№3 (22538) май, 2008 г.


С днем победы!


И.М. ТКАЛИН:

«Военмех прочно вошел в мою жизнь»

На рабочем столе в квартире Ивана Михайловича Ткалина разложены листы с рукописными текстами: полным ходом идет подготовка к изданию очередного пособия для студентов. Мы беседуем об его военных буднях, о преподавательской деятельности в университете, о научных трудах.
 
Кандидат технических наук, профессор БГТУ "Военмех" Иван Михайлович Ткалин, несмотря на свои 89 лет, продолжает работать профессором-консультантом на кафедре менеджмента в родном вузе, старается быть полезным и интересным.

Иван Михайлович родился в крестьянской семье в Ново-Оскольском районе Курской области. После окончания школы в 1937 году поступил в Ленинградский военно-механический институт. После четвертого курса летом 1941 года он со своими сокурсниками проходил производственную практику на заводе в Пензе. Иван Михайлович хорошо помнит ясный солнечный день 22 июня: "Был выходной день. Мы с ребятами по обыкновению пошли на стадион поиграть в футбол или волейбол. Как ни странно, но всегда такой шумный и полный народу стадион в тот момент пустовал. На душе почему-то стало тревожно, игра не клеилась. И спустя время мы услышали по радио важное правительственное сообщение: министр иностранных дел В.М. Молотов объявил, что началась война. Мы были растеряны: что делать дальше, что предпринять? Ленинградцы срочно выехали домой, я отправился к родителям".

 В июле 1941 года в военкомате Иван получил направление в Тамбовское артиллерийско-оружейное техническое училище на ускоренную подготовку. В начале 1942 года Иван едет в Москву, а осенью 1942 года с полком уже отбывает на Западный фронт. Когда московская битва была завершена и немцы отброшены далеко от Москвы, полк, в котором служил Иван, стоял в обороне. Иван Михайлович вспоминает, что в то время весь народ с огромной тревогой следил за событиями в Сталинграде, куда фашисты бросили все свои силы, устоит ли город под натиском фашистских захватчиков.

Однажды, во время очередной вражеской бомбежки Ивана взрывной волной бросило на землю, он со всей силы навалился на руку и буквально раздавил ее. Рука повисла на кусочке кожи, спасти ее в тех условиях было невозможно. Вспоминать то время для Ивана Михайловича тяжело: " Начались мытарства по госпиталям: Тула, потом - Нижний Новгород. В госпитале пролежал четыре месяца, и в 23 года моя военная карьера закончилась.  После выздоровления  снова поехал в Москву, попал в полк уже в тылу. Нашей задачей было - готовить новобранцев к военным действиям: учили их стрелять, окапываться. Через несколько месяцев обучения солдат отправляли на фронт".

Демобилизовался Иван  в Минске. Ему предлагали остаться работать в армии, но, подумав, он отказался.
В послевоенное время рушились все его планы. Он мечтал стать конструктором, но чертить одной рукой ему казалось нереальным. Нужно было учиться жить заново, и он упрямо преодолевал все трудности на своем пути.

Судьба распорядилась так, что в 28 лет Иван вновь попал в Ленинградский военно-механический институт и закончил его с красным дипломом. С тех пор жизнь Ивана Михайловича была тесно связана с Военмехом. Как с гордостью говорит Иван Михайлович, "всем хорошим во мне я обязан Военмеху. Он поставил меня на ноги. Уже после четвертого курса я чувствовал себя человеком, способным что-то делать. В полку частенько удивлялись: "Иван, откуда ты все знаешь? Я - военмеховец", - отвечал им.

После окончания института Иван Михайлович какое-то время работал на кафедре организации производства и экономики промышленности в должности ассистента, затем - старшего преподавателя. В 1976 году был избран на должность профессора, а в октябре 1977 года - на должность декана приборостроительного факультета. В это время, как с юмором говорит Иван Михайлович, он и "ударился в науку".

С самого начала своей инженерной деятельности он серьезно интересуется вопросами организации производства машин и приборов и особенно увлекается исследованиями организационных форм поточного производства. Первые его научные работы появляются в печати в 1957 году. В этих работах освещались теоретические и практические вопросы расчета и проектирования оригинальных многопредметных поточных линий, созданных на ленинградских заводах под научным руководством и при непосредственном участии автора. В процессе дальнейших исследований ученому удалось обосновать теоретически и подтвердить практически возможность создания поточных линий, основанных на использовании конвейеров с повышенной скоростью движения. Сейчас на многих заводах страны действуют десятки поточных линий с быстроходным конвейером. Только в Ленинграде их применяют "Арсенал", ЛОМО, Кировский завод. Новая форма поточного производства широко пропагандировалась в СМИ, о нем рассказывали по радио, снимали телепередачи. О работах и результатах их внедрения в промышленность писали газеты "Смена", "Ленинградская правда", "Известия", выходили статьи в журналах "Знание - сила", "Нева". В общей сложности было опубликовано порядка 67 научных трудов.

В это время Иван Михайлович активно занимался и общественной работой, был организатором и руководителем четырех научно-практических конференций. В 1980 году И.М. Ткалину было присвоено ученое звание профессора.

В Военмехе Иван Михайлович встретил свою будущую жену, в родном вузе работает и его сын.

Деятельность Ивана Михайловича была по достоинству оценена руководством вуза. За плодотворную научно-педагогическую деятельность и активную общественную работу он получал благодарности, неоднократно заносился на доску Почета, был награжден почетными знаками "Победитель социалистического соревнования" и "За отличные успехи в работе".

Иван Михайлович имеет и правительственные награды: орден Отечественной войны II степени, медаль "За победу над Германией", "За доблестный труд" и другие медали.

В канун великого праздника Дня Победы от имени редакции желаем Ивану Михайловичу крепкого здоровья и успешной творческой деятельности!

Ирина ЦИВИЛЕВА


На снимке: И.М. Ткалин (на переднем плане)
во время празднования Дня Победы. 2004 г.


ПРИКАЗ

№ 91-0 от 12.05.2008
Санкт-Петербург

На основании решения Ученого Совета БГТУ "Военмех" им. Д.Ф. Устинова от 5 мая 2008 г. ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Объявить решение Ученого Совета БГТУ "Военмех" от 05 мая 2008 года (Протокол № 4):

1.1. Утвердить Положение "О порядке выдвижения кандидатур на должность ректора, сроках и процедуре проведения выборов ректора БГТУ "Военмех" им. Д.Ф. Устинова".

1.2. Разместить указанное Положение на официальном сайте БГТУ и разослать во все подразделения университета.

1.3. Создать Комиссию по выборам ректора БГТУ в следующем составе: 1. Загашвили Ю.В. - декан факультета "Н". 2. Смирнов В.В. - декан факультета "И". 3. Бородавкин В.А. - декан факультета "А". 4. Калягин Л.И. - декан факультета "М". 5. Иванов К.М. - декан факультета "Е". 6. Шемелев Ю.Ю. - декан факультета "К". 7. Невзорова Г.Д. - декан факультета "Ф". 8. Стешин А.И. - декан факультета "Р". 9. Самченко С.Э. - начальник Управления безопасности и режима. 10. Селезнев А.Г. - начальник факультета военного обучения. 11. Никулин Е.Н. - начальник Управления экономики. 12. Охочинский М.Н. - ученый секретарь Ученого Совета БГТУ. 13. Представитель от Представительного органа (по согласованию).

