№2 (22529) март, 2007 г.


Сотрудники кафедры А1


Сотрудники кафедры А3


Сотрудники кафедры А4


Сотрудники кафедры А5

Фото Дмитрия ЧИРИКОВА

А ВМЕСТЕ НАМ - ВОСЕМЬДЕСЯТ!

Прообразом Института ракетно-космической техники (ИРКТ) стал конструкторский факультет (ныне факультет Авиа-и ракетостроения), образованный в июле 1946 года. Здесь впервые в нашей стране стали готовить специалистов ракетного профиля. В 1987 году на базе  факультета Авиа-и ракетостроения образован еще один факультет — Аэрокосмический. Эти два факультета стали основой ИРКТ и являются единственными в Санкт-Петербурге и Северо-Западном регионе России, обеспечивающими подготовку инженеров, бакалавров и магистров в области ракетостроения, космических аппаратов и разгонных блоков. За шестидесятилетнюю историю были созданы уникальные научно-педагогические школы, подготовлены свыше 18 тысяч специалистов для предприятий оборонно-промышленного комплекса. Созданный выпускниками и сотрудниками Военмеха задел в ракетно-космических технологиях до сих пор позволяет России находиться на передовых позициях.

Главный принцип подготовки специалистов на обоих факультетах ИРКТ — универсальность. Сочетание серьезной фундаментальной подготовки и знаний по широкому спектру специальных дисциплин, которые получают выпускники, позволяет им не только успешно работать в ракетно-космической отрасли, но и достигать значительных успехов на государственных постах, в банковской сфере, бизнесе.

В непростые "перестроечные" годы выпускающим кафедрам удалось сохранить уникальные научно-педагогические школы и все "оборонные" специальности, составляющие ядро Военмеха. С учетом потребностей рынка открыт ряд востребованных в настоящее время конверсионных специальностей.

Сегодня в научно-образовательной деятельности ИРКТ задействован коллектив из 180 высококлассных педагогов и ученых, среди которых 34 доктора наук, 96 кандидатов наук, 45 профессоров, 102 доцента, 25 Заслуженных работников высшей школы, Заслуженных деятелей науки и Заслуженных изобретателей Российской Федерации.

Выпускники успешно работают в области проектирования и производства ракет и космических аппаратов, ракетных двигателей, стартовых и технических комплексов, динамики полета и управления движением летательных аппаратов, в области космической и лазерной техники, механики жидкости, газа и плазмы, теории горения, тепломассопереноса и технологии машиностроения.


В.А. Бородавкин и Л.И. Калягин на космодроме «Плесецк»

ИРКТ не может плодотворно готовить специалистов без сохранения тесной связи с промышленностью. Факультеты ИРКТ поддерживают многолетние творческие связи с ведущими предприятиями ракетно-космической отрасли, лазерными центрами России и зарубежных стран, участвуя в целевой подготовке специалистов и в разработке современных образцов вооружения и военной техники и техники двойного назначения. Реальная ориентация на предприятия отрасли помогает решать один из основных вопросов подготовки квалифицированных специалистов — ликвидировать пропасть между теоретической подготовкой и практическими требованиями конкретных производств. Это делает наших выпускников еще более ценными и востребованными на рынке труда.

В новых условиях приходится решать важные задачи подготовки и закрепления кадров, целевой контрактной подготовки специалистов и переподготовки кадров для профильных предприятий. Эта многогранная деятельность включает ряд важных направлений:

- создание совместно с предприятиями базовых кафедр и научно-образовательных центров;

- обновление материально-технической базы;

- внедрение современных компьютерных технологий в учебный процесс и систему управления институтом;

- серьезную профориентационную работу среди старшеклассников различных регионов.

В настоящее время накоплен определенный опыт целевой подготовки кадров в новых условиях. В рамках заключенных договоров ведется сотрудничество с предприятиями, воинскими частями и профильными вузами Санкт-Петербурга, Северо-Западного региона, Екатеринбурга, Московской, Кировской, Псковской, Нижегородской областей и других регионов России. Организованы практики студентов на космодроме "Плесецк". Сотрудники ИРКТ принимают активное участие в реализации Программы подготовки и переподготовки кадров для работы в высокотехнологичных отраслях промышленности Санкт-Петербурга, в Программе подготовки кадровых офицеров.

