№6 (22524) июнь, 2006 г.

Чествование почетных докторов Военмеха

26 мая 2006 года в БГТУ "Военмех" им. Д.Ф. Устинова состоялось торжественная церемония присвоения званий почетных докторов университета

Решением Ученого совета БГТУ "Военмех" звание почетного доктора было присвоено трем выдающимся выпускникам нашего университета: дважды Герою Советского Союза, доктору физико-математических наук, летчику-космонавту Георгию Михайловичу Гречко, академику Международной Академии информатизации при ООН, академику Всемирной Академии Наук, Искусств, Культуры, заслуженному работнику культуры РФ, заслуженному тренеру России по самбо и дзюдо Александру Самойловичу Массарскому и ныне возглавляющему НПО Машиностроения Герберту Александровичу Ефремову [к сожалению, Герберт Александрович по состоянию здоровья не смог приехать на торжество, но делегация Военмеха, как объявил ректор О.С. Ипатов (на верхнем снимке в центре), обязательно доставит ему диплом почетного доктора БГТУ].

В этот день прозвучало множество теплых слов в адрес знаменитого выпускника Георгия Михайловича Гречко, накануне отметившего свой юбилей (в этом году космонавту исполнилось 75 лет). В связи с этим редакция газеты "За инженерные кадры" присоединяется ко всем поздравлениям, прозвучавшим на торжественной церемонии, и желает Георгию Михайловичу долгих лет жизни и дальнейших научных свершений.

Торжественная часть мероприятия проходила в Аудитории имени космонавтов Г. Гречко и С. Крикалева, которая вместила в себя всех желающих увидеть знаменитых выпускников своего университета и стать свидетелями такого памятного события, как присвоение звания почетного доктора. На церемонии присутствовали члены Попечительского совета, ректорат, преподаватели и студенты БГТУ.

Церемония чествования почетных докторов началась с приветственного слова ректора университета Олега Сергеевича Ипатова. В своей речи он от лица Ученого совета, ректората и всего коллектива БГТУ "Военмех" поприветствовал собравшихся и поблагодарил знаменитых выпускников, а ныне почетных докторов университета за тот бесценный вклад в развитие отечественной науки и образования, который каждый из них внес за годы своей научной деятельности. А также пожелал дальнейших научных достижений и открытий. Далее слово было предоставлено членам президиума - Валерию Николаевичу Голощапову, который выступил от лица полномочного представителя Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе И.И. Клебанова, Александру Васильевичу Ревкову, являющемуся заместителем главы администрации Адмиралтейского района, а также Олегу Петровичу Мухину — вице-президенту Федерации космонавтики России, профессору кафедры И3 Вячеславу Афанасьевичу Веселову и председателю Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли правительства Санкт-Петербурга Владимиру Викторовичу Бланку, который поприветствовал почетных докторов университета от имени губернатора и правительства Санкт-Петербурга. Выступающие также поблагодарили Г.А. Гречко и А.С. Массарского за их огромный вклад в науку и освоение космоса.


Почетные доктора университета А.С. Массарский (слева) и Г.М. Гречко

От лица кафедры А1, первой выпускающей кафедры университета, выступил ныне возглавляющий кафедру Станислав Николаевич Ельцин. Он, в свою очередь, поздравил Г.М. Гречко с юбилеем и вручил ему личное оружие. На что Георгий Михайлович поспешил заметить, что "было бы лучше, если бы это оружие, и то, которое разрабатывает Военмех, всегда оставалось в чехле и не использовалось по назначению". Это высказывание было встречено бурными овациями присутствующих.


Слова приветствия почетным докторам от ректора О.С. Ипатова и В.В. Бланка

Следует отметить, что в этом году кафедра А1 также отмечает свой юбилей - 60 лет. Основанная в 1946 году, она явилась первой кафедрой, выпускающей специалистов ракетостроения в Советском Союзе, альма-матер петербургских космонавтов.

Перед вручением дипломов и мантий почетных докторов секретарь Ученого совета БГТУ "Военмех" им. Д.Ф. Устинова Михаил Никитич Охочинский огласил решение заседания Ученого совета от 1 марта 2006 года, в котором говорилось следующее: "Рассмотрев представление Института ракетно-космической техники, Ученый совет постановляет: за большой вклад в развитие науки и техники присвоить звание почетного доктора БГТУ "Военмех" Г.М. Гречко и А.С. Массарскому".

Торжественное вручение дипломов и мантий почетных докторов университета проходило под пение студенческого гимна Gaudeamus, который исполнил студенческий хор Военмеха.

На прощание почетные доктора обратились с напутствием к студентам БГТУ, возложив на них свои надежды, как на будущее России. Они пожелали им учиться только на "отлично" и не бояться ставить перед собой сложные задачи, ведь только так и никак иначе можно достичь небывалых высот в науке. В связи с этим студентам было предложено сотрудничество в создании, а точнее сказать, возобновлении работы, студенческого конструкторского бюро (СКБ), которое предложено возглавить А.С. Массарскому. Со стороны студентов предложение было встречено аплодисментами, а значит, интерес к науке никогда не угаснет в студенческих сердцах!

