвых (нарушая принцип древних: de mortus aut bene, aut nihil - о мертвых либо хорошо, либо ничего), которые не могут сами ответить и защитить себя, мы считаем необходимым по зову корпоративной этики защитить хотя бы пятерых из них, наиболее известных и значимых для русской  философии и культурологии: Тугаринова В.П., Новикова А.И., Никандрова П.Ф., Зазерского Е.Я. и Генкина Д. Все они принадлежали к той категории ученых Ленинграда, которых уважали за высокий профессионализм и общественную деятельность.

Василий Петрович Тугаринов, лучший для своего времени декан философского факультета ЛГУ, вовсе не был так примитивен, как могло показаться студенту вечерне-заочного отделения. Через его лекции и семинары прошли сотни, если не тысячи студентов и аспирантов, сдававших кандидатский минимум по философии и до сих пор ощущающих в себе вкус знаний, привитый именно им. Мы восхищались мудростью мэтра и ценили его умение в атмосфере наших горячих и спорных мнений-притязаний мудро и просто выводить нас из лабиринта философских идей, разъясняя их смысл и значение.

С Авраамом Израилевичем Новиковым - заведующим кафедрой истории философии, более трех десятилетий нас сводила пропагандистская деятельность в Доме политического просвещения, на круглых столах, на радио, на лекциях. Востребованность, какую имел профессор Новиков, имели не более десятка тогдашних лекторов. Организаторы проводимых мероприятий воспринимали его согласие выступить как личную удачу, так как его лекции всегда гарантировали успех. Слушая выступления Новикова, мы поражались тому, как умел он находить актуальные аспекты затрагиваемых проблем, видеть их новые грани.

Номенклатурная должность Евгения Яковлевича Зазерского - бывшего ректора Института культуры, не заслоняла его личностных качеств, характера и темперамента, его самодостаточности. Можно по-разному относиться к его борьбе с бескультурьем, с курением, опозданиями, женскими брюками и пр., но нельзя не признать, что и ректор, и ректорат вели большую работу, позволявшую этому вузу быть в числе лучших. Мы не знаем, каких студенток факультета культурно-просветительной работы  имел в виду Тульчинский, но знаем, что именно студенты этого факультета были причастны к важной и интересной работе в поисках новых форм культурно-массовой работы с молодежью, от подростковых клубов по интересам до студенческих устных журналов. Опыт этой работы по просьбе Москвы был обобщен и востребован в стране, а наш город был в лидерах позитивной работы с молодежью.

Благодаря молодежному клубу  Петроградской стороны почти полвека ДК имени Ленсовета был законодателем молодежных форм, центром социализации молодежи, местом рождения новых идей и сообществ (книголюбы, друзья театра, участники дискуссионных клубов и т.д.). А организатором и многолетним лидером этих начинаний был Д. Генкин. Он больше всех сделал для организации досуга ленинградской молодежи, для превращения подвальных помещений в клубные, для устройства спортивных площадок и открытия молодежных кафе. Практический опыт, отраженный в его научных трудах, был использован при проведении Игр доброй воли и Московской  олимпиады.

Наконец, Петр Федотыч Никандров, один из создателей лучшего учебника по истории русской философии, протестуя против незаконного увольнения его с философского факультета ЛГУ, действительно повесился, но не на кафедре ФИНЭКа (как об этом сказано в книге), а в своей собственной квартире, где труп его через 10 дней обнаружила жена, уезжавшая с ребенком на дачу. Такова правда, но ее не хотел знать Тульчинский. У него были свои мотивы. Какие же? Версий возникает несколько: а) ради заработка, б) ради истины, в) ради улучшения нравов; г) ради  забавы и смеха, д) ради скандала в целях саморекламы. Можно также предположить, что это очередная РR-акция, специалистом по которой автор, безусловно, является, или  выполнение модного сегодня социального заказа опорочить российских философов, или всего понемножку. По мнению В. Давыдова, им двигало желание выбиться в гении и занять место в ряду таких философов как Кант, Гегель, Ницше и др. С этим можно было бы согласиться, если в этом ряду вместо означенных философов поставить Герострата и тех, кто делал все, чтобы любой ценой остаться в памяти потомков. Если бы это случилось в начале перестройки, можно было бы списать на массовое стремление высказать свое мнение, желание быть услышанным, но теперь, когда общество более или менее едино в негативной оценке прошлого, когда власть акцентирует внимание на стабилизации общества, появление таких "историй" вызывает, по меньшей мере, удивление и недоумение.

Создается впечатление, что за использованием имен известных и успешных людей стоит выпад против всей нашей высшей школы, против образовательной системы, которая добрые полвека считалась лучшей в мире. Были, конечно, недостатки, упущения, но в главном ленинградские вузы обеспечивали квалифицированными кадрами всю страну. Поэтому к ленинградским вузам и их выпускникам всегда относились с особым уважением и доверием.

Тульчинскому же все персоналии видятся через "черные очки". Его притягивает все отрицательное в людях. Большинство из тех, кто с ним общался, или с кем он соприкасался, получили негативные характеристики, основанные не на проверенных данных и даже не на его собственном опыте, а с чужих слов, рассказанных в не совсем трезвых компаниях. Не удивление, а протест вызывает сама возможность появления в печати осмысления такого "опыта". Неумение отделить главное, существенное от мелкого, суетного рождает мелочность и критиканство, переходящее в зубоскальство. Парадоксальное впечатление производит общий стиль книги, написанной порой сленговым или приблатненным языком, включающим неформальную лексику и откровенный мат. Давно известно, что стиль - это человек!  Исключение составляют несколько страниц, на которых разъясняется им суть логики, культурологии, семантики, семиодинамики, написанных "высоким штилем", более подобающим доктору философских наук.

В итоге напрашивается вывод, что, защитив докторскую диссертацию по проблеме понимания, он, к сожалению, не овладел искусством понимания. Об этом свидетельствует следующее: во-первых, осмеивая других, он осмеивает и себя, не осознав известной истины: о чем или о ком бы человек ни говорил, он говорит, прежде всего, о себе. Это подтверждает он сам в интернетовском ответе своим оппонентам. Извиняясь, он хочет в то же время, чтобы его понимали, уверяет, что не хотел никого ни оскорбить, ни обидеть: "Это мой опыт, мои личные оценки. Это не вы такие, это я вас такими увидел, мог и соврать, как очевидец". Страшен и противен  этот опыт. Страшен потому, что может возникнуть опасность создания прецедентов духовного терроризма и могут у него появиться подражатели. Стыдиться такого опыта принято каждому нормальному человеку, в противном случае - патология, которой могут заинтересоваться и сделать свои выводы юристы и психиатры. Но г-н Тульчинский не стыдится, а, наоборот, гордится собой. Глядя на коллег свысока, он снисходительно, с чувством превосходства описывает, каким победителем он всякий раз выходил из сложившихся ситуаций.