1.4. Провести выборы ректора БГТУ "Военмех" им. Д.Ф. Устинова в ноябре 2008 года на Конференции научно-педагогических работников и представителей других категорий работников и обучающихся в университете.

2. Опубликовать настоящий приказ на официальном сайте БГТУ и в газете "За инженерные кадры".

3. Выдвижение кандидатов на должность ректора и прием документов от кандидатов осуществлять в соответствии с Положением в течение 30 дней с момента публикации настоящего приказа.

И.О. Ректора В.Н. Анисимов

Прием документов от кандидатов на должность ректора осуществляется комиссией по выборам ректора через отдел документационного обеспечения по адресу: 190005, Санкт-Петербург, 1-я Красноармейская, 1.

Справки по телефону: 2519932.


Вузы будут дружить модулями

Ректоры трех петербургских вузов обсудили в общественной приемной "Известий" предложенное руководителями МГУ и Российского союза промышленников и предпринимателей новшество - интеграцию университетов по приоритетным направлениям. Михаил Федоров (Политех), Олег Ипатов (Военмех) и Игорь Максимцев (Финэк) пришли к выводу, что у ведущих вузов есть много причин и поводов для взаимовыгодного сотрудничества.

Для начала объясните, пожалуйста, что такое модульная интеграция, и почему возникла такая идея?

М. Федоров: Вузы, получившие грант на инновационное развитие в рамках нацпроекта "Образование", на совещании в Москве подводили итоги первого этапа. И задались вопросом: а что дальше? Деньги на инновационные проекты будут реализованы, а что потом? Решили, что нужно поделиться новым опытом с коллегами. И предоставить возможность студентам других вузов пользоваться уникальным инновационным оборудованием. Так возникла идея создания центров коллективного пользования. Сам принцип называется модульным потому, что здесь присутствуют разные области знаний - техника, экономика, гуманитарные науки. Кроме того, наука в высшей школе должна ориентироваться на приоритетные направления - космические исследования, нанотехологии, биотехнологии. Вокруг них предполагается сосредоточить вузовских ученых, чтобы решать проблему комплексно. Это наиболее быстрый, инновационный путь развития науки и образования.

Как будут действовать такие центры коллективного пользования?

М. Федоров: Предполагается, что ведущие вузы страны должны участвовать в двух процессах. Первое - обмениваться опытом, накопленным в процессе инновационной деятельности, чтобы повышать квалификацию коллег. Это взаимный обмен знаниями на уровне профессорско-преподавательского состава. Он важен и потому, что, к сожалению, в высших учебных заведениях профессорско-преподавательский состав стареет, есть провал в среднем поколении. А молодежь, которая приходит в вузы, не обладает достаточными для педагогической деятельности знаниями, поэтому важна работа по повышению на этой базе квалификации профессорско-преподавательского состава.

О. Ипатов: Сейчас много говорят о мобильности студентов, которая предусмотрена Болонским соглашением. Но, например, в области высокотехнологических отраслей мы, наверное, можем говорить о внутрироссийской мобильности. Понятно, что есть понятие государственной, коммерческой тайны - в этой области знаний мы будем охранять свои достижения, она имеет ограниченную область распространения, особенно для иностранцев. Но было бы здорово, если бы за счет модульности мы обеспечили в России внутреннюю мобильность студентов. У нас много вузов, которые готовят по одинаковым специальностям. И это правильно, потому что промышленность распределена по всей территории страны, и надо обеспечивать трудовыми ресурсами свой субъект федерации. Но из-за отсутствия системы распределения выпускников уже лет пятнадцать предприятия на местах комплектуются в основном выпускниками одного вуза. Конечно, это сказывается на качестве и творческом потенциале коллективов. Выход, на мой взгляд, в том, чтобы вузы, работающие по одним и тем же специальностям, обменивались студентами. Предположим, студенты Военмеха на один семестр приезжают в родственный вуз и слушают лекции его профессоров, представителей его научных школ. А мы бы принимали студентов этого вуза. Причем это касается и москвичей. Думаю, студентам МГТУ им. Баумана, МАИ и других ведущих столичных вузов есть чему поучиться в петербургских вузах. Это дало бы импульс развитию внутренней мобильности.

Как вузы могут сотрудничать в научной сфере?

О. Ипатов: В зарубежных странах основная тяжесть прикладных научных исследований, и отчасти даже фундаментальных, лежит на крупнейших университетах. У нас, еще с советских времен, это выполняли отраслевые научно-исследовательские институты. Сегодня многие из них, кроме вывески, ничего не имеют и не могут решать сложные технические задачи. Научно-технический потенциал сохранился как раз в учебных заведениях. И если хотя бы по прорывным направлениям науки и техники сделать упор на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ, задействовать потенциал профильных учебных заведений, это дало бы многогранный эффект. С одной стороны, аспиранты, магистранты, студенты привнесли бы свежие идеи. А с другой стороны, это позволило бы омолодить профессорско-преподавательские кадры вуза.

Что нужно для того, чтобы начать обмениваться российскими студентами?

О. Ипатов: Согласование учебных планов, программ. Государственный образовательный стандарт единый, а программы - разные. То есть в вузах изучают ту или иную дисциплину в разное время. Поэтому начинать надо с согласования учебных планов. Чтобы были взаимозаменяемые семестры или хотя бы дисциплины. У нас есть вузы с родственными специальностями. И, наверное, можно было бы проводить совместные лекции выдающихся профессоров.

То есть ректорам надо сесть за "круглый стол", согласовать учебные планы и начать обмен опытом?

О. Ипатов: Не только ректорам. Наверное, еще и заказчики кадров должны собраться - руководители предприятий, для которых мы готовим специалистов. Это некая модель корпоративного образования, в обойму которого включены вузы. В таком случае мы отходим от западной идеи, когда каждая корпорация у себя строит свой доморощенный университет, решающий внутренние корпоративные кадровые проблемы.

Чем могут быть полезны модульной системе финансово-экономические вузы?

И. Максимцев: Сама идея модульной интеграции не нова. Ее активно реализуют многие европейские университеты. Два года назад мы встречались с представителями инженерных вузов Франции и говорили именно об объединении усилий. Сегодня инженер без экономических знаний - специалист прошлого века. Мы прекрасно понимаем, что модульные схемы должны дополнять друг друга. Экономисту нужно знать, на чем основаны технологии изготовления того или иного продукта, в том числе в области нанотехнологий. В свою очередь, он должен сопровождать этот процесс c экономических позиций - помогать реализовывать инженерные идеи, потом активно участвовать в продаже на рынке продуктов, изобретенных ведущими научными центрами. В этой сфере мы предпринимаем ряд усилий, не сидим на месте. На днях обсуждали с европейскими партнерами очередной совместный проект. Речь идет о расширении совместных магистерских программах между Финэком и вузами Европы. И здесь как раз компанию Финэку мог бы составить Военмех.