Елена Клименко

ПОЛОЖЕНИЕ о Попечительском Совете

Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Балтийский государственный технический университет Военмех" им. Д.Ф. Устинова

I. Общие положения

1. Попечительский Совет (или Совет) создается для содействия в достижении целей Балтийского государственного технического университета "Военмех" им. Д.Ф. Устинова (далее БГТУ "Военмех") как государственного образовательного учреждения, реализующего образовательные, научные и научно-производственные программы, содействия в обеспечении его конкурентоспособности на отечественном и международных рынках образовательных услуг.

2. В состав Попечительского Совета могут быть включены лица, работающие в федеральных и местных органах исполнительной и законодательной власти, в предпринимательских, финансовых и научных кругах, средствах массовой информации, общественных объединениях и ассоциациях, предприятиях, организациях и учреждениях, независимо от форм собственности.

3. Члены Попечительского Совета осуществляют свою деятельность в Совете на добровольной основе без отрыва от основной производственной и служебной деятельности.

4. Попечительский Совет действует на основе равноправия его членов, гласности. В своей работе руководствуется законодательством Российской Федерации, международными правовыми нормами, Уставом БГТУ "Военмех" и настоящим Положением.

5. Попечительский Совет может создавать фонд попечителей с целью оказания финансовой помощи университету в осуществлении его уставной деятельности, сохранения и развития материально-технической базы.

6. Попечительский Совет может осуществлять в установленном порядке рекламную и издательскую деятельность, распространять информацию по вопросам работы Совета и БГТУ "Военмех". Совет в своей деятельности может осуществлять и другие права в соответствии с действующим законодательством.

7. Попечительский Совет действует в тесном контакте с ректоратом и Ученым Советом БГТУ "Военмех". Решения Попечительского Совета носят рекомендательный и консультативный характер.

8. БГТУ "Военмех" осуществляет организационно-техническое обслуживание деятельности Попечительского Совета, в том числе выделяет помещения и оргтехнику для его работы, место для хранения документации, закрепляет сотрудника для ведения делопроизводства.

II. Основные задачи и направления деятельности Попечительского Совета

9. Основными задачами деятельности Попечительского Совета БГТУ "Военмех" являются: развитие БГТУ "Военмех" как ведущего научно-образовательного центра, представление интересов БГТУ "Военмех" во властных и общественных структурах России и на международной арене; содействие развитию системы непрерывного образования, духовного и нравственного воспитания студентов, формированию их деловых и профессиональных качеств; поддержка научно-исследовательской и инновационной деятельности, становление и развитие научных школ БГТУ "Военмех"; привлечение российских и иностранных специалистов и фирм для совместной подготовки и переподготовки специалистов с высшим образованием; содействие становлению и развитию международного, научного, технического и культурного сотрудничества БГТУ "Военмех"; осуществление благотворительной деятельности; помощь в реализации перспективных программ, способствующих повышению качества подготовки специалистов для военно-промышленного комплекса России; содействие в финансировании строящихся объектов учебного, научного и социально-бытового назначения БГТУ "Военмех", приобретения оборудования, материалов, средств вычислительной и организационной техники, необходимых для учебного процесса и проведения научных исследований.

III. Организация и порядок работы Попечительского Совета

10. Попечительский Совет БГТУ "Военмех" создается по решению Ученого Совета университета. Порядок деятельности Попечительского Совета определяется настоящим Положением, которое утверждается Ученым Советом БГТУ "Военмех". Изменения в персональном составе Попечительского Совета проводятся, как правило, один раз в год.

11. Попечительский Совет возглавляется председателем, избираемым на первом заседании Совета большинством голосов при открытом голосовании и сроком на три года. На первом заседании Совета открытым голосованием избираются три заместителя председателя, а также назначается секретарь, не являющийся членом Совета.

12. Число членов Попечительского Совета зависит от количества организаций-попечителей БГТУ "Военмех". В число членов Попечительского Совета входит ректор, а в случае невозможности его участия - лицо, замещающее в данный момент ректора.

13. Заседания Попечительского Совета правомочны при присутствии на них не менее 1/2 плюс один от числа всех членов Совета.

14. Попечительский Совет проводит заседания не реже одного раза в год в соответствии с планом работы. Внеочередные заседания могут быть созваны его председателем по мере необходимости или по требованию членов Попечительского Совета.

15. Решения Попечительского Совета по вопросам его компетенции принимаются путем открытого голосования большинством голосов присутствующих на заседании членов Совета. В случае равенства голосов "за" и "против" решающим является голос председательствующего.

16. Новые представители могут быть приняты в состав Попечительского Совета при условии, что за их кандидатуры проголосовало более половины от числа присутствующих на заседании Совета.

17. Решения Попечительского Совета оформляются протоколами, которые подписываются председательствующим и секретарем, ведущим протокол заседания.

18. Для обеспечения оперативности работы Попечительского Совета между заседаниями Совета из состава его членов создается Рабочий Комитет, численный состав которого определяется решением Совета. В состав Рабочего Комитета входят: председатель Попечительского Совета, три заместителя председателя и члены Попечительского Совета, в числе которых обязательно ректор. Положение о Рабочем Комитете и регламент его работы утверждаются решением Попечительского Совета.

19. Для обеспечения работы Попечительского Совета и Рабочего Комитета создается в качестве рабочего (технического) органа организационный отдел. Положение об организационном отделе и регламенте его работы утверждается на заседании Рабочего Комитета. Организационный отдел возглавляет секретарь Попечительского Совета, который руководит работой отдела.

