№1 (22545) февраль, 2009 г.

С Днем защитника Отечества!


ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ВОЕНМЕХА — ВОЗРОЖДЕНИЕ ВУЗОВСКОЙ НАУКИ


К.М. ИВАНОВ, д.т.н., профессор,
и.о. ректора БГТУ «Военмех»

В преддверии Дня защитника Отечества хотел бы обратить внимание на то, что Военмех был, остается и будет оборонным вузом — вузом, который готовит специалистов для оборонной промышленности. Поэтому в этот день нужно и вспомнить былые заслуги Военмеха, и попытаться спрогнозировать его будущее, определить стратегию развития.

Огромную роль в развитии Военмеха всегда играла научная деятельность. Военмех был одним из центров оборонной науки. В прежние времена у нас существовала развитая сеть отраслевых научно-исследовательских лабораторий, которая работала на оборонную промышленность и по объему научно-исследовательских работ соответствовала НИИ первой категории. Причем эти лаборатории нельзя считать чисто военмеховскими, поскольку огромное участие в них принимали различные министерства, да и созданы они были совместными приказами министерств высшего образования и оборонного профиля с выделением финансирования. Каждая лаборатория работала, в основном, на свою отрасль, занималась исследованиями проблем узкой направленности, характерных для этой отрасли, и взаимодействовала с соответствующей кафедрой. Эти лаборатории, конечно, имели колоссальное значение для вуза: стимулировали научные исследования, позволяли решать кадровую проблему, вопросы проведения стажировки молодых преподавателей, организации учебной практики студентов, укрепляли связи с промышленностью.

К сожалению, отраслевые научно-исследовательские лаборатории прекратили существование, поскольку оборонные предприятия закрывались и научная деятельность в отрасли пошла на спад. После этого стал наблюдаться застой науки и в Военмехе. И несмотря на то, что определенная работа велась в разных направлениях, все-таки системы возрождения научной деятельности в Военмехе не было. Этому способствовали объективные и субъективные причины. К объективным необходимо отнести развал оборонной промышленности и отсутствие системы государственной поддержки, к субъективным может быть отнесено, отчасти, не очень эффективное руководство научной работой.

В настоящий момент нужно очень четко понимать и осознавать, что, с одной стороны — мировой экономический кризис, а с другой — в новых экономических условиях меняется взаимоотношение вуза с промышленностью. И если мы хотим остаться вузом, известным своей фундаментальной подготовкой системных специалистов (сейчас наблюдается реформирование системы высшего образования), то, конечно, мы должны поставить своей главной задачей возрождение вузовской науки. Возродить ее в том виде, в каком она была, невозможно. Изменились технологии, изменились экономические взаимоотношения. Сейчас отраслевые лаборатории, которые были достижением прошлого века, неэффективны. Во-первых, изменился сам стиль работы, технологии стали комплексными — междисциплинарными, межкафедральными, межотраслевыми. Сегодня существуют примеры, когда развитие одной отрасли стимулировано научным исследованием, проведенным в другой. Например, в области проектирования механических систем оборонного значения все большую роль стали играть информационные средства, приборы, созданные в других отраслях промышленности.

То есть современное возрождение Военмеха — это не восстановление старых отраслевых лабораторий, а становление новых структур — инновационных научно-образовательных центров. Эти центры, во-первых, должны носить комплексный характер, быть интегрированными в учебный процесс и в некоторых случаях проводить работы, которые одновременно могут быть отнесены к прерогативам различных кафедр. Во-вторых, иметь экономическую самостоятельность в рамках расходования своих средств и получать достаточно серьезную поддержку со стороны БГТУ. А учредителями их должны выступать промышленные предприятия. Создание таких центров способно привести к серьезному повышению эффективности научных исследований.

Инновационным научно-образовательным центрам следует оказывать всемерную поддержку, создавать благоприятный климат для их развития, в том числе и налоговый, посредством договорных отношений с вузом о предоставлении площадей. Нам необходимо добиться того, чтобы эти центры стали точками роста Военмеха.

Все проблемные сферы деятельности университета должны быть посажены на финансовую диету. Необходимо сокращать административный аппарат и отдельные необоснованные надбавки к зарплате. А работа, связанная с наукой, инновационными центрами, должна всячески поощряться. Это то, что будет способствовать развитию Военмеха, укреплению его финансового положения. Это то, что надо считать катализаторами роста и финансировать.

Подводя итог, еще раз хочу обратиться к преподавателям и сотрудникам университета с тем, что мы обязаны сохранять и развивать оборонные традиции нашего вуза и не допустить превращения Военмеха в классический политехнический вуз. Прежде всего, стратегия развития предусматривает возрождение престижа науки, развитие инновационной деятельности по созданию конкурентоспособных образцов новой техники и новых технологий, в первую очередь  для решения оборонных задач.

Военмех может и должен занять достойное место в ряду вузов, имеющих современные инновационные научно-образовательные центры. В условиях жесткой конкуренции немаловажными являются наши показатели в учебной, научной, инновационной деятельности. От преподавателей и сотрудников, обладающих огромным творческим потенциалом, зависит престиж Военмеха.

Поздравляю всех преподавателей, сотрудников и студентов университета с Днем защитника Отечества и выражаю уверенность в том, что Военмех будет устойчиво и неуклонно развиваться.


Учебные сборы прошли успешно

С 12 января по 10 февраля 2009 года студенты факультетов "Р", "Ф", "А", "Е", проходящие обучение по программе подготовки офицеров запаса по военно-учетной специальности 808200 - "Организация социальной работы и правового воспитания в ВС РФ", в строгом соответствии с названной программой проходили учебные сборы в в/части 37535, город Кронштадт.