Во-вторых, он подставил своих немногих друзей (С. Гусева, Э. Караваева, Б. Липского, Т. Горичеву и др.), с кем советовался, вместе "поддавал", о которых теперь могут судить по принципу "скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты".

В друзьях, очевидно, числятся все те, кто помогал ему издать эти "Истории": представители международной кафедры ЮНЕСКО по философии и этике, члены президиума Санкт-Петербургского научного центра РАН, члены редакционного совета и др. Всех их он поставил в неловкое положение, впрочем, не сочувствие вызывают те, кто причастен к публикации  таких "историй" и такого "опыта", а желание получить ответ на вопросы: как могли появиться рекомендации к печати со стороны сотрудников Академии наук; чем аргументировано поощрение в осмеивании творческих личностей, сделавших много хорошего и в своей профессии, и в городе; почему так неразборчиво в отборе печатной продукции издательство "Алетейя", главным редактором которого является И. Савкин, сам в недавнем прошлом преподаватель философского факультета ЛГУ? Раньше в подобных случаях коллеги устраивали суд чести и даже изгоняли из своего сообщества, сегодня - неужели другие времена?

И.В. ТКАЧЕНКО, Н.М. ДОРОШЕНКО,
д.ф.н., профессор каф. Ф5


ИЗ РЕДАКЦИОННОЙ ПОЧТЫ

ЗАВОД И ВОЕНМЕХОВЦЫ

7 ноября 2008 года впервые была организована встреча выпускников Военмеха, работавших и работающих на нашем заводе.

В настоящее время это - Балтийский технический университет имени Д.Ф. Устинова, выпускающий специалистов для оборонных отраслей промышленности и отметивший свой 75-летний юбилей. За эти годы вузом подготовлено более 30 тысяч высококвалифицированных специалистов, которые дали нашей стране сотни изобретений и открытий, среди них лауреаты Государственных и Ленинских премий, Герои Советского Союза и Герои России. Выпускник университета, космонавт Г.М. Гречко с гордостью говорит: "Военмеховцы - вместе мы сила".

Выпускник Военмеха 1955 года Савинов Владимир Иванович, в дальнейшем ставший директором завода, был первым, кто по распределению пришел на наш завод. За ним Зубковский Вадим Михайлович - бывший начальник цеха 2, Золотарев Александр Васильевич - бывший начальник конструкторского бюро ОГТ. Выпускники Военмеха пополняли отделы главного технолога и главного конструктора. Всего на завод поступило более 30 выпускников, из них сегодня работают 14 человек.

Участников встречи приветствовал главный инженер завода Синюк Александр Исаакович, он отметил, что военмеховцы стали хорошими специалистами. С воспоминаниями о годах учебы и работы выступили В.М. Зубковский, Г.П. Берегова, Е.К. Сидельников, Ю.А. Губин, Г.В. Князев , А.В. Семичев и другие.

Большое впечатление произвела книга "Военмех и военмеховцы", собравшая в себе историю университета и его выпускников. Участники встречи оставили автографы в юбилейной книге "Военмеховцы - 75 лет на службе Отечеству". Эта книга вместе с фотографиями заводчан-военмеховцев будет передана в музей завода.

Участники встречи приняли решение о создании заводского альбома с фотографиями выпускников, а также избрали оргкомитет из пяти человек для организации и поддерживания связей между выпускниками университета, работавшими и работающими на заводе.

В оргкомитет избрали Ю.А. Губина, Г.П. Берегову, Е.К. Сидельникова, А.В. Бабурова и А.Л. Волкову.

Каждому участнику были вручены памятные сувениры. Все выпускники Военмеха остались довольны встречей, выразили глубокую благодарность ее организаторам, пожелали оргкомитету плодотворной работы.

Ю.А. Губин, НПП "НМЗ" - филиал
ФГУП "ГНПП Базальт", г. Нерехта

МАТЕРИНСКИЙ НАКАЗ

В нашем семейном архиве хранится извещение за № 1/031 следующего содержания: "Ваш сын красноармеец Худяков Григорий Егорович, уроженец д. Шувырино Н-Сергиевского района, верный воинской присяге, проявив геройство и мужество, погиб в бою за Социалистическую Родину. Похоронен в д. Крупичино Чудовского р-на Ленинградской обл.

Настоящее извещение является документом для возбуждения ходатайства о пенсии. (Приказ Н.К.О. СССР)".

Григорий Егорович Худяков - брат моей матери. Умирая, она наказала мне навестить его могилу. Однако жизненные обстоятельства складывались таким образом, что свое обещание побывать на месте захоронения дяди приходилось откладывать. И вот, наконец, такая возможность выдалась.

Я очень благодарен людям, которые своим участием помогли мне побывать у братской могилы, где среди фамилий героев, павших в боях за освобождение Ленинграда от блокады, есть и фамилия моего дяди. Большое спасибо сотруднице вашего университета Г.А. Капшук, председателю Совета ветеранов Военмеха В.И. Долину. Особая благодарность военкому г. Чудово С.Ю. Самойленко.

Владимир ГЛЕМБА,
Пермский край


ВСПОМИНАЯ ГОДЫ СЛУЖБЫ

БОЕПРИПАСЫ ВТОРОЙ МИРОВОЙ...

К вопросу об утилизации артиллерийских боеприпасов

В преддверии Дня защитника Отечества хочу поделиться с читателями нашей газеты некоторыми эпизодами моей службы в Военно-Морском флоте. Они относятся к ныне актуальным вопросам утилизации артиллерийских боеприпасов, о чем свидетельствуют тематические планы ежегодно проводимых научно-практических конференций кафедрой "Средства поражения и боеприпасы", и, видимо, в большей степени заинтересуют сотрудников и студентов кафедр Е3, Е4 и Е6.

В период с 1953 по 1963 год я проходил службу на Камчатской военной флотилии Тихоокеанского флота в частях 4-го управления (ракетно-артиллерийского вооружения) ВМФ. В 1962 году в должности начальника отдела объединенного склада артиллерийского вооружения и боеприпасов я был назначен руководителем работ по утилизации артиллерийских боеприпасов, полученных СССР по ленд-лизу от США в годы Великой Отечественной войны для обеспечения американских фрегатов и корветов. После окончания Второй мировой войны корабли были возвращены США, а боеприпасы корабельных артустановок в количестве порядка 200 тонн остались у нас. В основном это были 85-мм выстрелы унитарного заряжания.

В директивном указании 4-го управления Тихоокеанского флота на проведение работ по утилизации вышеуказанных боеприпасов предписывалось:

1. Разработать и представить на утверждение в 4-е управление флота технологический процесс разделки боеприпасов на элементы.

