МОЯ СЕМЬЯ

ЕЩЕ ОДНО ПРИЗНАНИЕ...

Дорогая военмеховская молодежь!

Ушел в прошлое 2008 год, который во всем мире был объявлен годом СЕМЬИ. Он чем-то для вас отличался от других годов? Если в сутолоке событий бурной молодой жизни вы и не заметили, что 2008 год был годом семьи, - беда не большая. Самое главное - не забывали ли вы о своих родителях, была ли ваша душа открыта для них с любовью и пониманием. Сейчас они, ваши отцы и матери, еще вполне самостоятельные люди, готовые прийти вам на помощь в любую минуту. Пройдут годы, вы займете их место, и им, 70-80-летним, потребуется ваша помощь, в первую очередь душевная. Вот такую душевную помощь мне недавно оказала моя дочь, опубликовав в местной газете свое признание в любви к нам, своим родителям: ко мне и моей жене.

Не стесняйтесь и вы объясняться в любви к своим родителям и делайте это как можно чаще по поводу и без повода, лично и публично.

Успехов вам в учебе, жизни и большой искренней любви своих близких!

Выпускник 1952 года, лауреат Государственной премии СССР, почетный ветеран ВДВ М. Коноваев.

2008 год был объявлен Годом семьи. Появляется много статей, фильмов, рекламных роликов, посвященных семье, детям, родителям. Мне бы хотелось рассказать о своих родителях - Кире Константиновне и Михаиле Михайловиче КОНОВАЕВЫХ, обратиться к ним и выразить им "еще одно признание в любви...".

Помнишь, папка, как ты впервые познакомил меня с детским писателем Аркадием Гайдаром, как вместе мы читали его добрые рассказы: "Чук и Гек", "Голубая чашка", "Военная тайна", как я плакала, когда погиб Алька, а ты утешал меня, как мог? А потом была поездка в Канев на могилу А.П. Гайдара.

Ты был первый, от кого я услышала стихи В.Маяковского. Вспоминается солнечное утро праздничного дня, ты собираешься на демонстрацию и декламируешь: "Мой стих трудом громаду лет прорвет... Слушайте, товарищи потомки... Мне наплевать на бронзы многопудье...". Ты и сам чем-то похож на Маяковского - всегда выражаешь свое мнение прямо и смело, никого и ничего не боясь ни в годы застоя, ни сейчас. Ты никогда не был приспособленцем, живешь по принципу: "сначала думай о Родине, а потом о себе".

От тебя я впервые узнала о Великой Отечественной войне, когда я была еще маленькой. В один из августовских дней ты сидел за столом, где стояли фронтовая  фотография твоего отца и рюмка водки около нее. Ты вспоминал об отце - офицере Советской  армии, погибшем на Курской дуге. А я узнала, что это была за война такая, и что это за "фашисты-машинисты" (как я их называла), которые убили моего дедушку. Вот тогда и рождалось в душе ребенка чувство гордости за Родину, за людей, отдавших свою жизнь за ее освобождение. Этому чувству нельзя научить, его можно воспитать, научив сопереживать и чувствовать свою сопричастность к судьбе нашей огромной удивительной страны.

Потом папа много лет искал могилу своего отца и нашел ее. Мы всей семьей были приглашены на празднование 30-летия разгрома гитлеровцев на Курской дуге. Была незабываемая встреча с ветеранами, командующими и местными жителями, пережившими весь ужас тех сражений.

Милый папка, ты был первым, кто познакомил меня с алгеброй, немецким языком, которому потом я посвятила много лет своей жизни. Ты научил меня разбираться в трудных вопросах философии, объясняя их, как ты говорил, "популярно для невежд". Это благодаря тебе я полюбила ее. И единственный на всем курсе "автомат" по философии в институте - заслуга не только моя, но и твоя и еще очень хорошего учителя - Клавдии Ивановны Ершовой, преподававшей в школе обществоведение.

Мамочка, а ты помнишь, как мы "махнули" когда-то с тобой в Краснодон, чтобы посетить могилу и почтить память героев-молодогвардейцев? Мы даже не знали, где будем ночевать. Но это не остановило нас. Тогда ты собирала материалы об этих героях, рассказывала о них своим ученикам.

А когда я поступала в институт, на вступительных экзаменах на немецкое, французское и испанское отделение за сочинение было выставлено две пятерки и одна из них - моя. Милая мама, это была оценка и твоего терпения, знаний и преподавательского мастерства. Ведь это ты научила меня писать сочинения и подготовила к поступлению в вуз.

Милые мои, дорогие, родные, я горжусь тем, что вы не только хорошие родители, но и хорошие специалисты, профессионалы своего дела.

Милая мамочка, я горжусь тем, что ты честно работала, отдавала много сил своим ученикам, всегда старалась применять новые методики, чтобы им легче и интереснее училось. Ты ездила с ними в музеи Москвы и других городов, ходила на предприятия, чтобы выделили бесплатный автобус, и частенько после экскурсии завозила своих учеников покупаться в бассейн "Москва" зимой под открытым небом. Тогда это было диковинкой.