Учебные сборы студентов организуются на базе воинских частей (учреждений) ВС РФ в течение 30 суток. К сборам допускаются обучаемые, сдавшие установленные зачеты и экзамены, признанные годными к военной службе по состоянию здоровья и имеющие установленную форму допуска к сведениям, содержащим государственную тайну.

Учебные сборы организуются и проводятся в целях знакомства обучаемых со спецификой военно-профессиональной деятельности; закрепления теоретических знаний, полученных в ходе обучения, и получения навыков их практического применения; формирования профессиональной позиции, мировоззрения, стиля поведения, освоения профессиональной этики.

Руководящим составом учебного сбора были разработаны планы-графики проведения учебного сбора, план материально-технического обеспечения учебного сбора, план-календарь основных мероприятий, план воспитательной работы на период проведения сбора.

Для студентов, проходивших военное обучение по ВУС-808200, дополнительно были организованы практические занятия с личным составом в/ч 37535 по организации и проведению занятий по общественно-государственной подготовке, информированию и организации других мероприятий воспитательной и культурно-досуговой работы.

За период проведения сбора со студентами были проведены следующие мероприятия воспитательной и культурно-досуговой работы: экскурсия в музей "Кронштадтский Морской собор"; экскурсия в музей радио им. А.С. Попова; экскурсия на боевые корабли бригады; беседа, посвященная принятию военной присяги: "Военная присяга - клятва на верность Родине"; выпуск стенной газеты; выпуск информационных листков.

В конце учебного сбора все студенты сдали установленные зачеты по общей военно-морской подготовке, боевым средствам флота, тактической, военно-технической и военно-специальной подготовке.

Военная присяга от студентов, не проходивших действительную военную службу, была принята 6 февраля 2009 года.

Дмитрий Нелюбин, капитан-лейтенант,
начальник учебной части сборов


Вера в Отечество, его Вооруженные Силы

МЕСЯЦ, КОТОРЫЙ НАВСЕГДА ОСТАНЕТСЯ В ПАМЯТИ

Этой снежной зимой мне посчастливилось побывать на учебно-военных сборах БГТУ "Военмех" в городе Кронштадте. Первое, что привлекло внимание по приезду, - это исторический облик города, который невольно заставляет окунуться в эпоху времен Петра Первого, когда будущий город-крепость только начинал строиться. Жизнь по уставу, распорядок дня, суточные наряды - по первости все было настолько непривычно, но именно это и позволило взглянуть на армейские будни изнутри, почувствовать и познать атмосферу и быт военной службы.

Каждый день у нас проводились занятия по специальности в учебном центре, на которых мы воочию смогли увидеть вооружение флота. В некоторые дни после обеда мы посещали музеи, из которых особенно запомнился Кронштадский собор, где собраны экспонаты, отражающие историю города и флота. Проходя по улицам, невозможно было не заметить многочисленные памятники, посвященные Великой Отечественной войне. 27 января - знаменательный день в истории Ленинграда, день полного снятия блокады. В честь этого в Доме культуры города Кронштадта состоялся концерт, который завершился салютом и фейерверком. Также яркое впечатление оставило посещение учебных кораблей "Смольный" и "Перекоп". Эти военные суда, несмотря на свой статус, являются кораблями первого ранга и периодически выходят в море. В свободное время в нашем взводе проводились турниры по шахматам, шашкам, настольному теннису, состав редакционной коллегии регулярно оформлял боевые листки и стенгазеты, освещавшие славные события и даты военно-морской истории России. Логичным завершением наших сборов стал ритуал принятия военной присяги, совершив который каждый из нас поклялся мужественно защищать Родину от всех возможных врагов.

Учебно-военные сборы навсегда останутся у меня в памяти. Они позволили получить бесценный опыт военно-морской подготовки, необходимые каждому мужчине навыки военной службы, приобрести настоящих друзей, верных товарищей, готовых в любую минуту оказать поддержку, но самое главное - укрепили во мне непоколебимую веру в свое Отечество и его Вооружеённые Силы.

Никита ЛУКАШИН, гр. Р-141

СТОЙКО ПЕРЕНЕСЛИ ВСЕ ТРУДНОСТИ

9 февраля наш учебный взвод вернулся с военно-учебных сборов в Кронштадте. За месяц, проведенный там, мне удалось познакомиться с достопримечательностями города, посетить учебные корабли "Смольный" и "Перекоп", ознакомиться с службой в Вооруженных Силах РФ и узнать много интересного. Очень сильно меня поразил Кронштадтский Военно-Морской Собор своим величием. Там нам поведали о героических подвигах жителей города.

Концерт, посвященный 65-летию снятия блокады, прошел в концертном зале "Бастион", завершился мощным красочным салютом на Якорной площади. В свободное от повседневных занятий время мы проводили чемпионаты по настольному теннису.

Конечно, были  и свои трудности, например не хватало горячей воды, но через неделю мы привыкли. Как написано в уставе Вооруженных Сил РФ, военнослужащие должны стойко переносить все тяготы и лишения армейской жизни.

Но больше всего мне запомнился день принятия военной присяги. Мы поклялись защищать свободу и независимость нашего отечества - Российской Федерации, и этот день для меня и для всего взвода останется в памяти навсегда.