2. Подготовить личный состав к выполнению работ на все операции технологического процесса.

3. Утилизацию элементов боеприпасов, полученных в результате разделки, произвести следующим образом:

3.1. Порох пороховых зарядов, извлеченных из гильз, отправить на арсенал Тихоокеанского флота в г. Владивосток.

3.2. Латунные гильзы отправить на заводы промышленности в качестве цветного металлолома.

3.3. Снаряды со взрывателями, как опасные в обращении, уничтожить путем потопления.

Сложность выполнения задания состояла в том, что, в отличие от наших боеприпасов аналогичных образцов, американские 85-мм выстрелы унитарного заряжания не имели технологических разъемов взрыватель-снаряд и средство воспламенения-гильзу, что исключало возможность приведения их в неокончательно снаряженный вид перед распатронированием, как требовали того наши технические условия. Это обстоятельство ставило производство работ по утилизации указанных боеприпасов в разряд особо опасных.

Кроме того, по техническим условиям на эти боеприпасы, утвержденные руководителем приемки американским контр-адмиралом, допускалось на 1000 выстрелов - один самопроизвольный разрыв снаряда в канале ствола орудия, что еще более повышало степень опасности работ.

Ввиду того, что производственные мастерские части находились на другой стороне Авачинской бухты и перевозка утилизируемых боеприпасов требовала дополнительных затрат, командованием было принято решение о производстве работ по разделке боеприпасов на временном пункте работ.

Технологический процесс по разделке боеприпасов был разработан мною с учетом имеющихся возможностей при отсутствии производственных площадей и предусматривая необходимые условия выполнения правил взрывопожаробезопасности и техники безопасности при проведении работ.

После утверждения технологического процесса в 4-м управлении Тихоокеанского флота были проведены мероприятия по оборудованию временного пункта работ по разделке боеприпасов и подготовке личного состава к выполнению действий на каждой операции технологического процесса.

Для расположения временного пункта работ было выбрано место в ложбине между сопками с той целью, чтобы в случае взрыва взрывная волна уходила в сторону от технической и административной территорий.  На его строительство были использованы ящики из-под боеприпасов, заполненные песком. Из них были возведены внутренние и смежные стены помещений, а наружные стены и крыша были выложены брезентом также из расчета, что в случае взрыва в одном из помещений взрывная волна в основном уходила бы в сторону меньшего сопротивления.

Схематично размещение производственных помещений временного пункта работ по разделке боеприпасов показано на рисунке.

В первом помещении был установлен станок для распатронирования, на котором производилась ответственная операция по отделению снаряда от гильзы. После чего гильза с пороховым зарядом подавалась через "окно" в помещение 2, где порох извлекался из гильзы, помещался в специальную укупорку, а гильза со средством воспламенения подавалась через "окно" в помещение 4. Снаряд с взрывателем из помещения 1 подавался через "окно" в помещение 3, где укупоривался в штатный ящик.

Элементы выстрелов не накапливались в помещениях, а сразу же перемещались в места их складирования, размещенные на расстояниях, исключающих возможность взрыва на расстоянии. Гильзы со средствами воспламенения (типа запальной трубки Норденфельда) вывозились с технической территории на спецплощадки, где производилось их охолащивание путем механического воздействие на средство воспламенения.

Организация работ по разделке унитарных выстрелов строилась на неукоснительном соблюдении технологического процесса, строгого выполнения правил взрывопожаробезопасности и техники безопасности на всех операциях. С этой целью перед началом работ проводились ежедневные инструктажи личного состава. Кроме этого, на каждом рабочем месте имелась технологическая карта с указанием наиболее ответственных операций, способах их проведения и меры безопасности. Все работы проводились под моим личным руководством, а всякая инициатива и отступления от технологического процесса со стороны личного состава исключались.

Работы по разделке боеприпасов производились в течение июня-августа. В результате разделки боеприпасов на элементы ориентировочно было получено: пироксилинового пороха - 8 т.; латунных гильз (цветной металл) - 40 т.; снарядов с взрывателями - 120 т.; металлической укупорки - 15 т.

В соответствии с заданием, порох пороховых зарядов в спецукупорке готовился к отправке на арсенал; гильзы, после охолащивания, готовились к отправке на заводы промышленности в качестве цветного лома; снаряды со взрывателями подлежали уничтожению путем потопления. Последняя задача требовала повышенных мер безопасности и больших физических и морально-психологических нагрузок на личный состав.

На потопление боеприпасов была выделена 250-тонная баржа и буксир. Погрузка снарядов в окончательно снаряженном виде, укупоренных в специальные ящики, производилась вручную со всеми мерами, обеспечивающими технику безопасности. По бортам баржи были установлены и закреплены специальные деревянные лотки, по которым снаряды должны были опускаться до уреза воды, с тем условием, чтобы избежать удара о  водную поверхность.

Когда начали движение, произошла, как сейчас говорят, нештатная ситуация. При буксировке баржи оказалось, что у нее неисправно рулевое управление и при движении она начинает рыскать с одного борта на другой и могла наскочить на боны, ограждающие вход в бухту, или встречное судно. Пришлось возвращаться. Встал вопрос, что делать? Перегружать боеприпасы на другую баржу - трудоемко и небезопасно. Выход был найден следующим образом. Вблизи находилась станция по изготовлению деревянных щитов для артиллерийских стрельб. В качестве "руля" было выбрано здоровенное бревно, за оба конца которого были закреплены пеньковые тросы. Концы тросов были заведены за кормовые кнехты обоих бортов.

Это «рацпредложение» вполне оправдало себя и позволяло не только повысить устойчивость движения баржи за счет увеличения сопротивления, но и давало возможность маневрирования за счет выбора-травления концов с одного или другого борта.

После оборудования "рулевого управления" начали движение в район потопления боеприпасов, который находился в 20 милях от ворот бухты. Район потопления боеприпасов обозначен на картах в виде прямоугольника со сторонами 5-8 миль и глубинами > 500 м.

В соответствии с Инструкцией по уничтожению боеприпасов путем потопления работы по потоплению производятся при волнении моря не более 2 баллов. Но на Тихом океане даже при полном штиле так называемая "мертвая зыбь" дает такое волнение.

Выполнение нашей операции проходило под пристальным наблюдением оперативного дежурного по флотилии. Ему через интервал в полчаса докладывалась обстановка, данные о скорости хода, о состоянии моря. И уже при подходе к району затопления получаем радиограмму: "Штормовое предупреждение. Операцию отложить. Возвращаться в базу". Пришлось возвращаться.