Как вы относитесь к тому, что сейчас практически в каждом техническом вузе есть экономический факультет?

И. Максимцев: Не хочу критиковать коллег. Причины понятны: 15 лет назад российские технические вузы с трудом выживали. Специальность менеджера, экономиста, юриста была популярной, поэтому и появились непрофильные факультеты. Сейчас совершенно иная ситуация - страна развивается. Практика показала, что экономические вузы не могут готовить хороших инженеров, а технические - хороших экономистов. Каждый вуз должен заниматься своим профильным процессом. Но здесь уместно вести речь о тесном взаимодействии технических и экономических вузов, о модульной интеграции. Мы убеждены в том, что техническое образование - локомотив, который должен делать ставку на современные инженерные технологии. Создавая современные технологии, мы, безусловно, должны думать, как будет продаваться эта продукция не только в России, но и в СНГ, на мировом рынке. И в то же время нужно думать, как решить проблемы, которые десятилетиями накапливались в высшем образовании. В том числе создавать на базе российских и петербургских вузов научно-исследовательские центры. Лучшие студенты поступают в университеты Москвы и Петербурга, здесь работают сильные преподаватели. И мы обязательно должны подставить плечо коллегам из других городов, найти эффективные формы взаимодействия.

М. Федоров: Мы сейчас говорим о межвузовской модульной интеграции. На самом деле внутри высшего учебного заведения тоже присутствует такая проблема. Она особенно актуальна в связи с переходом на двухуровневую систему образования. В законе об уровневом образовании записано, что студент должен дважды поступать: сначала в бакалавриат, потом в магистратуру. Существующая система подготовки по кафедрам уже не отвечает требованиям времени, она не может обеспечить качественного прорыва в подготовке специалистов. Здесь тоже нужно создавать модули. Это могут быть внутривузовские структурные научно-исследовательские центры или институты, которые готовят специалистов по принципу модульности. С одной стороны, с достаточной глубиной знаний. А с другой - с широкими взглядами. Поэтому внутри университета нужно формировать такие специализированные структуры смежных отраслей знаний, чтобы повысить качество подготовки магистров. В Политехе есть уже определенный опыт - мы создаем два научно-образовательных института. Один связан с разработкой новых материалов и технологий, другой ориентирован на проблемы энергетики, экологии и нанотехнологий. Это и есть интегрирование усилий разных кафедр, научных лабораторий внутри университета.

О. Ипатов: Несомненно, нам нужно использовать имеющиеся  возможности. Например, Военмех входит в ассоциацию "Корпоративный университет "Уралвагонзавода", всего в нем 15 учебных заведений. И мы как раз обсуждали: а что можно сделать внутри ассоциации? Актуальный вопрос для осуществления модульной интеграции - жилье. Условно говоря, мы можем отправить в уральский Политех 10 иногородних студентов, которые живут в нашем общежитии. А уральцы направят к нам 10 студентов, которые живут в их общежитии. И мы поселим их на те же самые места. Но понятно, что из этой программы выпадают, например, коренные петербуржцы и екатеринбуржцы. По крайней мере, в такой форме что-то можно попытаться сделать. И все же считаю, что самое основное не жилищный вопрос, а сближение учебных планов. Чтобы просто так выдернуть человека из методики освоения учебного плана вуза и на какой-то период послать в другое учебное заведение, надо формировать модульный принцип изучения дисциплин. Допустим, две недели студент изучает дисциплину, сдает экзамен. Потом - следующий предмет. Тогда можно на эти две недели отправить его в другой вуз. Он там прослушает курс, сдаст экзамен, и мы полученную оценку зачтем. И наоборот. На мой взгляд, самый трудоемкий процесс - перестройка учебного плана.

М. Федоров: Думаю, что наиболее серьезная проблема - все же наличие жилья и общежитий. Как раз сейчас формируется программа "Кадры для науки и образования". Она предполагает выделение бюджетных средств на строительство ведомственного жилья, общежитий для студентов, магистров, аспирантов и семей преподавателей, которые бы могли на определенный срок приезжать в вуз для исследовательской, учебной деятельности. И государство должно найти средства для реализации принципа модульности.

И. Максимцев: Полностью согласен с коллегами в отношении проблем студенческих общежитий. Что касается тесного сотрудничества, в том числе и по вопросам модульного обучения, думаю, мы здесь действительно приходим к новым формам взаимодействия вузов технического, гуманитарного, экономического профиля. И это уже потребность, которая возникла в стране в последние десятилетия. Новые образовательные стандарты третьего поколения, которые сейчас разрабатываются, рассчитаны на выпускников 2012 - 2015 годов. В этом направлении ФИНЭК тесно сотрудничает с российскими экономическими вузами и бизнесом. Речь идет о подготовке стандартов третьего поколения для бакалавриата и магистратуры. И здесь опыт каждого экономического университета важен для выработки единой стратегии развития высшего образования России.

Понятно, что интеграция выгодна вузам, и все же какие здесь могут быть риски?

М. Федоров: Есть те, которые обусловлены объективными причинами, я имею в виду определенную направленность разных научных школ. Во многом это зависит от личностных, субъективных моментов. Другие риски связаны с обострением конкуренции на рынке высшего образования. Поскольку мы столкнулись с последствиями демографического кризиса, в ближайшие годы, скорее всего, конкурс на ряд специальностей снизится. И начнется достаточно жесткая борьба за абитуриента.


По мнению ректоров (слева направо - О. Ипатов, И. Максимцев, М. Федоров),
университетам выгоднее ДЕЙСТВОВАТЬ СООБЩА, чем конкурировать поодиночке

В условиях конкуренции вы чем готовы делиться?

М. Федоров: Политех, главным образом, ориентирован на сотрудничество в области технологий. Поскольку основной принцип политехнического образования - фундаментальность, мы разрабатываем сложные технологии, связанные с новыми физическими, биохимическими процессами, новыми способами получения энергии. Это наиболее интересная для нас область кооперации с коллегами.

О. Ипатов: Во-первых, было бы чем делиться. Наверное, не столь важно, какое ноу-хау есть у каждого учебного заведения. Важно доказать промышленности, что мы готовим тех специалистов, которые ей нужны. Я много общаюсь с "генералами" от промышленности и отмечаю опасную тенденцию. Например, представители Объединенной авиастроительной компании рассуждают примерно так: зачем с вузами кооперироваться? Деньги есть, заключим договоры. Профессора прочтут нам курсы лекций. И в итоге получим таких специалистов, которые нам нужны. Но не получится этого. Потому что только в рамках образовательного учреждения можно построить методологическую цепочку. Понять, какой курс на какой должен нанизываться, чтобы в итоге получилось требуемое качество. Сумма знаний сама по себе не дает результата, если нет фундамента. А разубеждать мы способны одним: доказывать, что можем работать с промышленностью, выполнять их заказ по качеству подготовки специалистов. И сделать это сможем, только кооперируясь между собой. Потому что, опять же, у нас беда: стареют педагогические кадры. Значит, есть объективная необходимость такой кооперации. Чтобы мы помогали друг другу по тем направлениям, где у нас есть педагогические школы. И вопроса конкуренции здесь нет, речь идет о взаимовыручке. Кроме того, вместе проще доказать промышленности: мы можем готовить того, кто ей нужен.