Максим ЗАЙЦЕВ, гр. Е-541

ОДИН ИЗ ГЛАВНЫХ ДНЕЙ МОЕЙ ЖИЗНИ

13 января 2009 г. мы прибыли на военные учебные сборы в город Кронштадт. Я сразу понял, что эти сборы стали для меня главным событием в моей жизни. Это заключается в основном в перемене обстановки.

В реальности я понял, что такое четкий распорядок дня. Дни были  полные и обширные "От подъема до отбоя". С каждым днёем я открывал для себя что-то новое. Очень радовал меня дружный коллектив. Всегда друг друга поддерживали и помогали в чем-либо. Огромное удовольствие получал от чемпионатов и турниров по шашкам, шахматам, настольному теннису. Было очень захватывающе и интересно. Огромную стойкость и выдержку я получил во время дежурств в суточных нарядах.

Об истории города многое узнал в Кронштадтском соборе. Ходил со взводом на концерт, посвященный дню снятия блокады Ленинграда. На концерте еле сдерживал слезы, песни и стихотворения брали за душу. Красивым завершением концерта стал фейерверк на Якорной площади. Залпы пушек и разрывы салюта в небе останутся у меня в глазах на долгие годы.

Глубокие впечатления остались и от посещения кораблей. Стоя на их палубах, я в реальности почувствовал силу и мощь Военно-Морского флота.

Один из самых главных дней в моей жизни - это день принятия военной присяги. Я поклялся в верности моей Родине, и эту клятву не нарушу ни я, ни мои товарищи. Об этом дне я буду помнить всю оставшуюся жизнь.

Военные учебные сборы останутся в памяти моей на долгие годы.

Алексей ТОРХОВ, гр. Р-142

ТЕПЕРЬ МЫ - ЗАЩИТНИКИ РОССИИ

Как и полагается, подготовка на факультете военного обучения БГТУ "Военмех" им. Д.Ф. Устинова ознаменовалась учебными сборами, которые проходили с 13 января по 9 февраля 2009 года. Соответственно, 13 января мы прибыли на место. Мы - это наш учебный взвод и капитан-лейтенант Д.В. Нелюбин, а место - воинская часть №37535.

Изначально все были настроены на суровый военный распорядок, суточные наряды на дежурство, строевые занятия и другие формы исполнения воинского долга. Все это, несомненно, имело место, однако не только этим запомнились дни сборов. Помимо неотъемлемых атрибутов жизни военнослужащих, в нашей общей военно-морской жизни присутствовали и такие компоненты, как экскурсии, проведение занятий с личным составом воинской части 37535, а также ряд спортивных соревнований, а именно - чемпионаты по шашкам, шахматам и настольному теннису - поистине любимой игре нашего учебного взвода на это время. Изысканное сочетание военно-морской подготовки с культурно-досуговыми мероприятиями, учебных занятий с интересными и познавательными прогулками по городу и походами на военные корабли Кроншадтской военно-морской базы оставило по-настоящему неизгладимое впечатление, которое, я уверен, останется у каждого из нас на всю жизнь.

Обращаясь к конкретике, следует отметить, прежде всего, экскурсию в Кронштадтский Военно-Морской Собор, ознакомительные походы на корабли "Смольный" и "Перекоп", концерт, посвященный 65-й годовщине снятия блокады Ленинграда, и многое другое. Все эти эпизоды не только поднимали настроение, но и повышали общий культурно-образовательный уровень нашего взвода.

Но самый торжественный, чарующий момент за все время сборов, ритуальное таинство, обряд, имеющий действительно сакральное значение для каждого военнослужащего - это военная присяга. Присяга... В отличие от всех предыдущих мероприятий, в которых весь взвод действовал как единый коллектив, минуты принятия военной присяги на время обособляют каждого воина, делают его личностью. Произнося текст присяги, каждый человек выполняет дело чести - чести гражданина России. Раз присягнув на верность Отечеству, военнослужащий, и тем более офицер, более не может помыслить себя отдельно от своей Родины. Теперь он - защитник России до конца своей жизни.

Говоря о личных впечатлениях, резюмирую кратко - военно-учебные сборы были интересными, захватывающими, иногда сложными, но главное - полезными для будущего офицера российского флота.

Илья ВОРОНОВ, гр. Ф-342

НЕ ВСЕ ПЛОХОЕ ЯВЛЯЕТСЯ ПРАВДОЙ

Месяц, который я провел на военных сборах, имел для меня большое значение. Это был хороший жизненный опыт, который позволил мне по-новому взглянуть на многое: на Вооруженные Силы в целом, на людей которые там служат, как на рядовых, так и офицеров, на себя самого.

Были свои трудности и неудобства, которых нет в обычной жизни. Например, отсутствие горячей воды. Сначала это было большим неудобством, а потом, по прошествии недели, я привык по утрам ощущать холод на лице, и для меня это стало не так уж и важно. В принципе еще и лучше - от холодной воды быстрей просыпаешься, и не опаздываешь на утреннее построение.

Жизнь в одном кубрике двадцати пяти человек имеет свои неудобства (храп по ночам), но и предполагает более уважительное отношение друг к другу, воспитывает чувство терпимости.

Вопреки разговорам о плохом качестве армейской пищи, в той войсковой части, где мы проходили сборы, питание было очень хорошим и в достаточном количестве.

Так что теперь я на собственном опыте знаю, что не все плохое, что говорят об армии, является правдой.

Строевая подготовка, посещение боевых кораблей, проведение занятий для матросов, культпоход в музей Кронштадта - все это позволило мне по-новому взглянуть на нашу армию.