IV. Реорганизация Попечительского Совета, внесение изменений в Положение

20. Реорганизация Попечительского Совета, внесение изменений в настоящее Положение производится решением общего собрания членов Попечительского Совета (не менее 2/3 голосов) и утверждается Ученым Советом БГТУ "Военмех".

Положение утверждено решением Ученого Совета БГТУ "Военмех" 29 марта 2006 года.

 

СОСТАВ Попечительского Совета

Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Балтийский государственный технический университет Военмех" им. Д.Ф. Устинова

1. Бланк Владимир Викторович Председатель Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Правительства Санкт-Петербурга
2. Будыко Марк Леонидович Управляющий директор СП "Хайнц-Петросоюз"
3. Васильев Александр Васильевич Начальник Управления Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков по Московской области
4. Васильев Игорь Владимирович Зам. директора Санкт-Петербургского филиала ЗАО АКБ "Межрегиональный инвестиционный банк"
5. Величко Владимир Макарович Генеральный директор ЗАО "Тенма"
6. Воронин Виктор Геннадьевич Зам. начальника службы экономической безопасности ФСБ РФ
7. Гордо Дмитрий Владимирович Председатель Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Правительства Санкт-Петербурга
8. Гречко Георгий Михайлович Летчик-космонавт СССР
9. Григорьев Александр Андреевич Руководитель Федерального агентства по государственным резервам
10. Грызлов Борис Вячеславович Председатель Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации
11. Дегтярев Александр Викторович Первый заместитель Генерального конструктора - Генерального директора по системному проектированию и комплексному развитию Государственного конструкторского бюро "Южное" им. М.К. Янгеля
12. Дорофеев Алексей Николаевич Начальник Управления ФСБ по Республике Карелия
13. Елисеев Владимир Константинович Референт генерального директора ФГУП ПО «Точмаш»
14. Зайцев Александр Васильевич Зам. генерального директора ОАО "Концерн ПВО "Алмаз-Антей"
15. Заклепкин Александр Павлович Член Совета директоров "Промышленная группа "Союз"
16. Илларионов Юрий Алексеевич Зам. начальника Главного управления Центрального банка РФ
17. Кирилловых Игорь Александрович Председатель правления ОАО «Балтийский Инвестиционный Банк»
18. Клейман Владимир Леонидович Главный научный сотрудник, доктор технических наук, действительный член международной Академии информатизации
19. Крикалев Сергей Константинович Летчик-космонавт СССР и России
20. Кротов Михаил Иосифович Генеральный секретарь Совета Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ
21. Ледовой Игорь Анатольевич Генеральный директор ФГУП "Равенство"
22. Липканский Владимир Михайлович Генеральный директор СПИИ "ВНИПИЭТ"
23. Маслюков Юрий Дмитриевич Депутат Государственной Думы
24. Меньщиков Владислав Владимирович Генеральный директор ОАО "Концерн ПВО "Алмаз-Антей"
25. Мухин Олег Петрович Вице-президент Федерации космонавтики России
26. Набоков Александр Сергеевич Генеральный директор ФГУП "Ленинградский механический завод им. Карла Либкнехта"
27. Нарышкин Сергей Евгеньевич Руководитель Аппарата Правительства Российской Федерации
28. Окрепилов Владимир Валентинович Генеральный директор ФГУ "Тест-С.-Петербург", член Президиума Академии наук РФ, член-корреспондент РАН
29. Полетаев Борис Иванович Генеральный директор, генеральный конструктор ФГУП КБ "Арсенал" им. М.В. Фрунзе
30. Потемкин Эдуард Константинович Советник Генерального директора "ВНИИтрансмаш"
31. Селезнев Кирилл Геннадьевич Начальник Департамента маркетинга и переработки газа и углеводородов ОАО "Газпром"
32. Слободской Сергей Артурович Главный редактор газеты "Санкт-Петербургские ведомости"
33. Соколов Владимир Сергеевич Выпускник Военмеха
34. Сомов Сергей Александрович Председатель Правления ОАО "Банк "Таврический"
35. Сорочан Игорь Павлович Директор филиала ОАО "Силовые машины" "ЛМЗ" в Санкт-Петербурге
36. Степанов Виктор Владимирович Генеральный директор "ВНИИтрансмаш"
37. Страхов Юрий Михайлович Генеральный директор ОАО "Леноблгаз"
38. Титов Василий Николаевич Старший Вице-президент - Член Правления Внешторгбанка
39. Трофимов Николай Алексеевич Генеральный директор, генеральный конструктор ФГУП "Конструкторское бюро специального машиностроения"
40. Уткин Алексей Федорович Зам. генерального конструктора ФГУП "Конструкторское бюро специального машиностроения"
41. Филатов Дмитрий Александрович Управляющий директор СП "Хайнц-Петросоюз"
42. Ходырев Геннадий Максимович Выпускник Военмеха
43. Худилайнен Александр Петрович Глава администрации МО "Гатчинский район" Ленинградской области
44. Чернов Станислав Павлович Президент ОАО "Специальное машиностроение и металлургия"
45. Чихун Олег Владимирович Генеральный директор ООО "ТИС Текс"
46. Чихун Сергей Владимирович Зам. генерального директора OOO "ТИС Текс"
47. Шарапов Александр Олегович Президент группы компаний "Бекар"
48. Шкарпет Вячеслав Эрикович Генеральный директор ЗАО "Арктика"
49. Шорохов Михаил Викторович Генеральный директор ЗАО "Сосновоборский гофрокартон"
50. Якунин Владимир Иванович Президент ОАО "Российские железные дороги"

План работы Попечительского Совета

Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Балтийский государственный технический университет Военмех" им. Д.Ф. Устинова

1. Определение направлений деятельности и основных мероприятий Попечительского Совета, связанных с празднованием 75-летнего юбилея БГТУ "Военмех" в 2007 году.