Как часто вечерами я долго ждала тебя с работы. А ты работала завучем и задерживалась в школе допоздна. Ты часто говоришь о своих бывших учениках с любовью: этот стал квалифицированным рабочим, этот - кандидатом наук; этот - очень хороший человек, а у этого так трудно сложилась жизнь, жаль, что ничем не могу помочь.

До сих пор многие из них вспоминают тебя с благодарностью, встречаясь, делятся с тобой своими проблемами и радостями. Многие тебе помогают, не забывают поздравлять с праздниками, приглашают на встречи одноклассников. Разве это не счастье! Я так рада за тебя!

Папочка, я горжусь твоими успехами в работе, преклоняюсь перед твоим конструкторским талантом. Ты Конструктор с большой буквы, а работа твоя направлена на созидание. Чем совершенней будет оружие нашей армии, тем меньше будет у некоторых желания причинить нашей стране вред.

Я горжусь вершиной твоего инженерного творчества - красавицей "Ноной" (САО-2С9), которая спасла не одну жизнь нашим ребятам в Афганистане, и за участие в создании которой ты получил Государственную премию.

Мои родители живут честно, работают много и думают не только о себе. Много у нас в стране хороших семей с добрыми отношениями между родственниками, но далеко не все дети и родители в наше время могут назвать себя единомышленниками. А я рада, что мы с вами единомышленники и в жизненных вопросах, и в вопросах политики, искусства, культуры. Как и вы, я люблю Волгу, нашу родную Кострому, горжусь своими предками.

Последние три года были для меня очень трудными, только вы помогли мне выбраться из пропасти жестоких болей и тьмы. И как выжила я, будем знать только мы с вами, просто мы умели ждать и бороться, как никто другой.

Папка, спасибо, что ты всегда учил меня бороться с трудностями. Я преклоняюсь перед мужественными людьми и всегда помню слова Павки Корчагина, которые в конце фильма произносит Лановой: "И, если вам кто-нибудь когда-нибудь скажет, что Павка Корчагин сдался и умер, - не верьте. Потому что это - брехня". Так и ты меня учишь жить.

Я вас люблю, дорогие мои, и желаю здоровья и терпения.

Мария Михайловна КОНОВАЕВА

Так сложились обстоятельства, мои дорогие, что ваши юбилеи, золотая свадьба выпали на очень трудное для меня время. Я не смогла вас поздравить и выразить всю свою любовь и благодарность за то, что вы сделали для меня. Поэтому мне хочется сделать это сейчас через газету.

Я помню вас с того времени, как стала осознавать себя. Всем, что я умею, знаю, чего достигла в жизни, я обязана вам. Вы всегда были и остаетесь для меня друзьями, учителями, теми, кто исцелит душу в трудное время.

Дорогие, родные, самые любимые мамочка и папа, примите от меня еще одно признание в любви. Как я счастлива, что вы у меня есть!


М. Коноваев с дочкой. Фото 60-х годов


М. Коноваева (слева) с мамой. Фото 90-х годов


ЖЕНСКИЕ СУДЬБЫ

ЛИНИЯ ЖИЗНИ

Женские судьбы... …Они похожи и не похожи друг на друга.  Жизнь каждой женщины наполнена самоотверженным трудом, всеобъемлющей любовью к семье и детям, ее не минуют разочарования и потери. И только им ведомо, сколько мужества и сил требуется порой в преодолении препятствий на пути к успешной карьере, научным достижениям. Лишь самые упорные и настойчивые добиваются своего. Сильной и цельной личностью, сумевшей, несмотря ни на что, построить свою жизнь по нужному сценарию, заслужить признание в научном мире, является Надежда Михайловна Дорошенко, доктор философских наук, профессор кафедры культурологии  и глобалистики нашего университета.

Надежда Михайловна родилась в Лениногорске, в многодетной семье. Родители воспитывали детей в строгости. Отец сам был большим тружеником и своих детей заставлял трудиться. Уходя на работу, давал каждому задание, матери наказывал следить за выполнением, а вернувшись, неизменно требовал отчета. Вслед за этим следовало либо поощрение, либо наказание, ослушаться отца побаивались. Благодаря такому воспитанию Надя с детства приучилась доводить начатое дело до конца.

Из впечатлений военного времени в память маленькой девочке врезались вой сирены, грохот надвигающихся самолетов и доносящееся из громкоговорителей, развешенных на столбах, предупреждение: "Воздушная тревога! Воздушная тревога!" Она помнит, как они с матерью вместе с прохожими набились в подъезд ближайшего дома. Испуганные люди шепотом гадали, попадет в них бомба или не попадет. К счастью, бомбежки не последовало, но ощущение ужаса осталось на всю жизнь. После войны жизнь наладилась и пошла своим привычным чередом: учеба в школе, домашний труд, даже торговля на рынке: дома держали хозяйство, на вырученные от продажи продуктов деньги покупали себе одежду. Доставалось, конечно, от покупателей. Некоторые завидовали, устраивали скандалы, от которых Надя порой сгорала от стыда. До сих пор у нее осталось отвращение к базарам. В школе тоже приходилось краснеть: одета она была беднее многих: в семье семеро детей, одежду донашивали друг за другом.