И. Максимцев: Недавно я беседовал с одним руководителем федерального уровня. Мы говорили о взаимодействии высшей школы и бизнеса на современном этапе. И вот этот уважаемый руководитель сказал: "Бизнес у нас жадный. Он не готов дать средства на свое будущее". Я разделяю эту позицию. Потому что замечаю нежелание большинства бизнесменов заглянуть лет на 5-10 вперед. И увидеть, как их бизнес будет развиваться. За счет каких кадров, за счет какого уровня специалистов. Ведь будущее бизнеса напрямую зависит от уровня подготовки сотрудников. И, конечно, старение преподавательских кадров в вузах произошло в значительной степени из-за отсутствия должного финансирования высшего образования. Молодые идут в бизнес, они там находят применение своим способностям, строят карьеру, получают высокую зарплату. Высшая школа от этого сильно страдает и, наверное, будет страдать, если такие отношения между бизнесом и образованием сохранятся. Конечно, наша задача и моя, в частности, как ректора Университета экономики и финансов - привлечь и убедить банковские, страховые и иные финансовые структуры, крупные корпорации и промышленные предприятия в том, что необходимо тесное взаимодействие. Мы готовим кадры для России и, безусловно, должны мыслить глобально и стратегически. А не жить сиюминутными интересами: какая прибыль будет в этом году и куда моя семья поедет отдыхать нынешним летом. Безусловно, есть в бизнесе личности, которые мыслят масштабно. Но это пока, скорее, исключение.

О. Ипатов: На мой взгляд, идея модульной интеграции может придать дополнительный импульс развитию дистанционного обучения. Кроме того, я бы вычленил еще один аспект - международный. Он связан с задачей, которую поставил президент страны - усиление российского образовательного присутствия в странах СНГ. Такая задача стоит, в частности, перед Военмехом. Мы стали базовым вузом Организации участников договора о коллективной безопасности. И нам надо в каком-то виде расширять наше присутствие в шести странах СНГ. В Киргизии уже действует филиал Военмеха, а в Узбекистане, Армении, Белоруссии и Таджикистане у нас нет тесных контактов. А, например, экономические вузы имеют достаточно разветвленную сеть филиалов в странах СНГ. И здесь могло бы родиться сотрудничество: подготовка инженеров с экономическими знаниями на базе этих филиалов. Мне кажется, это достаточно экономный путь решения проблемы сотрудничества коллег в странах СНГ. И модульная система, на мой взгляд, может здесь многое дать.

(«Известия» № 56, 31.03.2008)


Подготовка кадров в сфере ИКТ

С 14 по 17 апреля 2008 года в Санкт-Петербурге состоялась IV Санкт-Петербургская научно-практическая конференция "Проблемы подготовки кадров в сфере инфокоммуникационных технологий (ИКТ)", в которой приняли участие ректоры и профессора ведущих университетов России, представители академического сообщества и руководители предприятий, специализирующихся в сфере разработки и использования ИКТ.

Данная конференция, ставшая традиционной и проводимая в форме тематического мероприятия Санкт-Петербургской международной конференции "Региональная информатика", была организована по инициативе Научного совета по информатизации Санкт-Петербурга и Объединенного Учебно-методического совета (ОУМС) по направлению подготовки кадров "Информационные системы" Учебно-методического объединения вузов России по университетскому политехническому образованию при поддержке Балтийского государственного технического университета "Военмех" им. Д.Ф. Устинова и ряда ведущих технических университетов города.

На пленарном заседании конференции 14 апреля в Лепном зале Смольного выступили сопредседатель Научного совета по информатизации Санкт-Петербурга, председатель ОУМС по направлению "Информационные системы" академик РАО Б.Я. Советов, председатель Комитета по науке и высшей школе Санкт-Петербурга А.Д. Викторов, председатель Комитета по информатизации и связи Санкт-Петербурга Е.Г. Цивирко, президент Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна В.Е. Романов, заместитель директора Санкт-Петербургского института информатики и автоматизации РАН  В.Б. Соколов и другие участники конференции. Большой интерес вызвал пленарный доклад "Роль IT-технологий в инженерной подготовке кадровых офицеров в гражданских вузах", с которым выступил ректор Балтийского государственного технического университета "Военмех" им. Д.Ф. Устинова О.С. Ипатов.

В работе выездного заседания ОУМС, которое было организовано в живописном уголке Кургальского заказника на базе Детского образовательно-оздоровительного центра "Россонь" Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области, приняли участие руководители, ведущие профессора и заведующие кафедрами ряда технических университетов Москвы, Санкт-Петербурга, Архангельска, Астрахани, Нижнего Новгорода, Обнинска, Пензы, Сургута, Тамбова и других городов, представители Научного совета по информатизации Санкт-Петербурга. На совещании были обсуждены актуальные проблемы развития Российского многоуровневого многоступенчатого образования и задачи подготовки кадров в сфере ИКТ.

Благодаря замечательным условиям, созданным коллектвом Центра "Россонь", и созидательной творческой атмосфере, царившей в живописном уголке Кургальского заказника, где расположен Центр, участники совещания сумели обсудить ряд приоритетных проблем развития многоуровневого многоступенчатого образования в России и принять важные решения, касающиеся перспектив развития российского образования в условиях вхождения в мировую образовательную систему.

Участники совещания подвели итоги работы конференции и выразили благодарность директору Центра "Россонь" В.Н. Викторову за высокий профессиональный уровень организации и технического обеспечения совещания и пожелали коллективу Центра дальнейших успехов в организации спортивно-оздоровительной работы и решении задач обучения и воспитания молодого поколения в "жемчужине запада Ленинградской области".

А.С. МИХАЙЛОВА, секретарь конференции


В УЧЕНОМ СОВЕТЕ БГТУ «ВОЕНМЕХ»

В январе - марте 2008 года на заседаниях Ученого Совета были заслушаны отчетные доклады по итогам работы в завершившемся 2007 году всех проректоров университета: по оперативному управлению, по административно-финансовой, учебной и научной деятельности, а также главного инженера БГТУ. По сложившейся в нашем университете традиции такие отчеты предваряют большой отчетный доклад ректора БГТУ профессора О.С. Ипатова об итогах работы университета в 2007 году, который состоится на майском заседании Ученого Совета.

 По итогам заслушанных докладов, в частности, было отмечено:

- улучшение ситуации с общественным питанием - было воссоздано собственное соответствующее подразделение и введена в эксплуатацию новая студенческая столовая;

- существенно улучшилась общая ситуация в области обеспечения пожарной безопасности;

- была проведена модернизация системы контроля и управления доступом в помещения, системы связи университета;

- начата подготовка кадровых офицеров для Управления военных представительств.