За шестидесятилетнюю историю в институте выполнено большое количество научных разработок, которыми может гордиться любая из выпускающих кафедр. Научно-исследовательская работа — это не только загрузка ученых, преподавателей, но и серьезная составляющая учебного процесса. Сегодня сотрудниками ИРКТ выполняется около 90% всех НИР в университете. Имеются интересные конверсионные разработки. ИРКТ регулярно организует и проводит всероссийские научно-технические конференции "Уткинские чтения", "CALS-технологии в образовании, науке, производстве", активно участвует во всех мероприятиях, проводимых Российской академией ракетных и артиллерийских наук, Российской академией космонавтики им. К.Э. Циолковского, Международной академией наук высшей школы, укрепляет шефские связи с ракетным крейсером "Маршал Устинов".

Мы гордимся своими выдающимися выпускниками, многие из которых в настоящее время являются членами Попечительского совета Военмеха и уверены, что следующие поколения подготовленных нами специалистов внесут достойный вклад в развитие ракетно-космической России.

Эти знаменательные юбилеи — праздник не только нашего университета, но и десятков тысяч специалистов, окончивших наши факультеты, и хочется надеяться, с благодарностью вспоминающих своих учителей.

Дорогие друзья! Примите наши самые искренние поздравления в эти замечательные дни, пожелания здоровья, счастья, а также больших творческих успехов в многотрудной и благородной деятельности.

Вячеслав БОРОДАВКИН, директор ИРКТ, декан факультета «А»;
Лев КАЛЯГИН, декан факультета «М»


ИЗ ИСТОРИИ КАФЕДРЫ М1


Олег РОМАНОВ, заведующий кафедрой М1

Кафедра №4 (ныне М1) была образована в 1949 г. в период первой структурной перестройки  факультета "А", которая стимулировалась сменой поколений ракетной техники и выдвижением новых требований к методологии и содержанию учебного процесса. На долю кафедры №4 выпала обязанность осуществлять подготовку инженерных кадров и вести научные исследования в области твердотопливного ракетостроения.

Кафедру возглавил Г.Г. Шелухин, бывший в то время заместителем директора ЛВМИ по учебной и научной работе, впоследствии доктор технических наук, профессор, Заслуженный деятель науки и техники РСФСР, руководивший кафедрой до 1981 г. В числе первых преподавателей в едином коллективе были собраны специалисты, которые могли проводить обучение по всему комплексу дисциплин, связанных с ракетами на твердом топливе, с системных позиций: К.А. Бокина, Б.А. Иванов, И.И. Калинин (декан факультета в 1957-1961 гг.), В.А. Тетерин (ректор института в 1961-1971 гг.), Н.В. Штафинская. Вначале кафедра располагала небольшой лабораторией (заведующий А.В. Кухнин) и огневым боксом, но и это оказалось достаточным, чтобы в учебном процессе и НИР физическое моделирование внутрикамерных процессов заняло достойное место.

Эпохальным событием в жизни кафедры явилось ее активное включение в научные разработки, связанные с созданием ракетного комплекса морского базирования, альтернативного американскому Поларису и известного как комплекс Д-6. Впервые институт был вовлечен в решение проблем важнейшего характера, и кафедра №4 заняла в них ключевое положение. Важнейшую роль в организации работ сыграли директор института А.К. Жигалов и сотрудник кафедры секретарь парткома В.В. Шашкин. Была достигнута сбалансированность в проведении фундаментальных и прикладных научных исследований, создана опытно-экспериментальная лаборатория с бюджетным финансированием, что в ту пору было большой редкостью, и построен современный стенд для испытаний натурных и моделей крупногабаритных ракетных двигателей на твердом топливе. Под стенд, оснащенный современным оборудованием и аппаратурой, был специально выделен отдельный участок земли вблизи поселка Горелово, который впоследствии использовался многими кафедрами института для развертывания своего испытательного оборудования и постепенно превратился в загородную базу института.

Под руководством Г.Г. Шелухина были проведены пионерские работы по исследованию внутрикамерных процессов в экстремальных условиях, механизма горения перспективных твердых топлив, физических методов регулирования процессов горения, теплообмена и тепловой защиты, по созданию двигателя новой схемы, двигателя с раздельным расположением компонентов и др. Подготовка специалистов и кадров высшей квалификации проходила на базе и в процессе научных разработок.