2. Выработка рекомендаций и плана мероприятий Попечительского Совета, связанных со становлением БГТУ "Военмех" как инновационного университета.

3. Определение основных путей развития БГТУ "Военмех" как образовательного учреждения в интересах оборонно-промышленного комплекса и вооруженных сил".

4. Разработка рекомендаций при подготовке второй межотраслевой научно-практической конференции "Проблемы и пути решения задач подготовки инженерных кадров для оборонно-промышленного комплекса и вооруженных сил Российской Федерации".

5. Обсуждение и подготовка рекомендаций по развитию материально-технической базы БГТУ "Военмех".

 

Талантливый человек - талантлив во всем!

Так можно с уверенностью утверждать, говоря об Александре Самойловиче Массарском. Являясь одним из выдающихся выпускников БГТУ "Военмех", академик Международной Академии информатизации при ООН, академик Всемирной Академии Наук, Искусств и Культуры, заслуженный работник культуры РФ и заслуженный тренер России по самбо и дзюдо -  Александр  Массарский, также недавно был удостоен звания почетного доктора университета за большой вклад в развитие науки и техники.

- Александр Самойлович, география вашей деятельности весьма разнообразна, не могли бы Вы поподробнее рассказать нашим читателям о том, в каких областях Вы преуспели.

- Так случилось, что в своей жизни мне удалось сочетать много различных видов деятельности, ну сначала я стал инженером, потом, перестав выступать как спортсмен (Александр Самойлович занимался борьбой самбо - Е.К.), перешел к тренерской деятельности. Но так как тренировать спортсменов с высокой квалификацией можно только имея высшее спортивное образование, мне пришлось закончить еще один вуз - институт физической культуры им. П.Ф. Лесгафта. И так много лет я с удовольствием совмещал работу инженера-конструктора и тренера по самбо и дзюдо.

Что относительно моей основной специальности, то я занимался конструированием фото-киноаппаратуры на ЛОМО, потом стал заниматься аппаратурой для подводных съемок, и очень много аппаратов, сконструированных мной, было выпущено различными заводами.

Со временем я увлекся работой каскадеров и пришел, таким образом, в кино. Так, мною был организован первый в стране отряд каскадеров, который в то время обслуживал все киностудии страны, поэтому нас часто приглашали на съемки различных фильмов. Я снялся более чем в 270 фильмах в качестве режиссера-постановщика трюковых батальных сцен, а в некоторых и сам выступил в роли каскадера. Ну, а поскольку я конструировал аппаратуру для подводных съемок, то мною было снято много фильмов под водой.

В последние годы получилось так, что я стал заниматься разработкой зубной имплантации. Сейчас имплантанты системы Массарского широко применяются как в России, так и за рубежом. Кроме имплантантов, мною был разработан целый набор хирургических инструментов для их установки.

Ну а придя, более 30 лет назад, в тогда еще Ленинградский механический институт, готовил здесь спортсменов по борьбе самбо и дзюдо и одновременно начал руководить студенческим конструкторским бюро (СКБ). В те годы в конструкторском бюро нашего института было сделано очень много образцов различной техники, в том числе и аппараты для подводной съемки, которые в дальнейшем были запущены в серийное производство. Но, кроме того, мы в течение восьми лет занимались очень серьезным прибором, идея которого принадлежала космонавту Георгию Михайловичу Гречко. Это был специальный телескоп для съемки параметров атмосферы Земли с борта орбитальной станции. Такой прибор был нами создан, более того, его отправили на орбиту и впервые в мире были получены уникальные результаты, которые тем самым подтвердили научную гипотезу Георгия Михайловича. К огромному сожалению, этот прибор был затоплен вместе со станцией "Мир".

Также одним из моих, пожалуй, самых интересных изобретений, была баня для космонавтов. Такую портативную парилку, фигурально ее называли "баня в чемодане", поскольку она действительно помещалась в чемодане, выпускали несколько заводов нашей страны. Ее разработкой я занимался при содействии Института медико-биологических проблем, который, в свою очередь занимался здоровьем космонавтов. Изобретение это было весьма полезным для космонавтов, которые долго находятся на орбите, поскольку в невесомости вода, теряя ряд своих свойств, не может смачивать, а используемые тогда специальные салфетки не могли быть настолько эффективными по сравнению с такой баней. Но опять же, к сожалению, это изобретение постигла та же участь, что и телескоп, разработанный нами - ее затопили вместе со станцией "Мир".

- Скажите, пожалуйста, с какого года Вы начали работать в СКБ, и что для Вас значила эта работа со студентами?