Работа соответствующих служб университета Ученым Советом была признана удовлетворительной, и были высказаны следующие рекомендации:

- интенсифицировать внедрение Интегрированной информационно-аналитической системы управления БГТУ, довести управленческую сеть и корпоративную электронную почту до каждой кафедры в 2008 году;

- завершить формирование системы внутреннего контроля университета для обеспечения рационального использования его ресурсов и активов;

- в кратчайшие сроки завершить оформление земельных участков в постоянное пользование;

- продолжить целенаправленную работу с министерствами, ведомствами  и предприятиями по заключению договоров на проведение перспективных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;

- разработать план мероприятий, которые помогут обеспечить закрепление выпускников аспирантуры БГТУ на профильных кафедрах университета, и приступить к его реализации;

- принять меры для активизации научно-исследовательской работы студентов и магистрантов университета;

- завершить работы по созданию Учебного военного центра и обеспечить его функционирование;

- считать основной целью на текущий год подтверждение аккредитационного статуса университета и аккредитацию всех образовательных программ в рамках комплексной оценки деятельности БГТУ (октябрь 2008 года).


10 мая Военмех принял в ряды почетных докторов своего выпускника - президента РЖД Владимира Якунина. Все полагающиеся атрибуты - диплом и мантию - вручили в присутствии множества военмеховцев. Как полагается, почетный доктор выступил с лекцией.

Торжественная церемония проходила в аудитории космонавтики. В президиуме высокопоставленного "абитуриента" морально поддерживали действующие почетные доктора - летчик-космонавт Георгий Гречко, легендарный конструктор Алексей Уткин, известный изобретатель и каскадер Александр Массарский.

Более подробную  информацию об этом событии читайте в следующем номере


«ГЕОПОЛИТИКА И БЕЗОПАСНОСТЬ»

Журнал "Геополитика и безопасность" начал издавать Балтийский государственный технический университет "Военмех" им. Д.Ф.Устинова совместно с Академией геополитических проблем и Академией проблем безопасности, обороны и правопорядка. На пресс-конференции в Балтийском информационном агентстве (БИА) присутствовали члены редколлегии журнала (на снимке слева направо) И.Ф. Кефели - д.ф.н., профессор, вице-президент Академии геополитических проблем, главный редактор; Б.А. Исаев - д.с.н., профессор, член Президиума Академии геополитических проблем; Е.Н. Никулин - д.т.н., профессор, президент Санкт-Петербургского фонда поддержки образования, науки и техники «Военмех»; Н.М. Межевич - д.э.н., профессор, директор центра трансграничных исследований; С.А Виноградов - д.т.н., профессор, вице-президент Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка; О.С. Ипатов - д.т.н., профессор, ректор БГТУ «Военмех» им. Д.Ф. Устинова.

Как рассказал журналистам главный редактор журнала Игорь Кефели, в России такое издание появится впервые, оно будет аналогично тем журналам, которые выходят во Франции, Германии, США. Как отметил И. Кефели, несмотря на то что первые труды по геополитике появились в Европе еще в конце XIX века, в нашей стране этот предмет как наука возник только в 80-х годах, до этого у геополитики была точно такая же судьба, как у генетики и кибернетики. Изучение контроля над пространством наукой вовсе не считалось. Это и неудивительно, в период холодной войны, когда СССР был изолирован от западных стран железным занавесом, было бы странно изучать в вузах закономерности развития международных отношений и изменения мирового пространства под влиянием экономических, этнических и других факторов.

Сейчас, подчеркнул главный редактор издания, геополитика как наука активно развивается в России - в университетах есть отдельный предмет, исследователи пишут работы по геополитике. К тому же и сфера этой науки значительно расширилась - люди освоили космос, посетили недоступные ранее Антарктиду и Арктику, изучили подводный мир, в конце концов, появился виртуальный мир, где также есть территория и свои законы развития взаимоотношений участников. 

Идея о создании журнала зародилась в 2005 году, поскольку возникла необходимость отображения актуальных вопросов, связанных со сферой геополитики, в СМИ, так как в информации о развитии мирового пространства нуждаются не только специалисты, занимающиеся этой темой, но и обычные образованные люди. Журнал, конечно, рассчитан в основном на научных сотрудников, преподавателей и студентов профильных специальностей, но может быть интересен и полезен для человека любой профессии - от домохозяйки до военнослужащего. Сегодня мы все включены в процессы глобализации разных сфер жизни - каждый день практически все выходят в Интернет, мы стали больше путешествовать, многие работают за рубежом, а мир продолжает меняться. Последние события, связанные с изменением территорий, произошли в Косово. То, почему Сербия столкнулась с этой проблемой, как для специалистов, так и для людей, неравнодушных к мировым событиям, как раз проанализирует геополитика. Осознание причин изменений мира, по мнению издателей журнала "Геополитика и безопасность", необходимо современному человеку.   

"Без донесения информации до конкретных людей дальнейшая работа науки геополитики неэффективна", - заметил вице-президент Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка Сергей Виноградов.

 Выходить журнал будет шесть раз в год и распространяться по подписке и библиотекам. Академия проблем безопасности, обороны и правопорядка также берется обеспечить изданием 69 своих филиалов, которые находятся в разных регионах страны.

По мнению ректора Балтийского государственного технического университета "Военмех" им. Д.Ф. Устинова Олега Ипатова, очень важно то, что этот журнал попадет именно в вузы, так как перед изданием стоит задача не только осветить ряд проблем, связанных с безопасностью личности и государства, но и патриотическое воспитание молодежи. В своих материалах исследователи планируют уделить значительное внимание проблемам России и ее взаимоотношениям с остальным миром. 

"Перед нами сейчас стоит важная задача - возрождение государственности, а, значит, необходима подготовка новой патриотической России", - заметил О. Ипатов.


ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ

*

7 мая 2008 года состоялась инаугурация избранного Президента России Д.А. Медведева.

Для нас, военмеховцев, состоявшаяся процедура интересна еще и тем, что впервые на нее был приглашен ректор нашего университета Олег Сергеевич Ипатов.

- Участие в инаугурации Президента России, отметил он, - это, несомненно, признание той роли, которую Военмех играет в государственной системе высшего образования Российской Федерации. Ведь всего от общенациональной системы образования на инаугурацию было приглашено не более 25 человек: пятеро учителей - лауреатов премии "Учитель года" - и порядка двадцати ректоров высших учебных заведений.

Полный текст интервью, которое дал ректор редактору нашей студенческой газеты Дмитрию Охочинскому, читайте в очередном выпуске «Сферы».

*

За активное участие в оказании содействия избирательным комиссиям в подготовке и проведении выборов Президента Российской Федерации в Санкт-Петербурге губернатором города В.И. Матвиенко объявлена благодарность ректору нашего университета О.С. Ипатову.

Подобную благодарность от главы Администрации Адмиралтейского района города К.Н. Шмелева получил заведующий общежитием №№ 1 Военмеха Б.Т. Дзаги.