Значительная часть исследований проводилась уже после преобразования кафедры в 1961 г., связанного с изменением структуры подготовки инженерных кадров в ЛВМИ. Кафедре было поручено вести учебный процесс по ракетным двигателям твердого топлива. В 1974 г. госбюджетная лаборатория была преобразована в отраслевую лабораторию министерства машиностроения СССР, что соответствовало требованиям более полного отражения интересов промышленности в исследованиях прикладного характера.

В недрах лаборатории зародилось новое перспективное направление, ориентированное на создание мощных газодинамических лазеров с газогенераторами на твердом топливе. В 1976  г. приказом министра высшего и среднего специального образования СССР на кафедре была организована первая и единственная в то время специализация по подготовке кадров такого профиля. Впоследствии она была развита в специальность по лазерной технике, по которой осуществляется подготовка в ряде вузов страны.

К середине 80-х годов в силу известных процессов в оборонной промышленности, обусловленных государственной политикой, стали резко снижаться заявки на подготовку специалистов по ракетным двигателям. Было принято решение об открытии на кафедре подготовки по специальности "Космические летательные аппараты и разгонные блоки". В 1987 г. из кафедры было выделено лазерное направление с образованием новой кафедры №10, двигательная подготовка перешла на кафедру №2. Из состава кафедры №1 была переведена группа преподавателей, специализирующихся по космической технике, и передана учебная матчасть. Кафедра получила новое название "Космические аппараты и двигатели". Эти изменения послужили основой для формирования нового факультета "М", выделенного из факультета "А".

В истекшем периоде в разное время на кафедре работали ставшие докторами наук и профессорами Г.А. Баранов, Ш.Х. Бахтигозин, А.С. Борейшо, Ю.А. Душин, А.В. Иващенко, А.Ф. Леонов, Н.В. Макаров, В.Л. Страхов, В.А. Тетерин, В.В. Шашкин, И.М. Фадин, В.Т. Яковлев.

В новом качестве кафедра расширила сотрудничество с промышленными предприятиями КБ "Арсенал" им. М.В. Фрунзе, ВНИИ Трансмаш, ЦНИИ материалов, где были созданы филиалы кафедры и сотрудники которых приняли активное участие в учебном процессе по специальности. Установилось хорошее взаимодействие с Военно-космической академией им. А.Ф. Можайского, командование которой предоставило возможность пользоваться своей учебной материально-технической базой и выделяет преподавателей для проведения учебных практик студентов. В качестве основных направлений научных исследований, проводящихся по заказам промышленности, могут быть названы: системное проектирование космических аппаратов, системы обеспечения теплового режима КА, ракетные и космические двигатели, космические конструкции из композитных материалов и др. На кафедре открыта НИЛ "Интеллектуальные конструкции".

В 2001 г. на кафедре началась подготовка по второй специальности "Информационно-измерительная техника и технологии" в приложении к испытаниям космической и другой высокотехнологичной техники.

В основу нового направления был положен накопленный кафедрой опыт по физическому моделированию процессов в технических устройствах. Достигнуто взаимообогащение двух родственных специальностей, способствующее повышению качества подготовки. Большую помощь в освоении новой специальности оказала кафедра И4, профессора В.В. Смирнов, Л.Л. Полосин, А.А. Сорокин.

В настоящее время на кафедре успешно работают доктора технических наук и профессора В.А. Бабук, В.П. Белов, Л.И. Калягин, С.И. Королев, А.Н. Лихачев, В.В. Никольский, Б.И. Полетаев, кандидаты технических наук и доценты А.А. Баранов, С.Г. Беляев, И.С. Болховитинов, Н.Г. Великорецкий, В.А. Евстафьев, Г.С. Жартовский, М.И. Кислицкий, Н.К. Матвеев, А.А. Семенов, В.В. Ходосов. Постоянную всестороннюю помощь кафедре оказывает КБ "Арсенал" им. М.В. Фрунзе, — генеральный директор и генеральный конструктор Б.И. Полетаев.

Коллектив преподавателей и сотрудников нацелен на дальнейшие развитие кафедры и видит конкретные задачи в совершенствовании учебного процесса и НИР.