Игорь АВДОНИН, гр. Р-441


Конструктор взрывательных устройств Л.С. Егоренков.
50 лет в профессии

В ряду одаренных выпускников Ленинградского военно-механического института, создававших современный ракетно-артиллерийский щит Родины, одно из первых мест по праву принадлежит конструктору взрывательных устройств и систем управления взрывом, лауреату Государственной премии СССР, Государственной премии Российской Федерации и премии им. С.М. Мосина, члену-корреспонденту Российской академии ракетных и артиллерийских наук, кандидату технических наук, профессору, заведующему кафедрой Е6 "Автономные информационные и управляющие системы" Балтийского государственного технического университета "Военмех" имени Д.Ф. Устинова Леониду Семеновичу Егоренкову.

Л.С. Егоренков с 1961 по 1972 гг. прошел путь от инженера-конструктора до главного конструктора-начальника отдела, с 1991 по 1992 гг. он работает в должности зам. директора по научной работе, с 1993 по 1997 гг. - директор-главный конструктор, с 1998 по ноябрь 2005 гг. - генеральный директор Федерального государственного унитарного предприятия "Научно-исследовательский институт "Поиск"" (ФГУП "НИИ "Поиск"").

История предприятия ФГУП "НИИ "Поиск"", расположенного в пос. Мурино Всеволожского района Ленинградской области, берет свое начало с 1930 г., когда было создано первое в Советском Союзе Центральное конструкторское бюро по разработке взрывателей. За время деятельности института усилиями нескольких поколений ученых, инженеров и рабочих создано и сдано на вооружение более 300 взрывателей и взрывательных устройств для различных видов боеприпасов. Накоплен большой опыт и сложилась проверенная практикой школа проектирования и отработки взрывателей.

Под руководством и при непосредственном участии Л.С. Егоренкова разработано, принято на вооружение и освоено в серийном производстве более 40 совершенных конструкций взрывателей для морского оружия, высокоточных систем управляемого вооружения, реактивных систем залпового огня и авиабомбовых средств поражения.

 Л.С. Егоренков внес значительный вклад в обеспечение эффективности действия кассетных боеприпасов массового применения и повышение кучности реактивных снарядов систем залпового огня, создал методики проектирования взрывателей кассетных боевых элементов, разработал новое поколение термостойких взрывателей для авиабомбовых средств поражения.

Л.С. Егоренков - известный ученый в области взрывателей и систем управления взрывом, крупный организатор науки и производства, один из ведущих специалистов отрасли боеприпасов, автор более 200 научных трудов и изобретений. Л. С. Егоренков награжден орденами Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, "Знак Почета" и многими медалями.

 Л.С. Егоренков родился 12 октября 1937 г. На его детские годы выпал тяжелый и трагический период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. - во время войны он находился в блокадном Ленинграде.

После окончания школы в 1955 г. Л.С. Егоренков поступает в Военно-механический институт и в 1961 г. получает диплом инженера-механика по специальности кафедры №16 (ныне кафедра Е6). После окончания института он был направлен на работу в НИИ-22 (ныне - ФГУП "НИИ "Поиск").


На праздновании 70-летия ФГУП «НИИ "Поиск"». 2000 г. Слева направо: губернатор
Санкт-Петербурга В.А. Яковлев, генеральный директор ФГУП «НИИ "Поиск"» Л.С. Егоренков,
главный конструктор ФГУП «ГНПП "Сплав"» Г.А. Денежкин, генеральный директор ФГУП
«ГНПП "Сплав"» Н.А. Макаровец, ректор БГТУ "Военмех" Ю.П. Савельев и командующий
ракетными войсками и артиллерией ВС РФ М.И. Каратуев

***

В основу настоящей статьи положены воспоминания Л.С. Егоренкова, которыми он согласился поделиться в беседах с автором публикации, и открытые источники информации.

У истоков создания термостойких взрывателей авиабомбовых средств поражения

При появлении на вооружении высокоскоростных боевых самолетов, включая штурмовые для преодоления противовоздушной обороны и поражения целей с малых и предельно малых высот, специалистами ФГУП "ГНПП "Базальт" были созданы новые отечественные авиационные бомбовые средства поражения (АБСП) - авиационные бомбы системы М-62 - удобообтекаемой формы для наружной подвески, термостойкие. Они были созданы в дополнение к фугасным и осколочно-фугасным авиационным бомбам систем М-46 и М-54, предназначавшимся для обеспечения полной загрузки отсеков самолетов дальней авиации.


Фугасная авиационная бомба ФАБ-500 М-62

В НИИ-22 были созданы взрыватели новых АБСП. Для авиабомб, применяемых в условиях кинетического нагревания, в 1971 г. был принят на вооружение взрыватель АВУ-ЭТ (термостойкая модификация АВУ-Э, главный конструктор П.К. Кирсанов, ведущий разработчик С.З Бержанер), который стал одним из основных для комплектации авиабомб различного назначения и калибра.

В дальнейшем под руководством и при непосредственном участии главного конструктора направления Л.С. Егоренкова создается и принимается на вооружение ряд авиационных взрывателей: АВБ-Э (1975 г.), АВТ-Э (1976 г.), АВ-397 (1978 г.) и АВБ-М (1983 г.).

В настоящее время, по оценке специалистов, доля АБСП в решении авиацией боевых задач достигает 70-75%. АБСП и в обозримой перспективе останутся наиболее значимым компонентом в системе авиавооружения.