После окончания школы Надежда поступила в педучилище в Усть-Каменогорске. На этом ее детство и опека родителей закончилось. Отныне решения она принимала сама. Во время учебы в  педучилище, поработав на практике в школе,  поняла, что труд педагога  не из легких. Запомнились дни, связанные со смертью Сталина. Студентки были на уроке труда, когда кто-то вбежал с криком: "Умер". Не нужно было пояснять, кто. Опечаленные этим известием, все плакали, а директор по местному радио успокаивал: "Товарищи! Велико наше горе, но не надо отчаиваться. Сталина нет больше с нами, но остались его верные ученики и продолжатели дела…". Когда Надежда устала рыдать, опустив голову на парту, она решила посмотреть, что в это время делают другие. Комсорг группы улыбнулась ей, Надя ответила улыбкой. На следующий день классный руководитель устроил разгромное собрание, обвинив Надежду в черствости и неадекватности. Так она столкнулась с предательством, которое оставило зарубку на ее сердце. В дальнейшем ей еще не раз пришлось встретиться с предательством, но это не озлобило ее.

После окончания училища Надежда поступила в Усть-Каменогорский педагогический институт на филологический факультет, который со второго курса сделали историко-филологическим. Студенческие годы она вспоминает с благодарностью: прекрасные педагоги дали ей путевку в жизнь. Всегда и во всем Надежда помогала своим товарищам, была лидером. Всему, что ей было интересно, она отдавалась целиком. Так было и в любви. Влюбляясь, она буквально заболевала, страдала, мучилась и мучила избранника сердца. Сейчас Надежда Михайловна вспоминает о состоявшихся и несостоявшихся отношениях с мужьями с легкой грустью и иронией. А тогда каждое расставание давалось ей тяжело.

После окончания института Надю, молодого специалиста, направили по распределению в город Зыряновск работать в вечернюю и дневную школу. Была классным руководителем в 10 классе, где половина учеников была старше ее. Ученики любили ее, отношения же с директором были сложные. На каждом педсовете он говорил: "Есть у нас Надежда Михайловна. Всем хороша, но огрызается". Это выражение впоследствии вошло у педагогов школы в поговорку. …Но мечтала Надежда учиться в аспирантуре и в 1961 году приехала в Ленинград. Город поразил девушку своим величием и классической красотой. Она сказала себе: "Это мой город. Отсюда меня только по этапу" и ни разу не пожалела о своем решении. Путь в аспирантуру на филологический факультет ЛГУ был тернист и полон препятствий. Пройдя кучу формальностей, она, наконец, сдала документы в отдел аспирантуры и стала готовиться к вступительному экзамену по литературе (кандидатский минимум по философии и иностранному языку были сданы раньше). Просидела полтора месяца  в Публичной библиотеке, проштудировала  10 томов русской литературы. Пришла в университет узнать, когда же экзамен,  но ей предложили забрать документы, так как вышел Указ о приеме в аспирантуру только при наличии двух лет рабочего стажа по специальности после окончания института. У Надежды стажа не хватало. Опять была неудача. Но Надежда решила не сдаваться и устроилась работать в среднюю школу в Любани учителем истории и обществоведения.

По прошествии времени она снова стала пытать счастье и поступать в аспирантуру. Мест на филфаке не оказалось, тогда Надежда подала документы на философский факультет. Когда все уже практически устроилось, от директора школы, где работала Надежда, на факультет пришло письмо, в котором он сообщал, что положительная характеристика, данная Надежде, не соответствует действительности. Таким методом он не хотел отпускать ценного педагога. Горечь и разочарование захлестнули девушку, но уже ничего нельзя было поделать, пришлось учиться в аспирантуре заочно и продолжать работать в школе.

Затем было неудачное замужество, рождение  дочери Аллы. Как бывало уже не раз, от несчастной любви Надежда спасалась работой. Она горько шутит: "Расставшись с первым мужем, я защитила кандидатскую диссертацию, расставшись со вторым мужем - защитила докторскую". Но в тот момент до защиты докторской было далеко.

В 1966 году Надежда ушла из школы и перевелась на дневное отделение аспирантуры. За полгода до окончания аспирантуры ей предложили работу на философском факультете в ЛГУ на кафедре философии для гуманитарных факультетов, где она потом проработала около 30 лет в должностях ассистента, доцента, профессора. Но чтобы работать там, нужна была постоянная ленинградская прописка, которой у Надежды не было. Последовали мытарства с пропиской, жизнь на частной квартире, в коммуналках. Затем началась эпопея с защитой кандидатской диссертации. К счастью, несмотря ни на что, она ее защитила. Столкнувшись с предательством  некоторых коллег, преодолевала подводные течения в научном сообществе. Защита докторской диссертации - тоже почти детективная  история. Перед защитой докторской необходимо было издать монографию с обоснованием всех положений, выносимых на защиту. Выбрав тему "Методология истории в системе исторического и философского знания", Надежда написала монографию, отнесла рукопись в издательство. Главный редактор уверил, что рукопись пошлют в Москву на рецензирование. Это не было сделано. Вынести вердикт взялся  ленинградский рецензент, который написал отрицательный отзыв.  Рукопись долго "футболили" под разными предлогами от одной инстанции к другой. Сказалось противоборство сторон, которое было в ту пору на кафедре и на факультете. Надежда терпеливо, шаг за шагом преодолевала все бюрократические препоны, зависть и недоброжелательность и - победила.