ЧТО ПОКАЗАЛ ЮБИЛЕЙ


Станислав ЕЛЬЦИН,
заведующий кафедрой А1

60 лет факультету — это 60 лет базовой кафедре факультета — кафедре "Ракетостроение". Юбилей кафедры мы уже отпраздновали. Что это был за праздник! Юбилейные мероприятия длились три дня! В первый день кафедру пришли поздравить все ее выпускники, работающие в Военмехе. Сказать пришли — ничего не сказать. Их оказалось единовременно ни много ни мало более 70 человек, — целая "диаспора", от первых — А.И. Филатовой и Р.А. Васильевой, до молодых! На второй день кафедру посещали выпускники, работающие в Питере. Кафедра "бурлила" целый день. Третий был посвящен официальным мероприятиям. Кафедру поздравили с юбилеем Б. Грызлов, С. Тарасов, В. Тюльпанов, А. Викторов,  А. Григорьев и многие другие государственные деятели. Юбилейные мероприятия завершились грандиозным торжественным собранием-шоу. В переполненном актовом зале университета присутствовали выпускники кафедры разных лет и практически все студенты кафедры, от первого до пятого курсов. В первых рядах сидели, естественно, выдающиеся выпускники кафедры разных лет от старейших: В. Клеймана, В. Щукина до "молодых": В. Меньшикова, А. Зайцева, В. Клейна, Н. Тестоедова, М. Шорохова, С. Чихуна, многих других, пусть не обидятся на меня не названные здесь. И, конечно, — Г. Гречко и С. Крикалев.

Что показал юбилей? Первое и, наверное, самое важное — правильность идеологии подготовки кадров, заложенной нашими основателями, и второе, не менее важное — трепетное отношение выпускников разных поколений к кафедре и ее преподавателям, за что им низкий поклон.

Первый вывод подтверждается тем, что руководителями многих ведущих предприятий ОПК страны не только были, но и являются выпускники кафедры. Уместно назвать хотя бы несколько фамилий: Д.И. Козлов, В.Ф. Уткин, В.Л. Клейман из первых выпусков; Г.А. Ефремов, В.Д. Гуськов, М.И. Галась, Г.М. Гречко —  середина 50-х;   А.Н. Решетников — 60-е годы;   В.И. Якунин, Н.А. Тестоедов, А.В. Зайцев — 70-е, В.В. Меньшиков, С.К. Крикалев, — 80-е. В лихие 90-е нашли себя в  бизнесе  выпускники  разных  лет  М.  Шорохов,  К.О.  Белов,  К.  Лайша,  Л.  И. Зильбербург, братья С. и О. Чихуны и многие успешные выпускники.

Второй вывод — наши славные выпускники, на какой бы ступени иерархической лестницы нашего общества ни находились, я об этом уже говорил в юбилейной газете и с удовольствием повторю: все они, подчеркну, все, никогда не забывают родную кафедру, какими бы трудными ни казались студенческие годы. Именно благодаря им, нашим выпускникам, кафедра сегодня может гордиться и своей лабораторией, материальной частью, и собственными компьютерными классами и, наконец, интерьером. Спасибо всем!

Наш факультет носил разные названия: конструкторский, машиностроительный, авиа- и ракетостроения. Кафедра всегда называлась кафедрой "Ракетостроение". От имени всего коллектива кафедры поздравляю коллег по факультету с 60-летним юбилеем, а факультет "Аэрокосмический" — с 20-летием.

ДЕКАНЫ ФАКУЛЬТЕТА «А»


Первый декан факультета
1946 — 1949 гг.
Г.Г. Шелухин


1949 — 1957 гг.
А.Т. Носов


1957 — 1961 гг.
И.И. Калинин


1961 — 1968 гг.
М.Ф. Федосов


1968 — 1978 гг.
Е.М. Виноградов


1978 — 1988 гг.
О.Я. Романов


1988 — 1989 гг.
Ш.Х. Бахтигозин


1990 — 2001 гг.
В.А. Зазимко


2001 — 2003 гг.
О.А. Толпегин


Первый декан ф-та «М»
1987 — 1991 гг.
А.В. Иващенко



Сотрудники кафедры А6


Сотрудники кафедры М1


Сотрудники кафедры М2


Сотрудники кафедры М3


Сотрудники кафедры М4


Сотрудники кафедры М6


Сотрудники кафедры М7

Фото Дмитрия ЧИРИКОВА


ЛЮБИМАЯ РАБОТА — ЭТО СЧАСТЬЕ

С переходом  страны на рыночные отношения появилась острая необходимость в экономико-управленческих кадрах новой формации. Именно для этой цели создан Институт международного бизнеса и коммуникаций БГТУ «Военмех», который является аналогом зарубежных бизнес-школ при ведущих университетах мира.