И такие походы с возвращением даже из района потопления повторялись неоднократно. А время шло к зиме, и оставлять баржу с опасным грузом в бухте было небезопасно. Тем более, что она стояла недалеко от траверза ворот бухты и рыбзавода, по которому постоянно проходили рыболовецкие траулеры. И был случай, когда в ночное время один из них шел прямо на баржу. Хорошо, что вахтенный это вовремя заметил и запустил осветительную ракету.

При заступлении оперативным дежурным заместителя начальника 4-го отдела флотилии было принято решение - при любых условиях завершить эту операцию. Вышли рано утром. Погодные условия нам благоприятствовали. При входе в район начали операцию по потоплению боеприпасов. На каждый борт было установлено по 2 лотка у которых работало по 3 матроса. То есть смена составляла 12 человек. Работали непрерывно в две смены. Некоторые матросы не выдерживали качки, началась "морская болезнь".

Качественный инструктаж и постоянный контроль за ходом работ способствовали благоприятному исходу операции. Правда, был случай, который заставил поволноваться и нарушить инструкцию, следуя которой снаряд при потоплении должен опускаться в лоток. Но при потоплении 120-мм противопехотных мин оказалось, что при попадании в воду стабилизатор мины изменяет ее направление, и она касалась подводной части корпуса баржи, что вызывало неприятное ощущение. Было принято решение просто бросать ее подальше от борта.

Так, преодолевая всевозможные трудности, мы выполнили боевую задачу по утилизации боеприпасов, полученных от США в ходе Великой Отечественной войны.

Василий ДОЛИН, начальник штаба ГО и ЧС БГТУ,
полковник-инженер в отставке


ОБСУЖДАЕМ ПРОБЛЕМЫ ВУЗА

МЫ - ЗА ПРЕДЛОЖЕННЫЙ КУРС!

На исходе прошлого года и.о. ректора БГТУ обратился к коллективу университета  ("За инженерные кадры", декабрь 2008 г.). Примечательно, что сначала К.М. Иванов выступил за "отсев ненужного, наносного", ибо это позволит ускорить начало посткризисного подъема. Указав следом на необходимость "разработать пути решения неотложных проблем", он отметил, что в связи с этим важно "сплотить коллектив".

Основные "векторы дальнейшего развития университета" было предложено увязывать с активизацией работы в сфере науки, инноваций и кадров, с концентрацией усилий на развитии инновационных технологий. Этот тезис руководителя вуза - прямое подтверждение правильности направления, в котором на кафедре Р4 работает созданная автором группа преподавателей и учащихся. Наши основные 5-летние достижения включают:

1) инициирование учреждения "Вестника БГТУ", вклад в его появление и формирование портфеля этого периодического научного издания;

2) создание новых учебных дисциплин - «Инновационные основы социально-экономического развития» и «Технологический маркетинг»;

3) публикацию трех учебных пособий, одной монографии, около 100 статей и привлечение к участию в НИРС почти 80 учащихся;

4) получение ученой степени кандидата экономических наук доцентом Дунаевым С.А.;

5) подготовку магистров по программе "Инновационный менеджмент";

6) творческие контакты с Институтом проблем региональной экономики Российской академии наук (РАН), петербургскими госуниверситетами (СПбГУ, Европейским, Инжэкон и Финэк) и отделением Вольного экономического общества России.

К главным задачам группы в среднесрочной перспективе относятся:

- издание беспрецедентного для российской системы образования учебного пособия "Инновации и социально-экономическое развитие" с грифом УМО, связанного с 7 ныне преподаваемыми в БГТУ курсами;

- обеспечение начала обучения в 2009 г. студентов по новой специализации "Управление инновациями";

- участие в выполнении Федеральной целевой программы "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009-2013 годы";

- создание учебно-научной лаборатории инновационных технологий и экономики;

- публикация учебника "Модернизация России" и обеспечение включения одноименного курса в Российский образовательный стандарт;

- создание в БГТУ объединенного диссертационного совета по специальности "Организация производства (в промышленности)" с правом приема к защите диссертаций по экономическим и техническим наукам;

- защита одной докторской и двух кандидатских диссертаций;

- превращение "Вестника БГТУ" в издание, рекомендованное Высшей аттестационной комиссией соискателям ученых степеней по экономическим наукам для публикации результатов диссертационных исследований;

- расширение сферы творческого сотрудничества с привлечением других факультетов БГТУ, вузов и институтов РАН.

Сотрудники кафедры Р4 готовы внести посильный вклад в осуществление задач, стоящих перед университетом.

Юрий Иноземцев,
д.т.н., профессор каф. Р4

От редакции: предлагаем продолжить начатый разговор о проблемах развития университета


ЖИВУТ СТУДЕНТЫ ВЕСЕЛО


Геннадий СТОЛЯРОВ,
выпускник Военмеха 1957 года

(Продолжение. Начало в № 8-9 за 2008 год).

Вовку в парилку - очки в копилку!

Вовка Соколов - экс-чемпион Эстонии по вольной борьбе в легком весе. Когда Военмеху потребовалось выставить в команде борца в наилегчайшем, решено было делать его из Вовки. Скинуть с него надо было шесть с половиной килограммов. Да где их возьмешь? Он и так миниатюрный и ни грамма жира. Но неделя кормежки одними лимонами - и четыре кило долой! Затем подхватили его под белые ручки - и всей комнатой в баню на Красноармейской. Контрольное взвешивание - и в парилку. Ребята - по полкам. Они, видите ли, борцы. Им через день на ковре кувыркаться. А мне, интеллигентному легкоатлету, веник в руку и махай! Похлестал я Вовку и отнес на весы: кило он сбросил. Второй заход. Результат скромнее и пациент уже пообмяк. Просит:

 - Ребята, поставьте мне тазик с холодной водой - голову макать, а то могу копыта отбросить.

Сам я тоже ухайдакался. Передал веник Толику. Вынесли Вовку на четвертое взвешивание. Что за черт! Вес - выше первоначального! А пациент покаянным голосом:

 - Простите меня, ребята. Мне так муторно стало, что я маленько из тазика хлебнул.

Заглянули в парилку, а там воды в тазике меньше половины!

На соревнованиях победила наша команда! И Вовка добавил в общую копилку драгоценные очки. К тому же без боя! Противник не смог выставить борца в наилегчайшем весе. Видимо, тот не проявил силы воли и выпил весь тазик.

На следующий год мы слушали эту историю по радио в исполнении петросянов середины прошлого века.

Ноты для ангелов

А еще доблестный борец Вовка Соколов прославился своей панической фразой:

 - Кажись, я сессию завалил на стипендию!

Дело в том, что Вове за погибшего на фронте отца-комбрига пенсия положена. И сдавать на стипендию ему ну никак нельзя: пенсию отымут! Пенсия побольше стипендии будет. И у пенсии еще одно немаловажное свойство: ее выплачивают за три дня до стипендии!