Л.С. Егоренков: "Распределение. Я оказался распределенным на преддипломную практику в НИИ-22. С нашей группы туда направили 3 человека. Попали мы в 3-й отдел, который занимался в основном авиационной и минно-торпедной тематикой. Возглавлял отдел к.т.н. Г.Г. Эверт. В отделе было около 80 человек. Меня распределили в группу Семена Захаровича Бержанера, который вел авиационное направление. Там я написал диплом на авиационную тему, защитил его и пришел туда же, в этот отдел, работать. Защита дипломного проекта была здесь - в Военмехе. Председателем комиссии был директор НИИ-22 Н.А. Еньков.

Началась работа в 3-м отделе и потом, как бы не изменялось служебное положение, до того, как я стал заместителем директора по науке, я так и отработал  в коллективе на базе 3-го отдела. Мне очень повезло, что после поступления в НИИ-22 меня сразу же назначили ведущим исполнителем научно-исследовательской работы, которая продолжалась 1,5 года. И я уже в первый месяц работы вынужден был выехать в командировку в Москву согласовывать техническое задание, хотя еще до конца не осознавал, что можно и что нельзя сделать. Я сразу вошел в работу. Причем, никто со мной не нянчился, никто не навязывал своего мнения. В дальнейшем я все время активно ездил в командировки, какую бы должность ни занимал. В первые 3 года были выполнены научно-исследовательские работы (НИР) по тематике авиационных взрывателей и датчикам применительно к новой серии электрических торпед и ракето-торпед. Это была хорошая школа.

Итогом этих НИР явились технические решения, которые были защищены авторскими свидетельствами. Конструкторский труд - это коллективный труд. Через 15 лет все было реализовано в реальной конструкции нашим отделом. Это взрыватель АВТ-Э (марка И-370) - термостойкий авиационный взрыватель, позволяющий производить бомбометание не только с больших, но и с предельно малых высот на мгновенное действие. Результаты этой НИР были долго не внедрены, потому что поручили заводу разработку этого взрывателя. Коллективу конструкторского бюро завода задача оказалась непосильна, работу вернули в наш институт, и он ее сделал.


Взрыватель АВУ-ЭТ

Особенность конструкции состояла в том, что был разработан всюдубойный ударный механизм избирательного действия, который не срабатывал при соударении авиабомб в воздухе и надежно работал при встрече авиабомбы с различными преградами, потому что перегрузки соизмеримы, а импульсы сил разные. Дело в том, что длительность действия перегрузок при соударении авиабомб в воздухе меньше, чем при встрече с преградой.

По нашим заданиям были разработаны и термостойкие средства инициирования. В итоге мы создали, вообще говоря, единственную в мире конструкцию авиационного взрывателя, которая выдерживает кинетическое нагревание до температуры свыше 150° C и не ограничивает тактические возможности авиации. Большой вклад в разработку взрывателя АВТ-Э внесли начальник лаборатории к.т.н. М.Б. Иоффе и выпускник Военмеха ведущий инженер В.В. Никифоров.


Студенты гр. 347. В первом ряду третий слева Л.С. Егоренков. 1957 г.

Как возникла проблема по термостойким взрывателям? У нас в стране пошли по пути создания термостойкого вооружения, а американцы - по пути термозащиты вооружений. Мы начали делать термостойкие бомбы. Это очень сложно. Кстати, многие материалы (латуни, алюминиевые сплавы) при нагреве выше, чем 180° C, начинают деформироваться и механизмы дают отказы. Так, все часовые механизмы допускали нагрев до 150° C. Модернизированные взрыватели рассчитаны на нагрев до 150° C (АВУ-ЭТ). А взрыватель АВТ-Э - единственный образец, который был доведен до предельно допустимых параметров.

Взрыватель располагался в дне бомбы, поэтому имел определенную термозащиту. В полете бомба массой 500 кг нагревается в среднем до 200° C, а сколько еще остывает! "Профиль полета" самолета такой, что он летит до цели на сверхзвуке. Температура торможения воздушного потока (на носике бомбы) достигает 350° C. Мы отрабатывали эти задачи для самолетов типа МИГ, которые имеют только наружную подвеску авиационных средств поражения. Все самолеты фронтовой и дальней авиации должны допускать размещение авиабомбовых средств поражения. Взрывателей АВТ-Э делали немного. Первая партия, 300 штук, была отправлена в авиационные части, расположенные в Восточной Германии. Серийное освоение термостойких взрывателей было не менее сложным, чем их разработка. Справедливости ради надо сказать, что термостойкие взрыватели для авиабомб с тормозными устройствами разрабатывал институт НИТИ (г. Железнодорожный), но их термостойкость ограничивалась температурой 80°-150° C."

Заместитель директора Института систем вооружения по информатизации,
старший преподаватель кафедры Е1 Сергей Кудрявцев

(Продолжение следует)


...И ПАЛИ ОКОВЫ БЛОКАДЫ

27 января, в день 65-летия полного снятия блокады Ленинграда, в Санкт-Петербурге прошли мероприятия, посвященные этой знаменательной дате. В едином порыве с нашим замечательным городом в Военмехе состоялось торжественное собрание ветеранов, которое переросло в теплый вечер воспоминаний. В 217-й аудитории собрались ветераны, студенты и гости университета, чтобы вспомнить о блокадном лихолетье, отдать почести живым и почтить память тех,  кого сегодня уже нет с нами.