В дальнейшем Надежда Михайловна объездила полмира, побывала во многих европейских странах, в Индии, в США, принимала активное участие в научных конференциях и симпозиумах. В 2004 - 2006 гг. принимала участие в IV, V,VI Международных Евразийских научных форумах в Астане, на которых выступали ученые из Парижа, США, Канады, Испании и Турции.  Издано 67 статей и 7 монографий, в числе которых: "Российская методология истории", "Философия и методология истории в России в конце ХIХ - начале ХХ в.", "Методология истории: теоретические и философские основания", а также книга "Лев Николаевич Гумилев: поиски истины".

На вопрос, что она получает за свой научный труд, поглощающий ее целиком, Надежда Михайловна отвечает философской притчей о смысле труда и вместе с тем о смысле жизни. Трех грузчиков, возивших тачки с камнями, спросили, что они делают. Первый ответил: "Вожу тачку с камнями". Второй: "Зарабатываю деньги на хлеб". Третий: "Строю храм". Она из тех, кто строит храм Науки, кто по маленькому кирпичику складывает это великое здание, могущество которого возрастает с каждым днем!

Материал подготовила
Ирина ЦИВИЛЕВА


ПРОФСОЮЗНАЯ ЖИЗНЬ

Объединенный профком в последний день масленичной недели -прощеное воскресенье - организовал для студентов университета праздник проводов зимы на лыжной базе университета в поселке Токсово. Организацию и проведение праздника взяли на себя студенты при минимальном финансировании со стороны университета и профкома. Праздник начался в 12 часов дня, но уже с 10 утра сразу на 12 сковородках студентки жарили блины - главное блюдо праздника. Веселых конкурсов, загадок, розыгрышей, придуманных организаторами праздника, хватило до трех часов дня, затем все желающие бесплатно полакомились блинами со сгущенным молоком или сметаной и горячим глинтвейном. Многие из гостей праздника воспользовались возможностью покататься на лыжах - на базе можно было получить лыжи, ботинки и лыжные палки. Завершился праздник громким "Спасибо" всем, кто работал в этот день, создавая хорошее настроение в первый день весны.

После долгого перерыва - с декабря 2004 года - по предложению объединенного профсоюзного комитета университетом арендован бассейн "Юность" на улице Правды для оздоровительного плавания студентов. Два раза в неделю, по понедельникам и четвергам, шестьдесят студентов имеют возможность по часу поплавать в свое удовольствие. К услугам желающих научиться плавать или улучшить технику плавания имеются опытные тренеры. Бассейн арендован с февраля по май 2009 года. По договоренности с кафедрой физического воспитания и спорта студенты, отзанимавшиеся семестр в бассейне, могут получить зачет по физкультуре. Планируется арендовать бассейн и на осенний семестр, абонементы можно будет получить в объединенном профсоюзном комитете. Следите за рекламой!


ЖИВУТ СТУДЕНТЫ ВЕСЕЛО


Геннадий СТОЛЯРОВ,
выпускник Военмеха 1957 года

(Продолжение. Начало в № 8-9 за 2008 год).

Борис Николаевич Окунев

Борис Николаевич Окунев был звездой первой величины на преподавательском небосклоне Военмеха. Ритуал восхождения светила обставлен был с блеском.

Сначала кафедра* вносила кафедру** и водружала ее на кафедру***.

* Кафедра - преподколлектив;
** Кафедра - стул, скамья, здесь - кресло;
*** Кафедра - возвышение для лектора.

Затем с профессорским опозданием в аудитории появлялась карабас-барабасовская борода Отца-основателя, сопровождаемая крупным грузным телом. (Говорили, что полнота Бориса Николаевича - одно из проявлений последствий блокады). С искренним сочувствием наблюдали мы, как ассистент помогал гиганту подниматься из глубокого кресла. Любимым (им и нами) обращением к нам было инфразвуковое иерихонское трубно-басовое "БоООАААааа, мои юные друзья!"

На потоке, в дополнение к старостам групп, Борис Николаевич назначал "дежурного старосту" и "старосту старост" (потока).

Однажды, не обнаружив мел, он протрубил:

- Дежурный староста, встаньте! Староста старост, встаньте! Где же мел?
- Кончился.
- Ну, а вы что?
- Меры принимаем, Борис Николаевич.
- Мм-да-а…Это как однажды в Новогоднюю ночь:
- Скорая?! Срочно!! У нас гость штопор проглотил!
- Выезжаем! Какие меры приняли?
- Вилками открываем!

Любил Отец-основатель в пух и прах разносить оппонентов.

Сначала, привлекая на свою сторону великих предков, он мог прочитать нам по-латыни «Принсипы НьЮтона». Потом, для контраста, цитировал современного автора учебника, утвержденного Минобразом. Диктовал и заставлял нас записывать с чистого листа определения из этого учебника.