Работать со студентами конструкторского бюро я начал с 1981 года и проработал 8 лет. Интересен тот факт, что за значимость и количество разработок наше СКБ было единственным в стране, получившим премию Ленинского комсомола.

Ну, а работать со студентами всегда очень интересно, ведь когда видишь их энтузиазм, старание - это самая большая награда для преподавателя. Многие из тех, с кем мне довелось работать в СКБ, сейчас стали известными людьми как в нашей стране, так и за рубежом, среди них Сергей Крикалев, Александр Старых, Владимир Бланк и многие другие.

Но когда началась перестройка, многие вузы страны стали испытывать определенные трудности, и в связи с этим, в большинстве из них, студенческие конструкторские бюро были ликвидированы. Так случилось и с нашим СКБ, но сейчас, по предложению ректора Олега Сергеевича Ипатова, планируется восстановить в Военмехе такое конструкторское бюро, тем более что уже на данный момент нашлось много энтузиастов, поддержавших эту идею и поэтому СКБ будет существовать!

- Позвольте вернуться к Вашему кинематографическому опыту. Когда именно у Вас возник интерес к киносъемкам и непосредственно к каскадерскому мастерству, и как Вам удалось совместить специальность инженера-конструктора, тренера и каскадера?

Все началось очень давно, в то время снимался кинофильм "Звезда", на съемки которого пригласили ленинградских самбистов, среди которых был и я. Это был мой первый опыт в кинематографии, поэтому все происходившее было для меня довольно необычно и ново. Помнится, был такой эпизод - нас одели в немецкую и советскую формы, и мы должны были устроить рукопашные бои. Однако для многих ребят эта съемка не была чем-то значимым, а точнее, она явилась преходящим эпизодом в их жизни, я же, наоборот, очень заинтересовался этим, и меня стали все чаще и чаще приглашать на различные съемки в эпизодах. Возможно, мой интерес к кино связан с тем, что до технического вуза я пытался поступить в театральный институт, но из-за того, что там не было общежития, я не поступил. Так что можно это назвать нереализованной мечтой.

Ну, а что касается моего технического образования, то это тоже сыграло значительную роль в моей каскадерской карьере. Дело в том, что для многих трюков необходимы специальные технические приспособления, и мне, как инженеру-конструктору, было довольно интересно работать в этом направлении. Зачастую требовалось изобретать что-то новое, то, что могло бы облегчить работу каскадеров и актеров. Тем более, что у наших советских каскадеров было не так уж много опыта, а все то, что существовало на тот момент за границей, держалось в строжайшей тайне, поэтому приходилось все это постигать самим, собственными силами. Но со временем мы все же смогли наработать необходимую базу и тем самым выйти на мировой уровень в области каскадерского мастерства. Более того, сейчас многие наши каскадеры работают в Голливуде, во Франции, Германии, и довольно часто заграничные студии, которые снимают у нас свои фильмы, приглашают участвовать в съемках наших каскадеров.

- Александр Самойлович, назовите, пожалуйста, самые запомнившиеся Ваши работы в кино.

- Ну, пожалуй, я назову несколько таких фильмов. Например, "Белое солнце пустыни", там мне пришлось дублировать Павла Луспекаева в роли таможенника Верещагина. Далее - "Блокада", "Транссибирский экспресс", "Звезда", "Солдаты", "На пути в Берлин", "Золотая мина" и много других фильмов.

Но дело в том, что около 100 кинолент были моими собственными, где я уже выступал в роли режиссера. В основном это были научные фильмы, многие из которых с подводными съемками. Мы снимали их в Баренцевом море, в Индийском, Тихом океане, в Красном море. Однако и по сей день я продолжаю работу над фильмами из этой области.

- И напоследок, позвольте поинтересоваться, над чем Вы работаете в данный момент?

- Моей первоочередной и самой, пожалуй, главной задачей сейчас является создание студенческого конструкторского бюро в Военмехе. Мне важно, что мой родной университет вновь получит возможность раскрыть весь свой конструкторский потенциал. Сейчас уже выделено финансирование на этот проект, можно сказать, что дело сдвинулось с мертвой точки. И я думаю, что уже совсем скоро студенты смогут прийти в это конструкторское бюро и начать работать над своими первыми проектами.

Беседовала Елена Клименко

Выбирать или назначать ректоров?

Такое название носила пресс-конференция, состоявшаяся 14 июня 2006 года в пресс-центре Информационного Агентства "Росбалт", на которой были затронуты вопросы реформы высшего образования и развития вузов Санкт-Петербурга. Речь также шла об итогах работы VIII cъезда Российского Союза ректоров, проходившего 8-9 июня этого года в Москве.

На вопросы журналистов ответили ректоры Санкт-Петербургских вузов: Олег Ипатов, профессор, ректор Балтийского государственного технического университета (БГТУ "Военмех" им. Д.Ф. Устинова) и Константин Борисенко, профессор, ректор Санкт-Петербургского государственного морского технического университета.

В начале пресс-конференции слово было предоставлено О. Ипатову, который рассказал о том, какие вопросы были вынесены на обсуждение VIII cъезда Российского Союза ректоров, отметил значимость этого события и высказал свою точку зрения относительно вопроса о выборе и назначении ректоров. Его выступление дополнил К. Борисенко.