Предваряя выступления, ведущий встречи зачитал приказ, изданный 27 января 1944 года, который ленинградцы ждали почти 900 дней. В нем говорилось о том, какой ценой была завоевана победа. В январе 1944 года были окончательно разгромлены вражеские войска, державшие Ленинград в смертельной осаде. В результате ожесточенных боев была решена задача исторической важности: город был полностью освобожден от фашистской блокады.

От всей души с юбилейной датой поздравил собравшихся и.о. ректора университета, д. т. н., профессор К. М. Иванов. Константин Михайлович отметил, что ветераны Военмеха  внесли огромный вклад в разгром врага во время освобождения Ленинграда от вражеской блокады и в великую Победу 1945 года. "Они прославили наш вуз, наш город и нашу страну. И ныне мы с благодарностью вспоминаем живых и павших героев этой исторической битвы. Их подвигу мы обязаны жизнью и свободой", - сказал он.

Первый проректор-проректор по развитию и оперативному управлению, к. т. н., профессор В.Н. Анисимов зачитал приказ, подписанный и.о. ректора, о вынесении благодарности военмеховцам-блокадникам, которые были награждены медалью "За оборону Ленинграда" и нагрудным знаком "Житель блокадного Ленинграда". "Мы гордимся, что среди защитников города были сотрудники и студенты нашего вуза. Многие из них вступили в ряды народного ополчения, а оставшиеся в городе трудились на нашем заводе. За время вражеской блокады коллективом мастерских по специальному заданию Военного Совета Ленинградского фронта было организовано массовое производство боеприпасов. Общий выпуск за период войны составил более 4 млн единиц боеприпасов, в том числе более 1млн мин", - сказал Виктор Николаевич.

Подвигу воинов-освободителей Ленинграда от фашистской блокады посвятил свой доклад профессор Ю.А. Ветров, в котором  подробно рассказал о военных операциях, шаг за шагом, приближающих святую победу. Воины не щадили свои жизни в борьбе с врагом. Они закрывали собой вражеские доты и дзоты, направляли горящие самолеты в эшелоны врага. Он с горечью отметил, что в битве за Ленинград с сентября 1941 года по январь 1944 года потери составили более 1 млн военнослужащих. Об этом мы должны помнить всегда. И, конечно, о беспримерном мужестве героев должна знать наша молодежь. В заключение он процитировал выдержку из газеты "Нью Йорк Таймс":

- Вряд ли в истории можно найти примеры такой выдержки, которую проявили в течение столь длительного времени ленинградцы. Их подвиг будет вписан в анналы истории, как своего рода героический миф. Ленинград воплощает непобедимый дух народа России.

С великим праздником сердечно поздравили своих коллег выступающие ветераны. Геннадий Павлович Шестернев переступил порог Военмеха в 1943 году. Здесь работала его мама, ребята его возраста. С большой теплотой он говорил о сотрудницах Военмеха, которые трудились на заводе, отдавая для приближения победы последние силы.  По тринадцать часов они не отходили от станков, падали от усталости и голода, вновь поднимались, ни при каких условиях не оставляли своих рабочих мест. "Подвигу женщин - низкий поклон. Многие уже ушли из жизни, но мы будем помнить о них так же, как о воинах, отдавших свои жизни во имя светлого будущего", - сказал он.

 А.В. Пчелинцев, чье детство пришлось на страшные блокадные годы, напомнил слова Даниила Гранина, что блокада - это война, которая грохотала не где-то в отдалении, а была  в каждой квартире ленинградцев. И эту войну они мужественно выстояли. Владислав Анатольевич Кузнецов отметил, что 217-я аудитория, в которой все собрались, является мемориальной аудиторией. Во время самых тяжелых месяцев блокады она была главным штабом и базой, где люди, работавшие в это время в институте, восстанавливали свои силы после рабочих смен, а многие, жившие далеко от института, здесь и ночевали. От голода и вызванных им болезней, от вражеских снарядов и бомб погибло около ста сорока человек. Военмеховцы свято чтят память о тех, кто в тылу врага ковал долгожданную и выстраданную победу.

Не могли остаться равнодушными к празднованию юбилейной даты и студенты Военмеха. Многие не уехали на каникулы, чтобы своим творчеством порадовать дорогих ветеранов. С большим чувством и душой они исполнили для них под гитару до боли знакомые песни: "…Ах, война, что ж ты сделала, подлая…", "Белой акации гроздья душистые…". Звенели над аудиторией молодые голоса, а мужественные ветераны украдкой вытирали слезы…

Спасибо вам, наши уважаемые ветераны, жители блокадного Ленинграда, дети-блокадники, труженики тыла, защитники нашего любимого города, за  то, что, выстояв и победив в страшные годы войны, вы сегодня  с нами! Мы знаем, в трудную минуту вы, как истинные военмеховцы, всегда готовы подставить свое надежное плечо, помочь советом и делом. И мы благодарны вам за это.

Ирина ЦИВИЛЕВА


Ленинград голодал, но выстоял!

ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЕ СНАБЖЕНИЕ ЗАЩИТНИКОВ ЛЕНИНГРАДА В УСЛОВИЯХ БЛОКАДЫ ГОРОДА В 1941-1944гг

При нападении на СССР 22 июня 1941 г. Германия придавала большое значение захвату Ленинграда. Он играл в ее планах важную роль. Немецкие и финские армии рассчитывали превратить Балтийское море во внутреннее немецкое море, получить оперативный простор для военных действий на Северо-Западе, чтобы окружить столицу нашего государства - Москву - с востока. Поэтому на защитников города выпали тяжелые испытания. Ленинград сражался, преодолевая голод, холод, обстрелы и бомбежки на протяжении 900 дней и ночей блокады. Он выстоял и победил. Так были сорваны все планы гитлеровцев, а защитники города совершили героический подвиг, который признан народами всего мира.