И далее:

- Записали?
- Записали, Борис Николаевич!
- А теперь зачеркните!
- Зачеркнули, Борис Николаевич! (Оживление аудитории!)
- Зачеркните двойным жирным крестом!!
- Зачеркнули, Борис Николаевич!! (Восторг!!)
- А теперь вырвите этот лист к черту!!! (Экстаз!!!)

И следовал сокрушительный разбор полетов бедного автора.

На консультации перед экзаменом:

- Ответ на три вопроса билета дает студенту право на беседу с преподавателем, в ходе коей преподаватель имеет право задать студенту от 12 до 144 вопросов...

(Даже граничные значения имели место быть на практике! Заграничные - никогда!)

- Вот вам мой домашний телефон. Если у вас во время подготовки к экзамену возникнут вопросы - звоните мне в любое время дня и ночи.

Слышал от старших товарищей (без гарантий достоверности).

В сессию ночью на квартире Б.Н. раздался звонок:

- Слушаю Вас.

- Простите, Борис Николаевич, что потревожили. Но у нас завтра экзамен, а мы никак не можем решить и заспорили…

- Никаких извинений! Я к вашим услугам! В чем вопрос?

- Когда спать ложитесь, Вы бороду под себя кладете или укрываетесь ею?

На экзамене по внешней баллистике Б.Н. Окунев врубил группе 19 двоек.

Гонцы всполошившейся общественности и деканата предстали пред его ясными очами:

- Борис Николаевич, приглашаем Вас на заседание партбюро факультета.

Ответ Отца-основателя гласил:

- Не могу, мои юные друзья. Сегодня я пою в церкви.

РАЗНОЕ

Слухи

Преподу, завалившему полгруппы, военмехи (скинувшись на последние) выписали на дом 12 полугодовых комплектов журнала "Свиноводство". (Если вдуматься - самокритично!)

Факт

Мы уже были на последнем курсе, когда Ученому совету пришло на ум не избрать по конкурсу С.М. Федорова и Л.В. Полонскую. Пятисотки обиделись. Скинулись мы со стипендии и послали фронтовиков-партийцев в Москву, в ЦК партии. В итоге итоги конкурса отменили. Преподавателей вернули в Военмех.

Мультиматерный студент

Военмех - Матмех ЛУ - Военно-Морская академия - Политех - Военмех

На лекциях Л.В. Полонской и С.М. Фёдорова постигали пятисотки (Е509 и Е510) основы своей будущей специальности - теорию автоматического управления, элементы и проектирование следящих систем. Тайком от защитников советской власти с той стороны, где ей никто не угрожал, они знакомили нас и с "буржуазной лженаукой кибернетикой". Обстановку в стране в то время прекрасно описал А.Шкроб: "…ХХ век ознаменовался не только великими научными достижениями, но и позорными преследованиями Знания и ученых. "Обезьяний" процесс в США, аризация наук в Германии, гонения на биологию, теорию относительности и кибернетику в СССР... Иррациональность этих явлений в нашей стране оттенялась тем, что "крамольные" направления все равно интенсивно развивались ради обеспечения обороноспособности". Поэтому, запирая нас в лаборатории и вручая отчеты Массачусетского технологического института по кибернетическим гомеостатам и "мышам Шеннона", ассистент В. Диомидов неизменно напоминал предостережение Степана Михайловича, переводя его на понятный нам язык:

 - 12-я кафедра будет считать вас государственными преступниками и последними сук@ми, если вы проболтаетесь об этом, особенно на кафедре марксизма-ленинизма!

Для студенческих исследований нам предложили темы по элементам следящих систем. С Толей Соловьевым из группы Е510 (будущим разработчиком ходовой части "Лунохода") мы полистали литературу, поработали в лаборатории и успешно доложились на конференции студенческого научного общества. А весной получили именные стипендии. Он - сталинскую, я - крупчатниковскую.

Узнав о наших трепыханиях, нас пригласил на беседу заведующий 12-й кафедрой Виктор Антонович Бесекерский. В числе прочего, посоветовал углубленно изучать математику и в пример привел предков-военмехов, получивших второе, математическое образование. Взяли мы с Толей в деканате справки-ходатайства и поступили на вечерне-заочное отделение второй Альма-Мамы — матмеха Ленинградского университета.

Как-то мне попались на глаза "Лекции о приближенных вычислениях" знаменитого корабела А.Н. Крылова. Очень понравился раздел о механических вычислительных устройствах. Узнав об этом, Людмила Владимировна представила меня своему отцу - Владимиру Ивановичу Полонскому, капитану первого ранга, профессору Военно-морской академии имени того самого Алексея Николаевича Крылова. Владимир Иванович направил меня в лабораторию, которая занималась моделированием на аналоговых компьютерах остойчивости и качки на волнении проектируемых эсминцев. Изучив компьютеры, я набрал и прогнал там пару задач. А тут и Военмех обзавелся небольшим электронным интегратором. И Нина Давидовна Саперштейн пригласила меня на кафедру математики запустить и продемонстрировать эту машину.