*

За активную помощь в работе избирательных комиссий по проведению выборов Президента РФ в Санкт-Петербурге приказом ректора поощрены следующие студенты:

Л.В. Поливанайте, гр. И451,
О.А. Горбунова, гр. Р151,
А.С. Скубакова, гр. Н361,
З.Б. Дзагиев, гр. Е453,
К.А. Стахов, гр. М152,
С.В. Гагарина, гр. Е131,
Е.Д. Комарова, гр. М151,
А.А. Зверков, гр. А151,
Е.А. Торопов, гр. М431,
Е.В. Ильинов, гр. А342,
В.Н. Левин, гр. Е472,
А.А. Середа, гр. Е132,
Д.А. Черкашин, гр. К132,
А.С. Нилов, гр. Е331,
А.В. Ермолина, гр. Е442,
Л.А. Лисицын, гр. И432,
Ю.Г. Семченко, гр. К142,
А.Л. Волынин, аспирант


ДЕНЬ КОСМОНАВТИКИ - НАШ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПРАЗДНИК

В этом году День космонавтики отмечался как 47-я годовщина полета Ю.А. Гагарина. Дана вроде и не круглая, особенно с учетом отмеченного в прошлом году 50-летия запуска первого искусственного спутника Земли. Однако этот праздник, наряду с Днем ракетных войск и артиллерии - один из главных профессиональных праздников "Военмеха", поэтому 11 апреля 2008 года в университете состоялось торжественное собрание.

В гости к студентам и сотрудникам университета пришла выпускница "Военмеха" космонавт-исследователь Екатерина Александровна Иванова, прошедшая в свое время полный курс космической подготовки и неоднократно участвовавшая в дублирующих экипажах. В своих выступлениях Е.А. Иванова  и ректор университета О.С. Ипатов кратко рассказали о достижениях, проблемах и перспективах отечественной космонавтики, о вкладе сотрудников "Военмеха" в освоение космоса. От имени выпускников последних лет выступил сотрудник КБ "Малахит" Т.В. Владимиров, победитель всероссийского конкурса "Инженер года - 2007". Затем ректор вручил награды, которыми сотрудники БГТУ были отмечены, в том числе и за заслуги перед космонавтикой.


Е.А. Иванова

Медалями Министерства обороны "50 лет запуска первого ИСЗ" награждены С.Н. Ельцин, В.И. Кулик, В.В. Никольский, Е.Н. Никулин, О.Я. Романов, В.В. Шкварцов.

К.А. Афанасьев и С.А. Чириков удостоены медалей Министерства обороны "Адмирал Горшков" за участие в разработке и испытаниях подводных обитаемых систем. Такие же медали вручены В.А. Бородавкину и Л.И. Калягину - за большой вклад в подготовке высококвалифицированных кадров для российского оборонно-промышленного комплекса.

Высшие награды Федерального космического агентства России "Знак К.Э. Циолковского" вручены О.С. Ипатову, В.А. Керножицкому, М.Н. Охочинскому, Г.Г. Шабалину.

Медалями Государственной Российской академии ракетных и артиллерийских наук (РАРАН) за участие в разработке и совершенствовании вооружений и военной техники удостоены В.И. Балобан, В.П. Белов, А.Л. Исаков, Ю.А. Круглов, М.М. Степанов.


Ректор О.С. Ипатов вручает награду В.В. Никольскому

Памятные медали Федерации космонавтики России вручены С.Н. Абросимову, С.М. Дудину, С.А. Лукянчуку, Д.Е. Тихонову-Бугрову, О.А. Толпегину, С.Д. Шапореву.

Почетных грамот и благодарностей Губернатора Санкт-Петербурга удостоены Г.В. Барбашов, И.Л. Добросердов, В.Н. Емельянов, В.Ф. Захаренков, Н.К. Матвеев, М.Г. Моисеев, И.Н. Молчанов, В.А. Пинчук, Б.Т. Плаченов, В.И. Погорелов, В.Н. Усков, Ю.Н. Филимонов.

12 - 13 апреля участники собрания приняли участие в праздничных городских мероприятиях. В СКК состоялся футбольный матч между командами космонавтов, актеров и ветеранов спорта, посвященный памяти народного артиста Кирилла Лаврова, сыгравшего роль Главного конструктора в знаменитом фильме "Укрощение огня". Большой интерес вызвала и развернутая в СКК выставка "Живопись Творца", на которой были представлены фотоработы космонавта Сергея Крикалева, выполненные во время длительных полетов на МКС. И, конечно, традиционные пуски моделей ракет в Петропавловской крепости военмеховцами также не были оставлены без внимания.

Наш корр.

Фото Дмитрия Чирикова


ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ВОЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ

Юрий ВЕТРОВ, профессор военной кафедры, капитан I ранга запаса

67 лет назад 22 июня разразилась величайшая трагедия для нашей страны. Тогда военную угрозу предотвратить не удалось. Но уроки истории должны усваиваться, чтобы не происходило следующих трагедий, последствия которых окажутся катастрофическими для нашего народа.

После 2-й Мировой войны более 40 лет две сверхдержавы двух разных систем противостояли  друг другу в течение периода "холодной войны". Процитирую президента Путина: "Мы обязаны балансу сил между этими самыми супердержавами. Был баланс и страх взаимного уничтожения. И это был хрупкий мир, конечно, и страшноватый. Но он был достаточно надежным, как выясняется сегодня. Сегодня он, оказывается, и не такой уж надежный".

Несмотря на то что "холодная война" ушла в прошлое, как и непримиримые антагонистические противоречия двух систем, и стало больше доверия друг к другу в международных отношениях государств, вероятность военных конфликтов далеко не устранена, и Россия должна проявлять особую заботу об обеспечении своей национальной безопасности, памятуя об уроках своего исторического прошлого.

Если в те же 70-е годы прошедшего столетия мы могли уверенно заявлять, что мир и соответственно безопасность нашей страны обеспечены на ближайшие 30 - 40 лет, то сейчас никто не может поручиться за мир даже в ближайшее 5-летие, причем как в глобальном, так и в региональном варианте развития событий.

Угрозы национальной безопасности России исходят от наших геополитических конкурентов. В глобальном масштабе военная угроза исходит от доминирующего силового политического монополиста в мире - США. На западном направлении основная потенциальная опасность продолжает (с 1949 года) объективно исходить от блока НАТО, которая определяется в первую очередь наличием у альянса мощного военного и экономического потенциала.

Современная военно-политическая обстановка на Западе характеризуется сохранением претензий США на роль мирового лидера, а также тенденцией политической, экономической и военной интеграции западноевропейских стран. Несмотря на улучшение отношений между США и Россией, американское военно-политическое руководство по-прежнему рассматривает нашу страну в качестве основного потенциального соперника и конкурента.

США основные усилия направляют на то, чтобы не допустить восстановления Россией статуса сильной державы и формирования под ее руководством новой коалиции государств. Приоритетным  во внешней политике США по-прежнему сохраняется силовой подход к решению всего комплекса международных проблем. Для этого открыто используется потенциал самой мощной в мире военной структуры - вооруженных сил США.

Совершенно отчетливо проявляется ставка США на военную силу - в глобализации и доминировании США в системе международных отношений, в утверждении однополюсной системы мироустройства, сущность которой - в подчинении всего человечества власти западного мира как единого целого в лице разнообразных финансовых, военных, экономических, информационных и политических наднациональных организаций при центральной роли США.