Приходишь из института, а на столе Вовкина записка:

«Ребята!Деньги в тумбочке».

В жизни не приходилось читать более экспрессивного текста. Не слова, а ноты для ангелов и сирен! Листок с этими нотами до сих пор храню.

А ведь не так давно начинали мы жизнь в общаге вполне прилично, в гармоничном согласии с либеральными ценностями. Даже Толяй Сорокин, прибывший из вологодской глухомани, держал вначале свое движимое и съедобное имущество, хоть и в плебейском фанерном чемодане, но под вполне пристойным висячим амбарным замком. Но совковый быт быстро разъел ржавчиной коллективизма наши нежноэгоистичные души.

Обмерить и дОлОжить!

Проснулся я от позвякивания ложечки в стакане. Видимо, танки с Кировского идут по Обводному на погрузку. Но ни рева моторов, ни лязга гусениц. В темноте присмотрелся - дверца тумбочки, в которой стоял стакан, приоткрыта. Быстро захлопнул и запер дверцу вертушкой. Попался, мышонок! Надел тапочки, которые давно уже в шлепанцы превратились, взял швабру и бужу Вовку Соколова. Вовку, потому как Толиков (Соловьева и Сорокина) и пушкой не разбудишь.

- Вова, вставай! Я мышонка в тумбочке запер. Вынесем в умывальник, там поймаем - пол бетонный и никаких помех.

Вовка быстро натягивает тренировочные штаны из плотной байки и кожаные борцовки с высокими голенищами. Тащим тумбочку и ставим в центре умывальника. Держа в правой руке швабру, левой приоткрываю тумбочку и, постукивая пальцем по задней стенке, ласково говорю:

- Вылезай, мышонок!

А из тумбочки пулей вылетает серое чудище размером с поросенка и с длинным розовым лысым хвостом! Со страху я потерял контроль над обстановкой. Как Вовка оказался на тумбочке раньше меня, я не зафиксировал. Два круга я гнался за крысой. Шлепки путались под ногами. Выпады, в попытках придавить зверя шваброй к стенке, запаздывали и успеха не имели. Крыса начинала сердиться. Пробегая мимо угла, она иногда бросалась на стенку и делала кульбит назад через голову на уровне моего лица. Показывая при этом свою акулью пасть и омерзительное пузо.

Вовка на тумбочке нагло отклонял мои рациональные предложения поменяться местами. Доводы, что он защищен до пояса борцовками и толстыми штанами, в то время как я голенький, тонкокожий блондин, к тому же бесштанный, если не считать трусиков (шлепки я уже растерял на трассе), на него не действовали. Он в своей Эстонии насосался западных либеральных идей и верещал, что каждый умирает в одиночку и должен быть сам за себя.

Ситуация стремительно ухудшалась: уже не я гнался за крысой - она догоняла меня! Если бы на моем месте была Джулия Робертс, наверняка бы "уписалась в трусики". Да и я, по чести говоря, вполне готов был стать ее подражателем.

А ренегат на тумбе юродствовал:

- Генка! Или ты ее сейчас придавишь, или она тебя сожрет!

(Это он, индивидуалист хренов, не обо мне, а о себе беспокоился, чтоб не попасть зверюге на второе!)
В отчаянье я остановился. Через пару миллисекунд крыса, догоняющая меня по внешней дорожке, будет пересекать мой радиус. Я послал швабру с упреждением - и они встретились!

Добычу уложили на фанерную крышку от посылки (по диагонали тело уместилось, хвост свесился). Крышку - на подушку старосте комнаты Толяю Сорокину. Нос к носу. Врубили полный свет. Растолкали с трудом: - "Принимай новопреставленного жильца нашей комнаты!"

Толяй приоткрыл один глаз. Оглядел. Даже  бровью не повел.

"Обмерить! ДОлОжить! И ОприхОдОвать!" - изрек гигант севернославянской мысли с бесподобным вОлОгОдским ОкцентОм. И вновь погрузился в сладкий сон помогать беспробудному Толяю Соловьеву.

Взяли мы металлическую полуметровую линейку. Обмерили корпус и хвост. Записали результат. И оприходовали новопреставленную в мусорный бак.

На утро разбежались на лекции. По возвращении наблюдаем роскошную картину.

За столом сидит будущий лауреат Анатолий Федорович Соловьев. Оне чай из трехлитровой банки кушают. Всыпали туда полпакета сахара. Металлической линейкой помешивают. От целого батона откусывают. И пот ладошкой со лба отирают.

Рассказали ему о ночном происшествии. В подробностях. И про линейку не забыли упомянуть. Анатолий Федорович нас внимательно выслушал и решение старосты единогласно одобрил. И невозмутимо продолжил ритуал чаепития.

Непроходимец

Засекреченный псевдонимом А.Ф. Грачев в книге издательства "Наука" 1971 г., Толя Соловьев делал ходовую часть Лунохода, который везде проходил.

А на Земле с проходимостью у Толи дела обстояли не так гладко. Скорее, совсем наоборот. Ну не был он проходимцем. Судите сами.

Подзаработав деньжонок, прихватив девчонок (уже жен и только еще кандидатш на эти должности), направились мы на экскурсию в Москву. Комитет комсомола организовал нам общежитие архитектурно-строительного института. Программа - Третьяковка, Исторический, усадьба Толстого, ВДНХ. И тут как раз новое здание МГУ на Воробьевых горах открылось! Открыться-то открылось, да у дверей сладко дремала неусыпная стража в виде любимой тещи, но уже с кобурой взамен сковородки.

Изучив подходы-отходы, решили косить под студентов-иностранцев, которых теща пропускала без студенческих. Вовка Саврей на книжной обертке какие-то аглицкие словеса изобразил. Сорокину, на всякий случай, приказали рта не раскрывать. И загалдев, как нам казалось, по-английски, поперли скопом на тещу. Все прошли!.. Кроме борца-перворазрядника и детдомовца Толи Соловьева. По правде говоря, западным гламуром от него и не пахло: шея накачанная, руки - лопаты. Такими только кистенем на большой дороге помахивать.

Сработало у тещи классовое чутье! Распознала она в нем тамбовский чуждый элемент, на который тухачевского газу не хватило! И перегородила она Соловьеву напрочь вход в храм науки своим мощным, экологически-чистым (ни грамма силикона!) торсом.

По мере того как жизнь развертывала перед Толей свою пеструю ленту, плотность непрохонже нарастала. Расскажу  об одном только дне с моим участием. (Как записали в корабельном журнале первые русские мореходы к японским берегам: "Пишем, что наблюдаем, а чего не наблюдаем, того не пишем").