Как говорится, аппетит приходит во время еды. По стране уже ползли слухи о цифровых компьютерах. Захотелось и мне их пощупать. И тут оказалось, что у Людмилы Владимировны есть не только замечательный папа, но и превосходный учитель - профессор Тарас Николаевич Соколов, зав. кафедрой и руководитель КБ Ленинградского Политехнического института. А КБ в это время вело разработку специализированной цифровой ЭВМ для определения траекторных характеристик будущих искусственных спутников Земли и натурно-аналоговое моделирование планирующей торпеды.

Полонская и Федоров убедили деканат дать мне "вольную". Таким образом, последнюю производственную и преддипломную практики я проходил отдельно от своей группы в КБ Политеха. И там же делал дипломную работу.

Написание дипломных работ студентов, работавших в КБ, организовано было восхитительно. Во время очередного обхода шеф, посмотрев, что творится на стенде у моего соседа, спрашивает:

- Саня, а когда у тебя защита?

- В среду на следующей неделе, Тарас Николаевич.

- Что ж, в пятницу можешь приступать к дипломной.

В пятницу Саня, выключив паяльник, берет экземпляр своих отчетов по теме, составляет оглавление, пишет по паре страничек постановочного вступления и итогового заключения. В понедельник оформляются демонстрационные материалы, схемы, наклеиваются осциллограммы, все укладывается в папку и завязочки завязываются. К вечеру понедельника, а засиживались мы там до последнего трамвая, Санин паяльник уже дымил. Столь же разбюрокраченными были и другие процедуры, включая и приятные. К примеру, в конце первого месяца моего пребывания в КБ народ поднимается и направляется куда-то со словами:

 - Столяров, идеём деньги за науку получать! (Никаких заявлений, резолюций, паспортов, справок!)

Темой моей дипломной работы была оксифер-диодная оперативная память для цифровой ЭВМ. А Саня квантовал временной интервал между посылкой радиолокационного сигнала и приходом эха, генерируя соответствующую последовательность импульсов-"единиц", которая через пересчетку вводилась в компьютер. К этой работе мне тоже пришлось приложить руку. Точнее, не руку, а палец. Указательный.

Дело было так. Руководитель группы, полистав журнал Института радиоинженеров Америки, объявил, что ставит банку спирта за каждый мегагерц сверх американцев. Под горячее одобрение публики Саня вызвал американцев на соцсоревнование. Первая банка прошла относительно легко. Далее дело затормозилось. Однажды у Сани не хватило рук, и он попросил меня потыкать щупом осциллографа по  генератору. Вдруг крик:

 - Стой и не шевелись!!! Что ты только что сделал?! - Ничего.- Ну, а секунду назад? - Соплю поправил, чтоб не коротнула. (Справка для салаг-потомков: Сопля в радиосхеме - это как кранец за бортом, когда ты уже отвалил от стенки.)

 - Чем? - Пальцем. - Повтори и замри! Генератор понесло!!!

Двое суток группа, отложив свои дела, моделировала мой палец. (Особо отмечу, что все попытки подменить военмеха кем-нибудь из политехов успеха не имели.) В итоге эквивалентная схема моего пальца была синтезирована, чем и был нанесен мощный удар по заокеанским партнёрам и нашему здоровью!

За время пребывания в Политехе коллекция моего случайного участия в торпедной атаке эскадренного миноносца "Одаренный" и неожиданного флирта с аналоговыми компьютерами в Военно-морской академии спонтанно пополнилась и вовлечением в торпедные дела КБ.

Сначала пару слов о натурно-аналоговой модели планирующей торпеды, сбрасываемой с самолета, за пределами досягаемости средств ПВО эскадры.

Аналоговый компьютер - сложная электронная схема, закоммутированная и настроенная так, чтобы электрические токи в ней представляли процессы (возможно и другой природы), происходящие в  моделируемом объекте (в данном случае - движущаяся в воздушной и водной среде планирующая торпеда).

Натурная часть - уже изготовленные реальные узлы торпеды. В данном случае - торпедный "автопилот", подвешенный в люльке со многими степенями свободы. Люлька на цапфах подвешена в лифте, бегающем вверх-вниз в металлической башне. Башня установлена на дрезине, которая с душераздирающим визгом приводных электродвигателей гоняет по главной "степени свободы" - рельсам, проложенным вдоль длинного коридора.

Особо пакостным свойством аналоговых машин является дрейф нулей операционных усилителей, который порой может до неузнаваемости исказить результаты.

Однажды, и как всегда не вовремя  (ребята еще не успели начисто отладить настройки для новой серии экспериментов), в КБ нагрянула комиссия из адмиралов-генералов и каперангов-полковников с лампасами всех цветов радуги, авиации и флота. Меня мобилизовали в группу подстраховки аналоговой техники. Вооружившись отвертками, встали мы за шкафами компьютера. В щелку был виден планшет, на котором вычерчивалась траектория планирования, нырка и выхода торпеды на заданную глубину. В случае сильного искажения мы должны были подкручивать потенциометры установки "нулей" до приличной картинки. Пронесло!

Довольная комиссия направилась на выход по узкой тропинке между стенкой коридора и леером ограждения рельсового пути. И тут в схеме что-то коротнуло, и груда железа, ростом до потолка, кровожадно вращая своими степенями свободы (трансформеры - отдыхают!), с воем и грохотом помчалась по рельсам им вдогонку. Картина мелькающих лампасов, приобретших по законам оптики и физиологии зрения белый цвет, была впечатляющей. Слава Богу, обошлось без жертв. В возникшей давке они только слегка помяли друг другу бока. И даже добавили финансирование на мероприятия по технике безопасности.