Вашингтон умело воспользовался террористическими актами, произошедшими 11 сентября 2001 г., чтобы укрепить свои военно-политические позиции не только в Европе, но и в Центральной Азии и Азиатско-Тихоокеанском регионе. США уже закрепились на базах в Узбекистане (Ханабад и Кокайды), в Таджикистане (Душанбе и Куляб), в Киргизии (Манас), а также в Афганистане, Пакистане, Ираке, Японии и Южной Корее. Одновременно с размещением объектов США и НАТО на территориях азиатских стран оттуда вытесняется Россия. В сфере наших геополитических интересов закрепляется Запад, обусловливая тем самым возрастание военных угроз для России и с Запада, и с Юга, и с Востока.

Словом, военно-политическая и военно-стратегическая обстановка на Западе, Востоке и Юге будет развиваться под воздействием углубляющихся и периодически обостряющихся противоречий между отдельными государствами, а возможно, и их группами. В том числе речь идет и о Кавказском регионе, Молдавии, Средней Азии, и об Украине. При этом США и НАТО будут настойчиво стремиться играть ведущую роль в урегулировании кризисных ситуаций, используя для этого весь спектр мер, включая военную силу.

Таким образом, на смену мировым войнам с противостоянием держав и коалиций, противоборством армий приходит глобальная перманентная война, война одной сверхдержавы против всего не подчиняющегося ей мира. Она ведется непрерывно во всех точках Земли всеми возможными способами: политическими, информационными, экономическими и военными. И сегодня уже нет глобальной системы сдерживания, которая целенаправленно и настойчиво разрушалась США весь последний период.

Ряд крупномасштабных проектов по нарастающему созданию военных угроз России с Запада, Востока и Юга предполагается в основном реализовать к 2010 - 15 годам. Интересно, что именно к этому времени, по мнению экспертов США, Россия достигнет наиболее низкого состояния ядерного щита сдерживания и самой низкой своей боеготовности. Старые ракеты будут пущены "под нож" в соответствии с договорами о сокращении вооружений, либо вследствие полного истечения срока их эксплуатации, а новые ракеты сделать в достаточном количестве мы еще не успеем по ряду причин. Наших непревзойденных стратегических ядерных сил (одна ракета РС-20 "Сатана" эквивалентна 100 ракетам "Тополь-М"), а также знаменитых ракетных комплексов ПВО-ПРО С-300 и С-400 окажется недостаточно, чтобы сдержать возможный удар. Мобильные же ракеты "Тополь" к 2010 году будут "порезаны" на лом, и останутся менее 70 шахтных и мобильных комплексов с ракетами "Тополь-М"  (сейчас 54 = 48 шахтных + 6 мобильных). Их крайне малое количество с одной боеголовкой, которое сейчас с такой неспешностью изготавливается на Воткинском заводе (по 4 - 6 штук в год), не сможет защитить нас от угрозы: к 2010-2012 годам у нас будет менее 100 ракет "Тополь-М". Тем более этого не смогут малочисленные по боеготовности и крайне уязвимые стратегические бомбардировщики Ту-95 и Ту-160, и 2 - 3 боеготовых подводных ракетоносца - все, что у нас останется к тому времени от некогда могучего флота. Это означает, что наш потенциал уменьшится в 600 раз по сравнению с 1991 г. и станет сопоставимым с ядерным потенциалом сегодняшнего Китая. (Сейчас у нас ок. 600 носителей с почти 2 тыс. боеголовок).

 Принятая США крупномасштабная военная суперпрограмма под условным названием "Единая перспектива-2010", предусматривает завершение к 2010 году развертывания основных новейших систем вооружения. Программой намечено:

- перейти на новую космическую систему управления войсками, т.е. систему их развертывания и мобилизации сил;

- развернуть стратегическую аэрокосмическую группировку;

- создать эшелонированную противоракетную оборону;

- вести активное строительство новых атомных ПЛ, главным образом многоцелевых с противолодочными задачами по уничтожению подводных ракетоносцев;

- модернизировать существующие ПЛА с баллистическими ракетами заменой на них БР на КР;

- создать высокоточное оружие - ядерные боезаряды сверхмалой мощности (0,8-5 кт) глубокого проникновения, до 50 метров, для поражения командных пунктов и ракетных шахт противника;

- принять на вооружение различные виды "несмертельного" оружия, в том числе психотропного, основанного на новых физических принципах и явлениях.

Программой также предусмотрено развертывание высокоточного оружия, в первую очередь КР в количестве свыше 100 тыс. - морского, воздушного и наземного базирования, бомбардировщиков-невидимок В-2; оснащение ВС самолетами-роботами, которые должны будут парить на 20-км высоте в районах дислокации ракетных частей противника; разработка мирного варианта добровольного и полного разоружения неприятеля (конкретно - России), а затем расчленение побежденного государства, контролируемая деградация нации, создание на территории страны вредных производств, в конце концов полный "дистанционный" контроль США над этой страной и т.д.

Намеченным программой развертыванием США 100 тыс. КР (сегодня только на носителях ВМС - 6,5 тыс. КР «Томагавк») будет нанесен самый сильный удар по дестабилизации нашей глобальной системы сдерживания. Новое поколение американских КР "Томагавк" превратилось в оружие принципиально другого уровня: умеющее маневрировать, почти незаметное и несбиваемое, высокоскоростное и высокоточное. Дальность действия ракеты достигла 3,5 тыс. км. Эти средства способны уничтожить систему ПВО и важнейшие стратегические объекты противоборствующей стороны. Малоразмерные КР могут скрытно проникать в глубь территорий с различных направлений и поражать запланированные цели. Ядерные заряды сверхмалой мощности (0,8 - 5 кт) у части ракет позволяют уничтожить ракетные шахты вместе с ракетами и командные пункты. Иначе говоря, КР переходят из оборонительной системы ядерного сдерживания в стратегическую ударную "неявно-ядерную" систему, расширяя границы применения ядерного оружия. При этом отпадает необходимость нанесения ядерных ударов высокой мощности баллистическими ракетами. Разрабатывается и орбитальная ударная система, способная поражать цели в любой точке земного шара посредством гиперзвуковых межконтинентальных КР с неядерными боеголовками, выводимых на траекторию либо ракетой-носителем, либо запускаемых со спутника и имеющих дальность действия около 17.000 км. Скорость таких ракет составит от 3 М до 25 М. (Ориентировочный срок создания - 2015 год).

Если после такого глобального удара нескольким российским ракетам все-таки удастся взлететь, их на взлете будут уничтожать противоракеты, а также  беспилотные самолеты, парящие на 20-км высоте в районах дислокации ракетных полков и высматривающие  разгоняющиеся "Тополи". Сбить эти самолетики будет нечем - ПВО уничтожено, да и просто ракет не хватит бить по этим малюткам. Кроме них, наши ракеты будут поджидать барражирующие в воздухе самолеты с ракетами воздушного базирования, управляемые со спутников и АВАКСов, а также самолеты с мощными химическими лазерами ПРО. Прорвавшуюся в космос ракету будут ждать спутники - истребители баллистических боеголовок. Даже если этот рубеж будет пройден, боеголовка будет уничтожена противоракетами ПРО наземного и морского базирования. Конечно, существует какая-то малая вероятность того, что хоть одна боеголовка да проскочит и разнесет какую-нибудь цель на американском континенте. Президент призовет Америку мужественно перенести эту трагедию. История этих нескольких часов молниеносной полуядерной войны будет переписана, и миру объявят, что это русские первыми нанесли внезапный и подлый удар в спину Америки за все хорошее, что она сделала для России. После чего Россию будет ждать очень суровое, но заслуженное наказание. Доказывать обратное будет некому (как заявила госпожа Маргарет Тэтчер, "россиян следует сократить до 15 миллионов человек, обслуживающих скважины и рудники").