Приехал я в Питер на вручение Военмеху ордена Ленина. Дважды до этого приглашения отменяли - никак Д.Ф. Устинов и питерский секретарь Романов совместное время не могли выкроить. Встретились с Толей в институте - поздравили Людмилу Владимировну Полонскую с ее юбилеем. Потом поехали в Красное Село - Толе надо было переодеть костюм (штаны и тапочки заменить). Приехали к Октябрьскому залу минут за десять до начала. Я прошел, а Толю, как водится, романовские стражники цап и не пустили - оказалось, переодеваясь, он оставил в старом костюме пригласительный билет. И лауреатская медаль одного из виновников ликования на них никакого впечатления не произвела, и ни к каким опознавательным действиям не побудила. В теории бюрократии этот феномен именуется "заученным неумением". Да о чем речь: С.П. Королева не пускали на трибуны Красной площади и в президиум торжественного заседания по случаю годовщины космонавтики! А Никита отказал Нобелевскому комитету -"У нас нет такого конструктора "Королев", спутник сделал советский народ". И ни разу не допустил его встречать космонавтов. Правда, себе очередные звездочки навешивать не забывал.

А что же делать с нашим непроходимцем?

Когда преёт непруха, применяй старый проверенный рецепт - беги плакаться в жилетку Славе Веселову! Побежал. Разыскал. И Слава проблему решил.

Наградились. Выслушали коммент министра ВышОбраза Елютина, что по золоту (героев и лауреатов) на выпускную душу Военмех первый в Союзе. Встретились с однокашниками из пятисоток. Пошли гурьбой в буфет и увидели грустное подтверждение елютинского стейтмента, что лауреатов у нас много: все из буфета подчистую вымели! Досадно. В кои-то веки встретились!

Толкнулись в три окрестных ресторана. Так как Толя Соловьев был с нами, о результате вы сами догадаетесь.

Говорю: - Ребята! Айда ко мне. Меня Степан Михалыч в интуристовской гостинице поселил. Номер одноместный, но на полу палас, разместимся. Судя по круглосуточно мертвецки пьяным трупам (и труппам) финнов в коридорах, ресторан там всегда открыт. Закажем в номер. И запомните номер номера! А сейчас ловим такси. Я с первой машиной - делать заказ.

Вторая машина пришла следом. Последняя - минут через двадцать. Вваливаются они в номер и говорят (вы опять угадали!):

- Там Толю Соловьева швейцар застопорил!

НАШИ ПРЕПОДЫ

Майор-пожарник

Технику безопасности читал нашему потоку знаменитый майор-пожарник, участник тушения всех крупных предвоенных и блокадных пожаров. Жаль запамятовал имя. Подскажете - спасибо! Бытовало правило, что хотя бы один человек из группы должен присутствовать, чтобы законспектировать хиты. Мы их с восторгом учили наизусть. Полвека прошло - помню. (И это только толика, пришедшаяся на мое дежурство)

Дефиниция.

Пожар - это физико-химический процесс превращения народного добра в дым.

Описание пожара театра Ленкома.

Все, что было пьяным в окружающих пивных, вышло на линию огня. Люди носились со своими пожитками, как курица с первым яйцом, поминая всех родственников, по женской линии, до седьмого колена.

Соблюдай технику безопасности!

На мыловаренный завод прибыла пара молодоженов-технологов. А с техникой безопасности на этом заводе дело обстояло из рук вон плохо. Деревянные мостки над мыловарными чанами были хлипкие, грязные и скользкие, перила - шаткие. Короче, однажды глава молодого семейства пропал. А при разливе сваренного мыла обнаружилось обручальное кольцо.

Администрация и общественность оказались в затруднительном положении: как реагировать? Несчастный случай? Это одно дело. Но и не учесть мнения отдельных членш профсоюза, что супруг выбросил кольцо и слинял от вздорной половины, тоже нельзя.

Решили: партию мыла, в которой нашли кольцо, пустить в продажу с наценкой 5 коп. на кусок.

Вот что осталось от молодого специалиста на предприятии, где не соблюдалась техника безопасности!

Опыт - молодежи!

А однажды мне довелось инспектировать пожарную безопасность в женской тюрьме…

Когда массивная железная дверь общей камеры с душераздирающим ржавым скрежетом за мной захлопнулась, и я оказался один, в окружении не вполне одетых женщин, все, что я мог пролепетать, было:

 - Ша, бабоньки, я тут - исключительно в смысле пожарной безопасности!

Генерал Максимов

Много воды утекло...

В наше время в группах было по 1-2 девушки. В кино - первый прогон первой серии Тарзана. По Питеру гулял злой анекдот: Тарзан, Джейн и Чита приехали в Питер. Тарзан поступил в Лесгафта, сходу стал мастером спорта. Джейн - в Герцена на факультет английского языка, отличница. А Чита - в Военмех. Первая красавица на факультете!

Утешало лишь то, что в день профпраздника 19 ноября (единственный день в году, когда можно было пригласить посторонних в наш, восхитительно оштукатуренный под мрамор, актовый зал), 1-я Красноармейская была перекрыта толпой жаждущих девиц!

А теперь - Мисс питерских вузов из Военмеха! Восторг! Целую ручки! (И, надеюсь, что это не подорвет обороноспособность страны, а напротив - укрепит!)

Гвоздем профпраздника был доклад о Дне артиллерии генерала Максимова. Наши гостьи были наслышаны об этом. И за пять минут до начала торжественной части даже буфеты на этажах пустели. Парочки из темных аудиторий и полутемных коридоров, как бабочки на свет... Нет-нет, точнее, как бурный поток, прорвавший плотину... А еще точнее, как стадо слонов при открытии ГУМ-ЦУМ-Детского Мира, устремлялись в Актовый зал. Рассаживались, утрамбовывались в проходах и замирали, как на Красной площади при команде "Парад, СМИРНО!"

И точно в 19:00:00 генерал Максимов (в войну он был в артрезерве Верховного главнокомандования) начинал артподготовку празднования. Доклад всегда продолжался ровно 12 минут, хоть хронометры проверяй. Кульминацией была фраза: - "Русская артиллерия бивала шведов, турок, поляков, прусаков, хранцузов..."

Генерал Максимов преподавал нам системы вооружения.

 На одном из первых занятий появился студент, опоздавший на лекцию минут на пять:

- Разрешите войти, товарищ генерал?!

- Почему опоздал?!!

- Задержался, товарищ генерал!

- Пшел вон!!!

(И обращаясь к аудитории) Солдат (но, вспомнив, кто мы такие, поправляется), равно как и матрос, равно как и студент, имеет право опаздывать на занятия только в том случае, ежели у него живот схватило! Ясно?!

- Так точно, ясно, товарищ генерал!

После этого можно было явиться хоть к концу второго часа:

- Почему опоздал?!!

- Живот схватило, товарищ генерал!

- Садись!