Накануне Международного женского дня 8 марта наш корреспондент встретился с директором ИМБК  (которому, кстати, в этом году  исполняется 10 лет), деканом факультета "Ф" Георгиной Дмитриевной НЕВЗОРОВОЙ и попросил ответить на некоторые вопросы.

- Георгина Дмитриевна, как Вы пришли в науку?

- Моя творческая биография насыщена событиями. Я мечтала учиться в Ленинградском государственном университете на филфаке. Но волей судьбы в 60-х годах поступила в технический вуз. Мои родители, да и многие в то время, к филологии как к науке относились скептически, считая, что для серьезной работы целесообразнее иметь техническое образование. Проучившись три года, я все-таки ушла из технического вуза и, уже будучи замужем и имея ребенка, осуществила свою мечту и поступила в Университет на специализацию иностранные языки. Студенческие годы были прекрасными. Преподавали замечательные педагоги, о которых с теплотой вспоминаю до сих пор. В то время я сделала для себя очень важный вывод: лекции пропускать нельзя, потому что учебники не заменят неповторимую ауру непосредственного общения с преподавателем.

Приобретенные технические знания, тем не менее, мне впоследствии очень пригодились. Ничто не проходит в нашей жизни зря. Об этом я часто говорю студентам, которые иногда не понимают, зачем им преподают тот или иной предмет.

В университете я серьезно увлеклась историей английского языка. Язык — это отражение и современной действительности и глубокой старины. Меняется время, меняется язык. Эта тема, так захватившая меня, вылилась в кандидатскую диссертацию, которую  успешно защитила в 1984 году.

После окончания ЛГУ пришла работать в Военмех почасовиком. Раньше попасть в Военмех на работу было сложно. Ждали своей очереди, когда освободится место. Сейчас, к сожалению, картина совсем другая.

Работая на кафедре иностранных языков в Военмехе, не прекращала связи с университетом и через два года поступила в аспирантуру. В 1988 году прошла в ЛМИ конкурс на заведование кафедрой. Наша кафедра одной из первых в то время перешла на новый метод преподавания английского языка, разработала собственный подход с использованием новых учебников и методик. Это не были ускоренные курсы изучения языка за несколько дней, модные в 90-е годы, которые, как выяснилось впоследствии, были вредны для здоровья. Это были курсы с грамотной продуманной методикой.

- Расскажите, как развивалась кафедра английского языка в Военмехе.

- В начале 90-х годов активно устанавливаются связи с мировым сообществом. И, естественно, наш накопленный опыт оказался востребованным. Е.С. Кисточкин решает основать Балтийскую академию технологии, экономики и культуры и приглашает нас к сотрудничеству. В этой академии планировалось давать студентам второе образование.

На базе этой академии, которая просуществовала около десяти лет, вырос факультет международного промышленного менеджмента, где кафедра нашего университета заняла одну из лидирующих позиций в изучении языка как средства познания бизнеса. На этом факультете мы создали четыре спецкурса на английском языке: общение, бизнес-язык, деловая документация и чтение художественной литературы. Посредством чтения художественной литературы студенты изучают ту психологическую и культурную среду, с которой им придется впоследствии иметь дело на более высоком уровне.

Наш коллектив всегда был очень деятельным и творческим. Мы постоянно в поиске. Плодом совместных усилий стал совершенно новый учебник по грамматике английского языка.

Наша деятельность также неразрывно связана с развитием международных программ. Это, прежде всего, —  совместная программа МБАЕ с г. Будэ (Норвегия). Она начиналась с "гостевых" одиночных лекций, а затем переросла в цикл лекций. Уже на протяжении ряда лет занятия проводятся по расписанию, которое устраивает всех учащихся. Ребята могут получить дополнительное международное образование и соответственно еще один диплом.

Лучших студентов, изучающих язык по международной программе, наш университет посылает совершенствовать знания в Норвегию. Во время учебы они находятся на полном обеспечении принимающей стороны и получают государственную стипендию Норвежского Комитета по образованию. Защитив степень магистра, студенты через два года возвращаются в Военмех и продолжают свое образование.