Ректоры поделились своими впечатлениями относительно прошедшего съезда. С одной стороны, они подчеркнули, что позиция отечественного образования укрепилась и возросло внимание общества к проблемам образования в России, но, с другой стороны, они были не совсем удовлетворенны тем, что государство не выразило своей четкой позиции по обсуждаемым вопросам. Так же ректоры выразили интерес к представителям молодежных общественных организации и студенческих самоуправлений.

Большое внимание заслужил вопрос о реформировании системы образования, в частности, переход вузов на новую форму функционирования, а именно - автономных учреждений, хотя закон об этом еще не вступил в свою полную силу, но уже успел привлечь внимание многих. Основной идеей этого закона явилось предоставление вузам финансовой самостоятельности от государства. Однако опасения по поводу принудительного перехода к новым формам управления были опровергнуты Президентом России В.В. Путиным на заседании Съезда Российского Союза ректоров. Каждое высшее учебное заведение, по его словам, должно самостоятельно решить этот вопрос для себя и, соответственно, внести необходимые поправки в Устав.

Еще одним из острых вопросов системы образования, вынесенных на обсуждение, явился, уже не раз упомянутый в СМИ, Болонский процесс.

О. Ипатов высказал свою точку зрения на этот счет, он заявил, что правильней было бы выпускать не только бакалавров и магистров, но и специалистов, таким образом сохранив прежнюю систему выпуска. По его словам, это в особенности должно касаться технических специальностей.

Также на съезде были высказаны опасения по поводу кадровой политики в вузах. Как известно, сегодня многие учебные заведения испытывают сложности в привлечении молодых специалистов к научно-педагогической деятельности. Решать эту проблему можно и нужно, ведь от этого зависит как качество преподавания, так и будущее российской системы образования в целом. О. Ипатов и К. Борисенко высказались за увеличение базовых размеров оплаты труда научным сотрудникам. По их мнению, именно такими,  экономическими мерами, можно заинтересовать молодых специалистов в сфере научной деятельности, а также не позволить сократить уже существующие научные кадры.

После выступлений ректоров журналисты смогли задать вопросы, вот некоторые из них:

- Как Вы относитесь к идее назначения ректоров? Не считаете ли Вы, что таким образом осуществляется ограничение свобод и насколько это эффективно?

К. Борисенко:Я абсолютно не считаю, что назначение ректоров является ограничением каких бы то ни было свобод, это, на мой взгляд, не должно быть для нас главным вопросом.

О. Ипатов: Хотелось бы заметить, что назначение это не будет прямым, а будет аттестация на должность ректора, само же назначение, а точнее, избрание, будет происходить в стенах вуза и осуществляться Ученым советом.

По этому поводу О. Ипатов процитировал высказывание Президента России В.В. Путина, прозвучавшее на съезде: "Ничего не делать в сфере образования и науки, как ни странно, сегодня даже хуже, чем искать решения через ошибки".

- Поднимался ли на съезде вопрос о необходимости введения в вузах такой должности, как президент? И на Ваш взгляд, насколько это необходимо?

О. Ипатов: Я считаю, что было бы намного легче, если бы в университете, вне зависимости от того, кто занимает должность ректора, был человек, который, возглавляя этот пост многие годы, ведал всем происходящим внутри вуза и мог быстро ввести в курс дела нового избранного ректора. Однако вопрос о введении данной должности, полагаю, должен решаться непосредственно внутри университета.

К. Борисенко: Необходимо заметить, что в одном из вузов нашего города уже существует подобная должность, в Политехническом университете ее занимает Юрий Сергеевич Васильев. Но тут же возникает вопрос распределения обязанностей между ректором и президентом. Таким образом, возможно, что президент будет выполнять представительную функцию.

Елена Клименко

 

Модернизация России:

научная работа студентов, магистрантов, аспирантов и преподавателей факультетов «Р» и «Ф»

В названии выделена формулировка направления, по которому в рамках постоянно действующего научного семинара при кафедре Р4 выполняют научные исследования, публикуют их результаты, выступают с докладами на конференциях. Тем самым все они готовятся к получению ученой степени магистра, кандидата и доктора наук. Принять участие в этой работе могут обучающиеся и преподаватели не только с факультетов  «Р» и «Ф», но и со всех факультетов БГТУ.

Мы живем в непростое, но очень интересное и особенное время. Его сложность определяется тем путем с большим числом взлетов и падений, который прошли наше отечество и многострадальный народ за свою более чем 1000-летнюю историю. Огромный интерес нынешнего переходного очень динамичного периода определяется непрерывным изменением ситуации, появлением огромного числа новшеств. Специфичность переживаемого Россией времени состоит в потребности не столько узкопрофильных специалистов, сколько таких, которые одновременно хорошо эрудированы по целому комплексу направлений знания. Это, в частности, инноватика, технология, экономика, социология, политология, поскольку уже идущие и предстоящие изменения касаются производственных, общественных, властных, правовых и многих других элементов национальной системы современной России. Только такие многосторонние изменения позволят решить важнейшую двуединую задачу — повышение благосостояния населения страны и формирование отечественного гражданского общества. 