На занятиях по автоматическому стрелковому оружию армий наших партнеров, он скомандовал студенту:

- К стрельбе товьсь!

Студяга мнется. Неохота ему ложиться за аглицкий пулемет на пыльный матрац на бетонном полу бункера.

- Что стоишь? Штаны испачкать боишься? Встань в строй! Я сам покажу. Я штаны испачкать не боюсь. Я - генерал! У меня штанов - много!

(Продолжение следует).


СПОРТ

Возрождение большого хоккея в Военмехе

Национальный дух русского народа, как ни парадоксально, наиболее полно и емко отражает изобретенный в Канаде хоккей с шайбой. Важно то, что эта игра очень быстрая, жесткая, технически очень сложная, в нее сегодня играют не только мужчины, но и женщины (правда, по особым правилам).

Хоккей с шайбой, ставший благодаря наличию искусственного льда круглогодичным, — это несомненно истинно военмеховский вид спорта.

Так оно и было многие годы. Мне посчастливилось влиться в сборную команду ЛМИ в 1970 году. Так получилось, что тренировали эту команду легендарные ленинградские спортсмены Николай Николаевич Абросимов и Валентин Васильевич Федоров. В.В. Федоров был вообще уникальным человеком и педагогом - заслуженный мастер спорта СССР одновременно и по футболу и по хоккею, в том числе русскому, герой блокадного матча на стадионе "Динамо", настоящий тонкий психолог-наставник, знаток человеческих душ.  Н.Н. Абросимов был всегда менее эмоционален, сдержан, предельно корректен, игроки его любили и про себя называли "Рамсей", сравнивая его с великим английским футбольным тренером тех лет.

Как можно было несерьезно относиться к тренировкам, имея таких наставников, тем более, что за место в основном составе шла настоящая  борьба. В указанном выше году в ЛМИ поступила группа очень сильных ребят из групп подготовки команд мастеров СКА и "Динамо" Ленинград, что к началу сезона позволило сформировать ансамбль, готовый бороться за призовые места в первой группе чемпионата вузов. 

Напомню, что в хоккей в те годы играли все, заливались на стадионах масса катков, спортивные клубы участвовали в городских соревнованиях, выставляя команды разных возрастов (от маленьких детей до седых ветеранов), два учебных института (ЛИИЖТ и ЛПИ) имели команды мастеров, правда, относительно недолго. Добавим, что в первой группе чемпионата города, кроме означенных выше, были команды Института физической культуры им. П.Ф. Лесгафта,  ЛИХП, ЛГИ, ЛИТМО, ЛПИ им. Герцена и др. Молодежи было на кого равняться, так как сборная команда СССР была многократным чемпионом мира, Европы и Олимпийских игр, а начиная с 1972 года она стала побеждать "непобедимых" дотоле канадских профессионалов. Фатастично, но в матчах чемпионата вузов нам иногда приходилось сражаться с игроками, выступавшими за различные сборные команды СССР!

Замечу, что успех в любом деле, а тем более в спорте, не приходит сам по себе - это, как правило, творческий процесс и тяжелый непрерывный труд, где количество и мотивация превращаются в медали чемпионов и, самое главное, победы над самим собой.

Именно так произошло в 1970 году. Разгар зимней сессии, решающий матч между претендентами на золото, командой института физкультуры и ЛМИ (Военмеха). Мы, бледные, недосыпаюшие, сдающие высшую математику, физику, теормех, старшекурсники - прикладную газовую динамику, спецдисциплины и т.д., за спиной вместе с формой тубусы с чертежами (курсовики, дипломные работы, просто "хвосты").

Нас 10 человек, включая вратаря Александра Воронкова ("Шуры"), футболки красные, шлемы красные, как у японских самураев (Чтобы не реагировать на кровь…). Стадион института им. Лесгафта полон, все активно болеют за своих. Раскатка, на льду 35 соперников, с красными лицами, пышащими богатырским здоровьем, все как один профессионалы, всем нужна пятерка по специализации, у борта стоит ректор, 3 запасных вратаря.

Добавлю, что судьи, мягко говоря, "ангажированы" и дают играть очень жестко, на грани фола. Потом было много серьезных ледовых баталий, призов, финалов, кубков, но та "мясорубка" незабываема.

Третий период, счет 3:3, два наши игрока не в состоянии играть из-за тяжелых травм. Противник выходит к нашим воротам "один в один", вратарь лежит (сбит напором атакующих), бросок в пустые ворота...

Но, резко поднимается рука с ловушкой, и шайба поймана! До конца игры 2 минуты, выиграно вбрасывание в средней зоне. В. Романов дает пас А. Марейчеву, тот в одно касание выводит реактивного Александра Лебедева и он, как он потом говорил, забивает самый важный в своей жизни гол. Военмех - чемпион!

Отмечу еще один момент - в команде росли и бурно прогрессировали новички, с которыми работали, и они становились классными игроками.

Этот путь от новичка до мастера и лидера команды за 5 лет прошел, например, Игорь Анатольевич Утесов, который в 2007 году, не побоюсь этого высокого слова, буквально из ничего возродил хоккей в нашем университете. Несмотря на его безвременную кончину, зерно посеянное Игорем, проросло и превратилось в здоровый и мощный побег. Дело наставника продолжет аспирант и талантливый организатор Евгений Марков.

Команда БГТУ "Военмех" по хоккею заявлена и успешно выступает в студенческом чемпионате города. Для закрепления в группе лидеров ей необходима посильная помощь, в том числе организационно-финансовая.

Команда живет в режиме самофинансирования: ребята сами оплачивают недешевый лед, спортивный инвентарь, рекламные акции и т.д. Летом планируется специализированный учебно-тренировочный сбор команды в нашем спортивно-оздоровительном лагере "Лосево". Делается попытка создать команду ветеранов, которая могла бы выступать на ряде международных турниров. В марте будет проведен  турнир памяти И.А.Утесова (открытый кубок Военмеха) между сборными командами факультетов. Думаю, что к этому процессу неплохо было бы подключить профсоюз, УКВР, деканаты, спонсоров.

Отмечу еще одну существенную деталь в хоккейной команде Военмеха. В свое время блистал, потом и руководил ею, нынешний заведующий кафедрой хоккея СПбГУФ им. П.Ф. Лесгафта, член федерации хоккея России, президент СЗ федерации хоккея, д.п.н.,  профессор Л.В. Михно, с которым мне довелось играть в одной тройке несколько лет.   Несомненно, что необходимо попробовать наладить взаимовыгодное сотрудничество, используя этот административно-корпоративный ресурс.

Очень позитивно отозвался на возрождение команды С.К. Крикалев (см. фото). Напомним, что хоккей с шайбой входил долгие годы в программу психо-физиологической подготовки советских космонавтов.