Знание делового английского языка позволило многим нашим выпускникам занять очень достойные места в крупнейших компаниях.

На определенном этапе эстафету деятельности Е.С. Кисточкина принял С.М. Стажков, который стал впоследствии первым проректором нашего университета. Видя потенциал кафедры иностранных языков, Сергей Михайлович вдохновил нас на открытие еще и кафедры лингвистики. После долгих размышлений я пришла к выводу, что лингвистика — это не чужеродное поле деятельности для нашего вуза. И в этом году мы уже выпускаем первых лингвистов по направлению «лингвистика и новые информационные технологии». Лингвистика и информационные технологии — это путь к созданию искусственного интеллекта, своего рода мостик к совершенно новой области знаний, которая смыкается не только с информационными технологиями, но и с биогерменевтикой. В научном плане открывается огромный пласт на стыке лингвистики, информационных технологий и биологии.

И конечно, наша главная задача — научить инженеров свободно общаться со своими коллегами на английском языке. Для этого мы написали учебник нового поколения, который предназначен как для самостоятельной работы, так и для работы в аудитории. В нем даны тексты вместе с переводом, что максимально удобно. Когда я вижу, как легко общаются наши студенты с иностранцами, испытываю гордость. Вспоминаю 90-е годы, когда приходилось быть свидетелем смущения наших знаменитых ученых с мировым именем, которые в соответствующих аудиториях затруднялись выражать свои мысли на английском языке. Уже тогда я решила, что английский язык должен быть неотъемлемой составляющей любого образования.

- У Вас колоссальная нагрузка. Вы — декан факультета "международная коммуникация", директор ИМБК. Как Вам удается все успевать? И какие новые проекты в перспективе?

- На самом деле все не так страшно, как кажется со стороны. Если любишь свою работу, чувствуешь поддержку коллектива, появляется много энергии и сил, и все получается. Хочется, чтобы жизнь была прожита не зря. Что останется после нас? Конечно, дети. И дело, которому отдаешь все силы. В настоящее время в нашей работе появляются интересные перспективы. Недавно поступило предложение из Москвы о размещении на базе Военмеха заказа по обучению военному переводу. У нас также связи с французским университетом Манте Жюли. Они хотели бы совместно с нашим университетом готовить инженеров в области автоматизации производства.

- Наверное, у Вас в семье все прекрасно знают английский?

- Сын и невестка свободно говорят на английском. Девятилетний внук тоже считает, что уже готов ехать в Англию общаться с иностранцами!

Практика показывает, что своих детей трудно учить. Они не воспринимают родителей в качестве педагогов. Мой сын, только увидев мою работу со студентами на семинарах, стал ко мне прислушиваться, и мы стали с ним большими друзьями.

- Георгина Дмитриевна, что бы Вы хотели пожелать нашим женщинам?

- Конечно любви. Любви со стороны детей, внуков, друзей, студенческой аудитории. И женского счастья. Я очень счастливая женщина. Мы с мужем прожили 37 лет, он меня всегда и во всем поддерживал. Благодаря его заботе и вниманию я смогла реализоваться и как женщина, и как профессионал. Мне очень его не хватает: несколько лет назад он ушел из жизни.

Желаю всем женщинам обязательно реализовать свои способности и быть бесконечно любимыми.

Беседовала Ирина ЦИВИЛЕВА


К 75-летию УНИВЕРСИТЕТА

Военмеховская династия

25 декабря 2005 года с Российского космодрома "Байконур" был запущен и выведен на околокруговую орбиту навигационный спутник "Глонасс-М", на котором была размещена пластина со следующей информацией: Швалюк Лев Александрович — член-корреспондент Российской Академии космонавтики им. К.Э. Циолковского, выпускник Ленинградского Военно-механического института, сотрудник НПО Прикладной механики им. Академика М.Ф.Решетнева с 1962 по 1978 гг. Талантливый человек, большой специалист в области теоретической и экспериментальной прочности космических аппаратов, один из организаторов крупнейшего в Сибири испытательного комплекса. Под его руководством и при непосредственном участии рассчитаны на прочность и отработаны изделия двенадцати ракетно-космических комплексов: ракета-носитель КОСМОС, космические аппараты МОЛНИЯ-1, МОЛНИЯ-2, МОЛНИЯ-3, ЦИКЛОН, СФЕРА, ВЫСОТНЫЙ ЗОНД, ГРАНЬ, ЦИКАДА, РАДУГА, ГОРИЗОНТ, ЭКРАН.