Как видим, возможность гарантированного ответного удара в таких обстоятельствах сведена к минимуму. Таков итог не совсем продуманного процесса разоружения нашей страны.

Таким образом, взамен старой стратегической системы ядерного баллистического оружия (концепция ядерного сдерживания) США бешеными темпами (за 7 лет военный бюджет США вырос на 74% и достиг почти 600 млрд долларов) развертывают новую стратегическую неядерную ударную систему (концепция так называемого "стремительного глобального удара", 2005 г.) для ведения бесконтактных войн шестого поколения. Глобальный удар рассматривается как скоординированное массированное воздействие на важнейшие объекты противника, осуществляемое на начальном этапе военной операции в интересах создания условий для последующих действий группировки ВС США по достижению конечных целей. К этим условиям относятся завоевание инициативы, подрыв морально-психологического состояния и боевых возможностей противника, безопасность районов дислокации и развертывание войск и сил США на ТВД.

Общий анализ развития средств воздушно-космического нападения (СВКН) иностранных государств показывает, что в период после 2015 года произойдут коренные изменения, связанные с освоением воздушно-космического пространства как единой сферы вооруженной борьбы. Именно в этот период на вооружение основных иностранных государств поступят принципиально новые средства и системы: гиперзвуковые и воздушно-космические летательные аппараты, разведывательно-ударные беспилотные аппараты, оружие на новых физических принципах. Произойдет интеграция средств разведки, связи, навигации и управления в единую информационно-разведывательную управляющую систему. Качественно изменятся формы и способы применения войск и сил. В этих условиях противник получит возможность наносить скоординированные во времени и пространстве высокоточные удары практически по всем целям на территории России.

Чтобы предотвратить нападение или нейтрализовать возможный удар, прежде всего нужно сделать все, чтобы обеспечить постоянную высокую мобилизационную готовность экономики, органов управления всех уровней, вооруженных сил, войск гражданской обороны. Следует усилить организаторскую, идейно-нравственную работу среди населения, направленную на обеспечение сплоченности, патриотизма и единства народа, на то, чтобы кардинально изменить мировоззрение населения страны в отношении военной безопасности государства. Необходимо собрать в единую ударную силу космические войска, части ПРО и ПВО, ракетные войска стратегического назначения, Военно-Морской флот, ВДВ, сухопутные войска, войска ГО.

Наше государство должно развернуть также жесточайший информационный прессинг, призванный нейтрализовать информационную войну Запада против России. Должна быть разработана новая и жесткая военная доктрина нашего государства, которую совершенно определенно усвоили бы другие государства и в первую очередь, конечно, США. Доктрина без ядерных чемоданчиков. У нас уже никогда не будет полчаса подлетного времени вражеских ракет. Все мыслимые решения должны быть отработаны заранее, сведены в систему и приниматься за секунды.

России нужны:

1. Сверхбыстродействующая автоматическая система оповещения о нанесении удара по шахтам, командным пунктам, комплексам ПВО. Удар по первым пяти шахтам должен приводить к автоматическому массированному ответному удару всеми ядерными силами. И мы должны довести особенности работы этой системы до каждого американца.

2. Система раннего предупреждения о появлении крылатых ракет в районах дислокации полков РВСН и важнейших стратегических объектов.

3. Локальная (объектная) скорострельная автоматическая ПВО защиты ракетных шахт и командных пунктов управления от крылатых ракет, которая должна сбивать "все летающее" в радиусе 3 - 5 км.

4. Многоярусная защита старта ракет ракетами "защиты старта" с полным набором от ложных пусков, разновысотных дымовых завес и ИК-ловушек до сверхмощных генераторов помех и подрывов ядерных зарядов тактических ракет на большой высоте над местом старта. Ракеты должны разгоняться беспрепятственно, чего бы это ни стоило.

5. Противоспутниковые ракеты для уничтожения космической низкоорбитальной группировки или ее нейтрализации, контейнеры с миллионами стальных шариков на встречных орбитах, специальный космический дым, ионосферные генераторы и прочее. Ахиллесова пята стратегической наступательной системы Америки - космическая группировка. Это ее мозг.Она может быть относительно легко уничтожена простыми средствами.

6. Дешевые системы ослепления противника, встроенные в системы ПВО, сотни дешевых ложных целей для засветки радаров у каждого объекта.

7. Максимально возможная модернизация старых ракет с целью продления их ресурса.

8. Разработка нового поколения неуязвимых ракет, многоголовых, или малоразмерных одноголовых, мобильных или шахтного базирования, в сверхзащищенных шахтах или подводного, воздушного старта, с баллистической траекторией полета или стратосферной, с активной защитой или активным маневрированием ракет и боеголовок на всей траектории полета к цели, с ракетами-невидимками, оснащенные плазменными генераторами или с новейшими генераторами помех - это должны решать специалисты, уже многое реализовавшие в "Тополь-М", но ракета должна гарантированно преодолевать все эшелоны американской НПРО от старта до цели. И мы должны иметь к 2010 году хотя бы две сотни боеголовок на этих ракетах для ее уничтожения. Но дело это почти неподъемное. У нас уже мало профессионалов, уничтожены целые отрасли, сотни смежных предприятий, научные школы (на замену РС-18 и РС-20 должна прийти РС-24, проходит испытания, но поступать на вооружение начнет с 2011 г.).

9. Доведение общего числа ракет "Тополь-М" с одной боеголовкой по крайней мере до 300 штук. Это будет стоить всего 3 млрд. долларов.

10. Развертывание ракет средней дальности, для чего можно использовать "Тополь-М", поставив вместо третьей ступени десятиблочную разделяемую боеголовку. Всего один полк (10 ракет, 100 боеголовок и средства прикрытия шахт и КППУ) может существенно охладить пыл НАТО, а угроза развертывания еще четырех полков - вынудить прекратить продвижение НАТО на Восток и развертывание пусковых установок крылатых ракет вдоль наших границ.

11. Объединение в геополитический военный блок России с Китаем, то есть то, чего больше всего на свете боятся США. Постепенное присоединение к этому союзу других стран (на сегодня у нас практически один союзник - Белоруссия). Нас хотят перебить поодиночке. Объединение похоронит возможность установления мирового господства Америки.

Очень многое зависит, конечно, от обученности, профессионализма офицерских кадров, готовности трудовых и людских мобилизационных ресурсов пополнить потребности экономики, Вооруженных Сил России, войск гражданской обороны.

Несомненного эффекта в сдерживании военных угроз можно добиться комплексным противодействием реализации военной программы США всеми возможными средствами: дипломатическими, политическими, экономическими и информационными. Естественно, с одновременным наращиванием оборонного потенциала.

Помня 22 июня, надо быть бдительными вдвойне и сделать все возможное, чтобы обеспечить гарантированную военную безопасность России.

Часть 2

На главную