Закончив дипломную, простился я с ребятами-политехами и с третьей Альма-Мамой и вернулся в родной Военмех. Защита прошла нормально. Получил красный диплом. Распределили меня, в соответствии с законом, по месту распределения жены (она на полгода раньше окончила филфак Белгосуниверситета). На распределении был начальник Управления руководящих кадров Миноборонпрома. Расписался я в ведомости. Вышел. Рассказываю ребятам, куда направили. А тут появляется замдекана и отзывает меня в сторонку: - Не разгоняйся, ни в какой Минск ты не поедешь. Начальство записало тему твоей дипломной, приказало оставить тебя в общежитии и платить тебе твою крупчатниковскую до особого распоряжения. И добавило, чтоб насчет жилья и работы для жены ты не беспокоился.

Приказано "не беспокоиться" - комсомол ответил "ЕСТЬ!". Проводил ребят. Посещаю музеи, театры, пригороды. Не жизнь, а сплошное "баунти"! И так почти два месяца!

Скобяной завод

Много лет иль год назад,
Близко, далеко ли,
Но стоял один завод
Во широком поле.

Выпускал он утюги,
Погремушки деткам,
Мыло, гвозди, сапоги,
Рукава к жилеткам…

(Из поэмы "Телега", которая в комплексе с кобылой проходит военприемку по нормали "Мороз":

Дали минус пятьдесят.
Смотрят через стекла:
Что ж, телега - ничего.
А кобыла - сдохла.)

Наконец приходит направление: Московская область, Загорск, завод № N, мастером.

Приехал. Спрашиваю: - Где энский завод?

Вокзальная милиция, взглянув на мои бумаги, куда-то позвонила и направила на Скобяной завод. Дальше, мол, на месте подскажут. Добрался. В отделе кадров пишут: инженером в СКБ. Прихожу. А там - ребята, с которыми я распрощался в Политехе. Тоже с трудом нашли завод. Но не всем везло туда попасть.

Случился вскоре Всемирный фестиваль молодежи и студентов. И верующие гости потянулись из Москвы в Свято Троице-Сергиеву лавру. А несколько "особо верующих", видимо приняв купола лавры, высившиеся прямо над асфальтовой дорогой, за дьявольское наваждение, упорно сворачивали на нереспектабельную и пыльную боковую дорогу, мощенную булыжником и ведущую на Скобянку. Но шустрые хлопцы  заранее услужливо перегородили дорогу полосатыми штакетничками. И усадили двух каменщиков "под мухой". И начали те неспешно-рекурсивную процедуру: то поднимают, то укладывают обратно пару рядов булыжников. И перекур. Подъедет такой "праведник", поцелует штакетник и разворачивает свой бьюик. А подъедет заводской транспорт - ему быстро доски под колеса.

(Продолжение следует).


СПОРТ


Сборная команда университета по гиревому спорту в декабре 2008 года
в очередной раз стала победительницей чемпионата вузов Санкт-Петербурга


НА ЧЕМПИОНАТЕ ВУЗОВ ГОРОДА ПО ЛЫЖАМ

В поселке Кавголово 5-6 марта состоялся,  благодаря хорошей лыжной погоде, чемпионат вузов Санкт-Петербурга по лыжным гонкам, в котором приняла участие команда БГТУ "Военмех". Отметим, что лыжный спорт формирует характер, закаляет волю и является еще и прикладным.

Наиболее зрелищно проходят эстафеты: мужчины - 4 по 5 км, женщины - 4 по 3 км. Состав команды Военмеха: А. Фомичев, А. Фролов, А. Федоров, Ч. Крюков, С. Крыжко, А. Рыжов, А. Пантелеев, И. Шаррдыко, Н. Корнышева, К. Кузьмина, В. Шилова, М. Давыдов, П. Захаров.

В острой борьбе с высокопрофессиональными конкурентами наши лыжники заняли 5-е почетное место, пропустив вперед традиционно спортивные вузы, такие как ЛТА, СПбГПУ им. Герцена, СПб ГУФК им. Лесгафта, СПбГУ.

В чемпионате вузов по лыжным гонкам среди преподавателей, проводившемся в конце феврале в Зеленогорске, 1-е место занял тренер нашей сборной М.В. Давыдов.  Сказался огромный объем тренировочной  нагрузки, выполненный в летний период в спортивном лагере в поселке Лосево.
Команда готовится к новым стартам и выражает благодарность администрации университета за помощь, оказанную при проведении специализированных сборов лыжников-гонщиков к соревнованиям.

На фотографиях запечатлены  моменты спортивной борьбы
и команда лыжников во главе с тренером.

Сергей Москвин,
ветеран спорта Военмеха


ПОЗДРАВЛЯЕМ ЮБИЛЯРОВ!

26 марта исполнилось 75 лет ветерану БГТУ "Военмех", заместителю заведующего кафедрой Е1, к.т.н., доценту Николаю Алексеевичу Евстигнееву.