С 1980 по 1992 гг. Л.А. Швалюк — зам. Главного конструктора, начальник комплекса наземной отработки космических систем специального назначения и артиллерийских установок в КБ "Арсенал" им. М.В. Фрунзе. 1992-2000 гг. — зам. Главного конструктора ЗАО "АРго" при КБ "Арсенал", а с 2000 года по настоящее время — ведущий специалист КБ "Арсенал". Кроме того, он ведет большую общественную работу, являясь с 2000 года ученым секретарем Санкт-Петербургского отделения Российской академии космонавтики им. К.Э. Циолковского.

Жена Льва Александровича — Швалюк (Погорелова) Ольга Ивановна закончила в 1956 году Ленинградский военно-механический техникум и до 1962 года работала техником в ОЭЛ при кафедре № 4 ЛВМИ. В 1963 году Ольга Ивановна выехала в Красноярск к мужу и 15 лет отработала конструктором в КБ ПМ (ныне НПО ПМ им. академика М.Ф. Решетнева). С 1978 года, вернувшись с мужем в Ленинград, работала до 1987 года старшим техником технического отдела ОЭЛ кафедры №4 ЛМИ.

1953 год — год окончания Л.А. Швалюком Военмеха, стал годом поступления в институт его брата— Швалюка Вячеслава Александровича, который, будучи молодым специалистом, работал по распределению в Свердловске инженером-расчетчиком в СКБ-203. В 1961 году, приехав в Ленинград, работал в ЦКБ-34 (ныне КБСМ) старшим инженером расчетно-исследовательского отдела, а с 1990 по 1994 гг. — главным специалистом по проектированию шахтных установок различной степени защищенности.

В 1967 году, последовав примеру старших братьев, в ЛМИ поступил Швалюк Евгений Александрович. Закончить обучение в Военмехе ему не удалось, так как по собственному желанию он пересел со студенческой скамьи в кабину танка. В 1971 году, уволившись в запас, Евгений четверть века отработал на Краснодарском стекольном заводе. Прошел трудовой путь от мастера-наладчика оборудования до профессионального стеклодува.

В 1983 году ЛМИ закончила дочь Л.А. Швалюка — Наталья, которая по окончании института работала инженером в ОКБ "Импульс", а с 1988 по 1993 гг. — ст. инженером НИЧ при кафедре №12 Военмеха.

В 1985 году Афанасьева (Швалюк) Тина Вячеславовна, закончив ЛМИ, до 1988 года работала в КБСМ под руководством А.Ф. Уткина — известного ученого и конструктора, выпускника Военмеха 1951 года. Остается только предположить, каких высот в служебной карьере могла бы достичь способный конструктор Тина Вячеславовна, не случись в ее жизни трагедии. Она лишилась зрения.

Глеб Игоревич — седьмой из династии Швалюков, который связал свою судьбу с Военмехом. Он поступил в БГТУ в 2004 году и проходит обучение в составе 443 группы Института международного бизнеса и коммуникаций на факультете международного промышленного менеджмента.

Генеалогическое древо Швалюковского рода сегодня украшают 3 внучки: Анна — менеджер по продажам оргтехники, Александра — студентка 5-го курса Московской гуманитарной академии, Ольга — учащаяся колледжа; внук Кирилл — учащийся колледжа и правнучка Мария — школьница 5-го класса. Все уверенно владеют компьютером и, может быть, кто-то из них или их наследники продолжат военмеховскую династию Швалюков.

Рассказ о военмеховских династиях, мы надеемся, будет продолжен читателями в последующих номерах газеты.

Михаил Трибель, главный специалист
Ассоциации выпускников Военмеха


Л.А. Швалюк. 2006 год


Слева направо - Л.А. Швалюк, О.И. Швалюк (Погорелова), В.А. Швалюк. 1954 год


Е.А. Швалюк. 1970 год


Хробостова (Н.Л.Швалюк). 1983 год


Афанасьева (Т.В.Швалюк). 1985 год


Г.И. Афанасьев. 2005 год

Часть 2

На главную