Вполне успешное развитие Киевской Руси прервалось из-за монгольского нашествия. Только русский север Восточной Европы сохранил свободу. Остальное население Руси было живым щитом, за которым спаслись другие европейцы. Прошло лишь одно столетие независимости наших предков, как по образцу Монгольской империи Иван Грозный утвердил в стране деспотическое вотчинное государство. С тех пор и почти до конца XIX в. наши монархи не признавали интересов русского общества. Оно остается мобилизационным и по сию пору, хотя попытки сформировать российское гражданское общество предпринимались на рубеже XIX-ХХ веков, а также после 1990 г. Но  желаемого результата они все еще не принесли.

Но такой результат крайне важен. Об этом свидетельствуют следующие данные. В США еще в 1999 г. смогли поднять черту бедности для состоящей из четырех человек семьи на уровень $ 16660 в месяц, или примерно до 0,5 млн руб. По  сравнению с этой суммой просто ничтожен нынешний общий доход малообеспеченной российской семьи такого же размера при наличии в ее составе двух работающих, причем каждый из них получает минимальную зарплату — 1 тыс. руб. на человека в месяц. У нас такой доход примерно в 250 раз ниже!

 Именно потому, хотя и состоялись три достаточно успешные отечественные экономические модернизации — при Петре Великом, в 1860 - 1916 годах, а также в период сталинской индустриализации, — отставание по благосостоянию нашей страны от ведущих западных держав целых два столетия вплоть до нынешнего века возросло более чем в 10 раз! Единственный путь к тому, чтобы преодолеть эту негативную тенденцию, — формирование в России институтов гражданского общества. Без них невозможны торжество права и реальная свобода большинства населения, эффективные технологии, экономика и политика, а также высокий уровень благосостояния населения и солидарное общество.   

Наше время крайне интересное. Быстро происходят изменения. Молодежь имеет много возможностей не только для того, чтобы своими глазами видеть то, как люди работают и живут за пределами нашей страны, но и активно влиять на ускорение изменений в России в лучшую сторону.

Научная работа, которой посвящена эта статья, — путь молодого человека к повышению собственной конкурентоспособности. Тот, кто пойдет такой дорогой, получит не одну только квалификацию специалиста, но по западному образцу две — бакалавра и магистра. Тем самым откроется больше возможностей для получения еще двух ученых степеней — кандидата и доктора наук. В наше время непрерывного образования, определяющей роли интеллектуального труда и потенциала это чрезвычайно ценно!

За три года работы семинара бывший студент Сергей Дунаев окончил магистратуру, стал преподавателем и аспирантом, готовит к защите диссертацию на соискание ученой степени кандидата экономических наук, опубликовал 10 статей, занимается подготовкой к изданию учебного пособия "Технологиче-ский маркетинг". За это время более 30 слушателей семинара — студентов (в том числе с факультета «И») и магистрантов, а также их руководитель участвовали в семи конференциях и форумах. Всего ими опубликовано около 50 статей. Следующие слушатели семинара имеют: 4 публикации — А. Ковац; по три — С. Вязанкин, М. Суменков; по две — Р. Горяинов (Ф321), М. Ильясов, К. Кольев, О. Морозова, С. Панюшкин. В 2004 г. И. Авферонок и М. Лукичева были отмечены как лучшие на факультете «Р» автор-студентка и автор-аспирантка.

 Виктор Богачев, зав. каф. Р4, д-р экон. наук;
Юрий Иноземцев, научный руководитель семинара,
д-р техн. наук, проф. кафедры Р4


В университете недавно состоялась защита диссертаций аспирантов Т.Д. Холостовой и Ю.С. Камышниковой.

На снимке: слева направо — научный руководитель, доцент О.В. Плебанек, соискатель Т.Д. Холостова, научный руководитель, профессор А.П. Мозелов, соискатель Ю.С. Камышникова.

Военмеховец — лауреат конкурса

дипломных проектов выпускников вузов Санкт-Петербурга
в области металлургии и машиностроения (номинация «Компьютерные технологии»)

14 - 17 марта 2006 года Комитетом по науке и высшей школе Санкт-Петербурга и ЗАО "Выставочное объединение "Рестэк" в рамках Санкт-Петербургской технической ярмарки был проведен конкурс дипломных проектов выпускников вузов Санкт-Петербурга в области металлургии и машиностроения. В номинации "Компьютерные технологии" лауреатом конкурса стал выпускник кафедры А1 "Ракетостроение" Алексей Нестеренко (научный руководитель — доцент М.М. Степанов). Его дипломный проект "Разработка основы системы управления проектом на примере межконтинентальной баллистической ракеты" был удостоен диплома конкурса и медали Санкт-Петербургской технической ярмарки.

Проект А.В. Нестеренко выполнен на стыке двух специальностей, подготовку по которым сегодня ведет выпускающая кафедра А1. Первая — ракетостроение, специальность, традиционная для Военмеха. Вторая специальность новая, развиваемая на кафедре А1 в течение последних двух лет, — "Моделирование и исследование операций в организационно-технических системах".  Будущие специалисты в этой области могут осуществлять практически любые виды профессиональной деятельности — от управленческо-организационной до проектно-конструкторской. Они нужны в любых организациях и учреждениях — проектных, исследовательских, производственных, коммерческих, причем независимо от их отраслевой принадлежности. Не случайно Алексей, после окончания Военмеха работающий на заводе им. В.Я. Климова, сегодня продолжает разрабатывать тему своего дипломного проекта, занимаясь внедрением в производство современных информационных технологий, в том числе и систем управления проектами (СУП).