Н.А. Евстигнеев в 1952 г. поступил на механический факультет ЛВМИ по специальности кафедры №№36 "Стрелковое и малокалиберное автоматическое артиллерийское оружие", в 1958 г. окончил институт и был распределен на работу в Государственное особое конструкторское бюро №43 (ОКБ-43). После объединения ОКБ-43 и ЦКБ-34 (позже переименовано в КБСМ) работал в должности инженера, старшего инженера, ведущего инженера по профилю "динамика стартовых комплексов".

В 1969 г. Н.А. Евстигнеев перешел на работу в Центральный научно-исследовательский институт материалов на должность ведущего инженера, в 1974 г. защитил кандидатскую диссертацию по кафедре №14 (ныне Е1) и в том же году перешел на работу в ЛМИ на должность старшего научного сотрудника. С 1978 г. Н.А. Евстигнеев - начальник отраслевой научно-исследовательской лаборатории артиллерийского вооружения при кафедре №№14, а с 1990 г. - ведущий научный сотрудник, доцент, зам. заведующего кафедрой Е1.

Высокий профессионализм, требовательность к себе, доброжелательность к людям, интеллигентность вызывают всеобщее уважение к Н.А. Евстигнееву в студенческой среде и среди преподавателей и сотрудников БГТУ "Военмех".

Желаем Николаю Алексеевичу доброго здоровья, личного счастья и новых творческих успехов в научно-педагогической деятельности.

Ректорат и коллектив кафедры Е1


14 февраля 2009 год исполнилось 70 лет со дня рождения доцента кафедры физвоспитания и спорта САВЧЕНКО ВЛАДИМИРА ИВАНОВИЧА.

В 1970 году Владимир Иванович пришел работать в БГТУ на кафедру физвоспитания и прошел путь от преподавателя до доцента. Он возглавляет отделения зимнего и летнего полиатлона, а также отделение плавания. С 1981 года сборные команды БГТУ по полиатлону занимают призовые места в чемпионатах вузов Санкт-Петербурга. В 2003 году команда БГТУ под руководством Владимира Ивановича выиграла первенство России по летнему полиатлону. За время работы в университете он подготовил много кандидатов в мастера спорта, мастеров спорта, которые становились призерами и чемпионами Санкт-Петербурга, Северо-Западной зоны, России.

Много лет Владимир Иванович организовывал спортивно-оздоровительный лагерь в Тихвине.

Он постоянно повышает свою квалификацию по теории и методике физического воспитания.

В.И. Савченко принимает активное участие в общественной жизни университета, являлся членом приемной комиссии, членом профкома университета и пользуется заслуженным авторитетом и уважением среди сотрудников и студентов университета.

За многолетний и добросовестный труд и в связи с 70-летием со дня рождения доценту кафедры физвоспитания Савченко Владимиру Ивановичу и.о. ректора объявлена благодарность.


В апреле группа № 981 отмечает 45-летие окончания и 50-летие поступления в Военмех. Скорее всего, мы единственная студенческая группа за всю историю вуза, которая каждый год на протяжении 45 лет 12 апреля в 18.00 встречается у входа в альма-матер. Поздравляю ребят со славным юбилеем и - здоровья, здоровья, здоровья!

С.Д. ВОЗНЕСЕНСКИЙ, доцент каф. К2


НАДЕЕМСЯ НА СОТРУДНИЧЕСТВО

Кто владеет информацией — тот владеет миром

У. Черчилль

Сколько сил, времени, а главное, средств требуется подчас для поиска информации. Библиотека БГТУ "Военмех" в течение трёех лет входит в крупнейший информационный консорциум НЭИКОН (Национальный электронно-информационный консорциум), который предоставляет доступы к базам ведущих мировых информационных ресурсов.

С 2009 года Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ) включил Военмех в число подписчиков электронной библиотеки.

Информацию о том, какие ресурсы доступны в данный момент, можно получить на нашем сайте www.library.bstu.spb.su, на информационных стендах и в информационно-библиографическом отделе, где вам объяснят, как воспользоваться предоставленной информацией. За последнее время читателям предлагалась подписка на Патентную Базу Questel, Электронную Библиотеку РНБ (Фонд авторефератов диссертаций), Базы данных: WESTLAW,   SPI DIGITAL LIBRARY, EBSCO Publishing и другие.

Информация о возможности доступа к ресурсам регулярно рассылается на кафедры.

Только за период 2007-2008 гг. библиотекой Военмеха было подписано более 10 ресурсов, с архивом которых можно ознакомиться в информационно-библиографическом отделе. К большому нашему сожалению, на некоторые ресурсы статистика использования была "НОЛЬ". Если наш университет будет и в дальнейшем выходить на такие "результаты", то мы можем лишиться доступа к большинству электронных ресурсов.

Уважаемые читатели, от вашей заинтересованности зависит стоимость подписки и возможность включения библиотеки Военмеха в реестры бесплатных подписчиков.

Надеемся на ваше понимание и сотрудничество.

Директор библиотеки Сесина Наталия Валерьевна.
Заведующая информационно-библиографическим отделом
Веретенникова Надежда Валерьевна.

Телефон информационно-библиографического отдела: 1396

На главную