В довоенные годы и в начале Отечественной войны продовольственное снабжение Ленинграда осуществлялось из государственных резервов с использованием железных дорог, воздушным путем и водным транспортом. Однако, с установлением блокады города (8 сентября 1941г.), резко сократились возможности доставки продовольствия железной дорогой и водным транспортом. Город остро нуждался в продуктах питания, и доставка его в Ленинград началась по ладожской ледовой трассе. Если в ноябре-декабре 1941г. суточный завоз грузов не превышал 361 тонны, то в январе 1942г. он достиг 1771 тонны, в феврале - 3380, а в марте - 3690 тонн. А всего в навигацию 1942 г. по ней было доставлено Ленинграду и фронту 353 тыс. тонн. Ленинградцы не преувеличивали, назвав ладожский путь Дорогой жизни: эта коммуникация позволила городу выдержать натиск голода.

Первыми среди тружеников Большой земли продовольственную помощь Ленинграду оказывали колхозники восточных районов Ленинградской области. Уже со второй половины января 1942 г. начались поставки продовольственных подарков путем добровольных взносов сельского населения области из личных запасов. К марту 1942 г. труженики районов, находившихся вне зоны блокады, отправили в Ленинград около 15 тыс. тонн различных продуктов.

В 1942-1943 гг. по всей стране началось всенародное движение среди работников сельского хозяйства по оказанию помощи трудящимся и защитникам Ленинграда. Так, колхозники сельхозартели "Новая жизнь" Новосибирской области направили в город 17,6 т хлеба, 20 голов крупного рогатого окота, около 2 т молока. Их инициативу поддержали колхозники Омской области. Они направили в Ленинград 51 вагон продовольствия и 88 вагонов с посылками.

Важным источником продовольственного снабжения населения города являлась непосредственная помощь трудящихся из других регионов страны. Помощь защитникам Ленинграда продовольствием и подарками в виде посылок осуществляли труженики сельского хозяйства Ярославской, Горьковской, Саратовской, Куйбышевской областей, Казахстана, Узбекистана, Приморского и Краснодарского краев и других регионов СССР. В Ленинград направлялись эшелоны с продовольственными грузами.

Помощь блокированному Ленинграду оказали колхозники Партизанского края в Ленинградской области, которые вели борьбу с фашистскими захватчиками в тылу врага. В марте 1942 г. они тайно лесными дорогами переправили через линию фронта для трудящихся блокадного города 200 подвод с продовольствием.

В осажденном городе население остро переживало нехватку в рационе питания овощей и картофеля. Осенью 1941 г. на базы Плодовощторга из колхозов и совхозов пригородной зоны поступило только 9652 тонны картофеля и овощей, или менее 4 кг на одного человека. В решении этой проблемы в условиях блокады активное участие принимали колхозы и совхозы Ленинградской области, находившиеся вне оккупации немецкими и финскими войсками.

Так как возросла потребность города и фронта в овощах и картофеле, в 1942-1943 гг. было значительно увеличено их производство в колхозах и совхозах северо-восточных районов области. Они поставили защитникам Ленинграда в 1942 г. 89,5 тыс. тонн картофеля и овощей, т.е. почти в десять раз больше, чем в 1941 г. А в 1943 г. всеми хозяйствами области было сдано уже 163,8 тыс. тонн.

Особо следует отметить подвиг тружеников сельского хозяйства Ораниенбаумского района. Они, находясь в двойном кольце блокады, обрабатывая землю вручную и на коровах в ночное время (ввиду артобстрелов), увеличили посевные площади под овощами до 150 га и поставили защитникам Ораниенбаумского "пятачка" в 1942-1943 гг. 2900 т продукции.

Весомый вклад в обеспечение города и фронта картофельно-овощной продукцией внесли коллективы пригородных совхозов "Лесное", "Предпортовый", "Бугры" и других хозяйств. Они поставляли свою продукцию прямо в воинские части и торговую сеть, где трудящиеся города получали ее в виде разовых выдач по талонам. Указанные совхозы сдавали ежегодно по 10 тыс. т овощей и картофеля.

Наряду с помощью городу и фронту, которая шла с Большой земли, партийными и советскими органами города и области было принято решение о создании в кольце блокады собственной овощекартофельной базы на землях вокруг Ленинграда, не оккупированных врагом, чтобы уже в 1942 г. увеличить производство овощей и картофеля. На ряде предприятий и учреждений были организованы подсобные хозяйства, расширены зоны индивидуального и коллективного огородничества. Для этого из госземфонда в Парголовском и Всеволожском районах было выделено 6931 га земли, создано 600 подсобных хозяйств. В итоге производство овощей и картофеля возросло с 23,8 тыс. т в 1942 г. до 44,4 тыс. т в 1944 г.

Таким образом, в результате самоотверженного труда колхозников, рабочих совхозов и подсобных хозяйств предприятий, при всесторонней помощи всей страны, продовольственное снабжение города и фронта в ходе войны постепенно улучшалось. Так, по данным Управления торговли Ленгорисполкома, потребление картофеля и овощей (с учетом покупок на колхозных рынках) на душу населения в Ленинграде составляло (в килограммах): в 1942 году - 33,4; в 1943 - 101 и в 1944 - 144.