У нашей команды есть неплохая, на мой взгляд, группа общественной поддержки, что,   несомненно, способствует пропаганде физкультуры, спорта и здорового образа жизни.

В заключение отметим, что в хоккей играют, прежде всего,  головой и напомним слова воинского катехезиса 17 века о том, что "стадо оленей, руководимое львом, значительно сильнее стаи львов, руководимых оленем…".

Пожелаем удачи студентам-спортсменам, тренерам и, конечно, болельщикам хоккейной команды Военмеха.

Сергей Москвин,
доцент каф. Е3


Команда Военмеха после очередной победы в чемпионате 2009 года
с летчиком-космонавтом С.К. Крикалевым


V ТУРНИР ПО БОКСУ ПАМЯТИ УЧИТЕЛЯ

15 декабря минувшего года в университете прошел V межвузовский турнир по боксу, посвященный памяти Антона Иосифовича Турецкого, участника Великой Отечественной войны, стоявшего у истоков создания кафедры физического воспитания и спорта и бокса Военмеха. Этот турнир становится все более популярным среди вузов Санкт-Петербурга. В этом, конечно, заслуга ученика А.И. Турецкого - Бориса Петровича Усольцева, чьё имя известно не одному поколению военмеховцев.

Перед началом боев спортсмены и зрители почтили минутой молчания память выпускника Военмеха 1967 г., известного судьи по боксу Владимира Бровко, ушедшего из жизни накануне турнира.

В этих интересных соревнованиях приняли участие сильнейшие боксеры -студенты из шести вузов нашего города: Университета физической культуры им. П.Ф. Лесгафта, Политехнического университета, Университета водных коммуникаций, Архитектурно-строительного университета, филиала ФИНЭКа г. Гатчина.

Несмотря на то, что счет матча БГТУ - вузы СПб 5:2 в нашу пользу, все бои были очень напряженными и упорными, и начало турнира было не в нашу пользу. Так, В. Левин (гр. Е472) в упорном бою уступил по очкам боксеру из "Политехника", а Ю. Ипполитов (гр. К581) уже в первом раунде получил травму и не смог продолжить поединок. В полулегком весе к.м.с. Алексей Мазур (гр. Р184) в напряженном бою красиво переиграл агрессивного и сильного боксера из ГАСУ.

Кандидаты в мастера спорта Алексей Комаров (гр. М255) и Сергей Богданов (гр. Р174) в трудных поединках взяли верх над своими соперниками из команд ФИНЭКа г. Гатчина и ГАСУ соответственно. Особенно острым и захватывающим был поединок мастера спорта Петра Хамукова (гр. Р184), участника недавнего чемпионата мира в Мексике, с одним из сильнейших боксеров Санкт-Петербурга, мастером спорта из ГУФК им. П.Ф. Лесгафта Денисом Велиховым. Все четыре раунда этого боя прошли в жестком противостоянии, в котором никто не хотел уступать. В конце поединка нашему боксеру удалось перехватить инициативу и несколькими четкими ударами склонить бой в свою пользу. В результате все судьи единогласно присудили победу П. Хамукову. В полутяжелом весе, которым завершался этот интересный турнир, между чемпионом Санкт-Петербурга Дмитрием Богдановым (гр. Р164) и неоднократным призером чемпионатов вузов города Романом Цветковым из ГУФКа, победу одержал наш боксер. Все участники турнира были награждены медалями, дипломами и подарками, которые вручали ветераны бокса Военмеха и нашего города.

Подводя итоги V Межвузовского турнира, хотелось бы сказать большое спасибо за помощь и поддержку в его проведении директорам институтов БГТУ, профессорам К.М. Иванову, Ю.В. Загашвили, В.А. Бородавкину, Г.Д. Невзоровой, а также генеральному директору ОАО "Рыбокомбинат" С.Н. Казунину.

Сергей ПИСКОВ,
доцент каф. ФВиС


ПОЗДРАВЛЯЕМ ЮБИЛЯРОВ!

Исполнилось 85 лет доктору исторических наук, профессору кафедры истории, участнику Великой Отечественной войны, ветерану БГТУ ВИНОГРАДОВУ Ивану Ивановичу.

Иван Иванович родился 16 января 1924г. в крестьянской семье. В пятнадцать лет вступил в комсомол, в девятнадцать - стал кандидатом в члены Коммунистической партии. В августе 1942 г. Иван Иванович добровольно вступает в ряды Советской Армии, выполняет обязанности политрука роты, комсорга и парторга учебного батальона. В 1943 г. Иван Иванович становится членом партии. После окончания войны он демобилизуется и возвращается на комсомольскую работу. В 1949 г. его направляют на учебу в Ленинградскую областную партшколу. Одновременно с учебой в облпартшколе Иван Иванович поступил на исторический факультет ЛГУ, который закончил в 1953 г.

Почти полвека связывают И.И.Виноградова с Военмехом. Иван Иванович прошел путь от ассистента до профессора и заведующего кафедрой. Научная и педагогическая деятельность Ивана Ивановича многогранна - он щедро передает свои знания и опыт студентам, аспирантам и коллегам. Иван Иванович ведет большую научно-исследовательскую работу и является автором более 120 научных работ по проблематике Великой Отечественной войны, учебных и учебно-методических пособий.

Многолетний добросовестный труд И.И.Виноградова отмечен государственными наградами: медалями "За трудовую доблесть", "К 30-летию Комсомола", "За Победу над Германией в годы Великой Отечественной войны", "К 100-летию В.И. Ленина" и многими другими. Иван Иванович является Почетным работником высшей школы, а к 75-летию БГТУ награжден Почетной грамотой губернатора Санкт-Петербурга.

В последние годы Иван Иванович является профессором-консультантом кафедры и участвует в подготовке методического обеспечения учебного процесса, реализуя свои замыслы и педагогический талант.

Высокие профессиональные качества, доброжелательность и отзывчивость снискали Ивану Ивановичу авторитет и уважение среди коллег и студентов университета.

Коллектив кафедры истории поздравляет Ивана Ивановича Виноградова с юбилеем и желает крепкого здоровья, бодрости, оптимизма и новых творческих успехов в его разносторонней деятельности.

15 января профессору кафедры культурологии и глобалистики БГТУ "Военмех" МИКЛИНУ Арнольду Михайловичу исполнилось 70 лет. Арнольд Михайлович работает на кафедре со дня ее основания, известен своим трудом на научном поприще в самых широких научных кругах Санкт-Петербурга и России в целом, поскольку его трудовая биография отличалась большим размахом: от восточных окраин России до ее западных пределов.

Коллектив кафедры с чувством глубокого уважения к опыту и возрасту юбиляра желает Арнольду Михайловичу здоровья, крепости духа и долгих лет плодотворного труда.

На главную