Михаил ОХОЧИНСКИЙ


А.В. Нестеренко (слева) и М.М. Степанов в лаборатории кафедры "Ракетостроение"

Фото Дмитрия ЧИРИКОВА

Традиции должны жить!

Почти сорок лет я работаю в Военмехе. Мне хорошо известно о совместной деятельности кафедр и студенческих общественных организаций, их вкладе в обучение и воспитание студентов в тесной связи с профилем вуза.

ЛМИ по праву может гордиться, что он дал стране более 55 тыс. инженеров-специалистов, среди которых свыше 30 Героев Советского Союза и Героев Социалистического Труда, более 70 лауреатов Ленинской и Государственной премий. Это выдающиеся организаторы промышленности и известные ученые, внесшие огромный вклад в укрепление обороноспособности страны в 30- е годы, во время Великой Отечественной войны (1941 - 1945) и в послевоенный период. Достижения вуза отмечены орденами Ленина и Красного Знамени.

К сожалению, с начала 90-х годов, в связи с распадом СССР, о совместной работе кафедр и общественных организаций вуза по обучению и воспитанию студентов стали забывать. О многих культурно- массовых мероприятиях, ранее проводимых в институте по расширению их знаний, студенты не знают.

Поэтому создание в БГТУ в апреле 2005 г. студенческого самоуправления, призванного организовать жизнь, учебу и отдых студентов, можно только приветствовать.

В студенческом совете самоуправления созданы три важных комиссии: по  учебно-воспитательной работе, по формированию и развитию студенческого научного общества, организации культурного досуга студентов. Считаю необходимым высказать свои пожелания об их работе. Они могут использовать положительной опыт деятельности по этим направлениям в ЛМИ в 50-80-е годы XX века.

В учебном процессе, например, при изучении курса отечественной  истории кафедра знакомит студентов с литературой,  в которой отмечен вклад выпускников вуза, выдающихся конструкторов вооружения и организаторов производства, сыгравших важную роль в усилении военной мощи страны. Книги их и о них имеются в списке литературы к семинарским  занятиям и в учебных пособиях по истории России XX века. По отдельным темам курса студенты выступают с сообщениями на семинарах, пишут рефераты.

Они приняли участие в научной конференции, посвященной 60-летию победы советского народа в Великой Отечественной войне. На ней были заслушаны доклады ученых и выпускников Военмеха о создании новых видов оружия. В сборнике материалов конференции опубликованы воспоминания ветеранов Военмеха участников войны Е.В. Кулькова, Г.Г. Шелухина, И.М. Ткалина и других. Целесообразно, видимо, такие конференции проводить ежегодно по потокам с приглашением на них участников войны, а также тех, кто трудился на заводах, обеспечивая выпуск для фронта боевой техники и вооружения. Они имеют огромное значение в военно-патриотическом воспитании студентов, в осознании ими своего долга перед Родиной. С опытом работы кафедры истории  по этому направлению учебно-воспитательная комиссия студенческого совета может ознакомиться.

Много ценного студенты вуза приобретали в научном поиске но избранной специальности. В нем участвовали более 4500 студентов института, на 17 кафедрах имелись СКБ. Ими были созданы оригинальные приборы, машины и установки, которые демонстрировались на выставках научно технического творчества в городе и на ВДНХ. Только в 1981-1985 гг. студентами подано 126 заявок на изобретения и получено 105 авторских свидетельств. В 1985 г. СКБ института стало лауреатом премии Ленинского комсомола. С сокращением объема НИР на кафедрах уменьшилось и количество студентов, участвующих в научном творчестве. Это надо исправлять.

Изучая гуманитарные науки, студенты ЛМИ активно участвовали во всесоюзных конкурсах студенческих работ. Они проводились в масштабе города и страны. Ими были представлены на конкурс сотни работ, 12 из которых стали лауреатами городского смотра-конкурса, а 4 - лауреатами всесоюзного конкурса. Следовало бы, по нашему мнению, возвратить проведение конкурсов студенческих работ в нашем вузе, чтобы привлечь дополнительное число студентов к изучению истории ЛМИ и его выпускников. Например, студенты В. Юданов и П. Рогозин провели исследование и написали реферат на тему "Воспитание молодежи на боевых и трудовых традициях ЛМИ". Их работа на всесоюзной научной конференции в 1985 году была отмечена Почетной грамотой Минвуза СССР и ценным подарком.

В Военмехе большое внимание уделялось культурному досугу студентов. Наряду с вечерами отдыха, проводились встречи с писателями, композиторами и другими представителями творческой интеллигенции. Они проходили по программе Университета культуры, активно посещались студентами; там же для них читались лекции на политические темы.

Таковы, вкратце, мои суждения и пожелания студенческому совету в его работе. Чтобы успешно воспитывать патриотов, готовых к решению задач, стоящих сейчас перед Россией, следует использовать все положительное, что имело место в деятельности кафедр и общественных организаций вуза в предыдущее время.

Иван ВИНОГРАДОВ, профессор кафедры истории

Часть 2

На главную