Большой вклад в решение проблем продовольственного снабжения защитников Ленинграда в годы блокады внесли трудящиеся города и Ленинградской области, всех регионов СССР. Их по праву надо считать активными участниками битвы за Ленинград и разгрома фашистских войск у стен города.

Иван ВИНОГРАДОВ,
профессор каф. истории


27 января - особая дата в истории нашего города и нашей страны. Это  день воинской славы России - День снятия блокады города Ленинграда. 65 лет прошло с того дня, когда страна салютовала доблестным  советским войскам и всем ленинградцам, отстоявшим свой город в тяжелейших условиях блокады.

Вечная память  и слава защитникам и жителям блокадного Ленинграда.

Поздравляю ветеранов войны, защитников и жителей  блокадного Ленинграда, всех сотрудников и студентов университета с 65-й годовщиной освобождения Ленинграда от вражеской блокады.

ПРИКАЗЫВАЮ:

Объявить благодарность сотрудникам университета, награжденным медалью "За оборону Ленинграда" и нагрудным  знаком "Житель блокадного Ленинграда":

- Бабаеву Евгению Александровичу, каф. Н2;
- Барбашову Геннадию Васильевичу, каф. Е6;
- Бесперстову Эдуарду Александровичу, каф. И3;
- Буниной Надежде Александровне, каф. Е4;
- Вальчихину Юрию Александровичу, каф. Е2;
- Виноградову Алексею Николаевичу, каф. Р5;
- Водопьянову Михаилу Яковлевичу, каф. Е3;
- Воробьевой Галине Анатольевне, каф. М2;
- Вященко Юрию Леонидовичу, каф. Е1;
- Гаврилову Юрию Михайловичу, каф. Е6;
- Голубеву  Анатолию Алексеевичу, каф. Ф3;
- Дубровскому Геннадию Николаевичу, каф. К3;
- Евстигнееву Николаю Алексеевичу, каф. Е1;
- Егоренкову Леониду Семеновичу, каф. Е6;
- Ерофееву Николаю Константиновичу, каф. Н5;
- Ершову Сергею Максимовичу, каф. И4;
- Захаренкову Виктору Федоровичу, каф. Е1;
- Зилитинкевичу Игорю Сергеевичу, каф. И5;
- Зюзликову Валерию Петровичу каф. А4;
- Иванникову Николаю Владимировичу, каф. Ф5;
- Иванову Владимиру Константиновичу, каф. М2;
- Каревой Нине Сергеевне, каф. Ф1;
- Клопову Евгению Николаевичу, каф. Н6;
- Козлову Владимиру Андреевичу, каф. Ф5;
- Колбасовой Майе Алексеевне, юридический отдел;
- Костину Олегу Григорьевичу, каф. Н2;
- Кузнецову Владиславу Анатольевичу, ректорат;
- Кельбушу Андрею Георгиевичу, каф. Н7;
- Ласточкину Александру Александровичу, каф. Н1;
- Левинзону Герману Львовичу, каф. Н1;
- Лёелину Лелю Стефановичу, каф. А4;
- Леташеву Юрию Алексеевичу, каф. Р5;
- Масленникову Игорю Александровичу, каф. К2;
- Маслобойниковой Ольге Дмитриевне, каф. Р5;
- Меркину Михаилу Рувимовичу, каф. Н2;
- Михайлову Всеволоду Григорьевичу, каф. И4;
- Михайловой Татьяне Николаевне, УОН;
- Моисееву Марку Георгиевичу, каф. А5;
- Мурашову Юрию Георгиевичу, каф. Н2;
- Муссаэляну Георгию Александровичу, каф. Е2;
- Николаеву Евгению Петровичу, каф. Р5;
- Николаевой Нине Донатовне, каф. И5;
- Никольскому Валентину Валентиновичу, каф. М1;
- Орлову Вячеславу Васильевичу, ФВО;
- Петровой Надежде Васильевне, деканат факультета "Н";
- Плаченову Борису Тихоновичу, каф. А6;
- Протасову Юрию Викторовичу, каф. И3;
- Протченко Валентину Михайловичу, каф. Н7;
- Прудниковой Людмиле Николаевне, каф. Е5;
- Пчелинцеву Андрею Владимировичу, каф. М2;
- Романову Олегу Яковлевичу, каф. М1;
- Сидорову Валерию Николаевичу, каф. Е5;
- Сизову Анатолию Михайловичу, каф. М2;
- Собколовой Ирине Ивановне, каф. Р5;
- Соколову Герману Сергеевичу, каф. К4;
- Спицнаделю Василию Николаевичу, каф. Р4;
- Старченко Альбине Ивановне, библиотека;
- Тосенко Галине Васильевне, каф. Н6;
- Ускову Владимиру Николаевичу, каф. М4;
- Усольцеву Борису Петровичу, каф. Р5;
- Фадину Игорю Михайловичу, каф. Е5;
- Фроловой Зое Александровне, каф. Р4;
- Хоменку Анатолию Трофимовичу, УПЦ;
- Чекмареву Олегу Александровичу, каф. Н6;
- Челышеву Виктору Александровичу, каф Р2;
- Черкасову Олегу Федоровичу, каф. И3;
- Черных Лере Яковлевне, каф. И4;
- Шалыгину Аркадию Сергеевичу, каф. А5;
- Шахматову Льву Александровичу, каф. Н7;
- Шеляпину Юрию Павловичу, каф. И5;
- Шестерневу Геннадию Павловичу, каф. Р5;
- Ярцевой Эльвирии Константиновне, кА. Н6.

И.о. ректора К.М. ИВАНОВ

Часть 2

На главную