№6 (22541) октябрь, 2008 г.


Маршалу Советского Союза, Герою Советского Союза,
дважды Герою Социалистического Труда
Дмитрию Федоровичу Устинову — 100 лет


Д.Ф. Устинов - гордость Военмеха, гордость оборонной промышленности, гордость Вооруженных сил

30 октября исполняется 100 лет со дня рождения Дмитрия Федоровича Устинова, выпускника Военно-механического института 1934 года, Маршала Советского Союза, Героя Советского Союза, дважды Героя Социалистического Труда, кавалера одиннадцати орденов Ленина, лауреата Ленинской и двух Государственных премий СССР, чье имя с гордостью носит наш университет. В Военмехе чтят память о своем легендарном выпускнике, выдающемся организаторе отечественной оборонной промышленности.

О деятельности Дмитрия Федоровича, а также о мероприятиях, приуроченных к знаменательной дате, которые пройдут 30-31 октября в университете, мы беседуем с ректором, д.т.н., профессором Олегом Сергеевичем Ипатовым.

- Олег Сергеевич, личность Дмитрия Федоровича Устинова уникальна, тем не менее современная молодежь знает об этом человеке недостаточно.

- К сожалению, исторически достойные имена людей, много сделавших для процветания России, вспоминают сегодня не часто. У значительной части нынешней молодежи другие ценности и другие кумиры. Однако имя Устинова помнит целая когорта директоров оборонных предприятий и военных в разных уголках нашей страны, многие из которых обязаны Д.Ф. Устинову своим становлением.

Дмитрий Федорович был действительно выдающейся многогранной личностью. О неординарности Дмитрия Федоровича говорит тот факт, что недавний выпускник Военмеха уже в 27 лет становится директором завода "Большевик", несмотря на молодость, ему доверили руководство этим ведущим оборонным предприятием страны. Во время Великой Отечественной войны тридцатилетнего Дмитрия Федоровича  назначают наркомом вооружения, что свидетельствует о признании его выдающегося таланта руководителя.  Вынести на своих плечах в течение всего периода войны организацию снабжения нашей армии современными средствами вооружения - не каждому было дано. Он же с честью оправдал оказанное ему доверие.

После войны Устинову было поручено создание ракетно-ядерного щита нашей Родины. В то время Министерство авиационной промышленности отказывалось заниматься координацией работ в области ракетостроения. Считалось, что наиболее удобным средством доставки вооружения все-таки является авиация, поэтому браться за новое дело не хотели. И тогда разработку этой новой ветви вооружения, связанной с ракетостроением, поручили Д.Ф. Устинову, для которого не существовало невыполнимых задач. Дмитрий Федорович организовал и практически с нуля выстроил ракетно-космическую отрасль Советского Союза. Его заслуги были высоко оценены правительством, и в 50-е годы он возглавил Министерство оборонной промышленности, которое в нашей стране было организовано впервые.

Мы гордимся, что в 1946 году впервые в стране в Военмехе по инициативе Д.Ф. Устинова была открыта кафедра ракетостроения. В послевоенные годы Дмитрий Федорович часто приезжал в Военмех и проводил в кабинете ректора совещания с директорами оборонных предприятий Северо-Запада. Это еще раз подчеркивало значимость нашего вуза для развития оборонной промышленности и тех новых отраслей и систем вооружения, которые создавались в то время и обеспечивали безопасность нашей Родины.

- Наверное, без команды единомышленников Дмитрию Федоровичу не удалось бы осуществить столь грандиозные проекты.

-  Устинов участвовал в организации различных направлений в сфере промышленности по всей стране. И везде опорой ему служили молодые прогрессивные директора предприятий, вдохновленные его смелыми идеями. Под его руководством, к примеру, в Коврове Владимирской области создается целая сеть предприятий: это и знаменитый завод им. Дегтярева, и Ковровский механический завод, и объединение "Сигнал", КБ "Арматура", которое входит в научно-производственный комплекс им. Хруничева - одно из ведущих предприятий ракетно-космической отрасли.  В Коврове с большим почтением относятся к имени Д.Ф. Устинова. При поддержке губернатора Владимирской области здесь пройдут мероприятия, посвященные 100-летию Устинова, выйдет Книга памяти, которая расскажет о вкладе Д.Ф.Устинова в становление промышленности Владимирской области.

Другой адрес, где с именем Устинова связано становление многих оборонных отраслей, - Ижевск. Это гиганты нашей оборонной промышленности - знаменитый "Ижмаш", Воткинский машиностроительный завод, который создает уникальные образцы ракетной техники. В Ижевске также планируется ряд праздничных мероприятий, посвященных памяти Дмитрия Федоровича Устинова.

То, что мы имеем сегодня самые передовые в мире артиллерийские системы, - целиком заслуга Д.Ф. Устинова. Он был причастен и к развитию ядерного направления в вооружении. Кадровый состав новой ядерной отрасли Дмитрий Федорович формировал в том числе и из выпускников Военмеха.

Д.Ф. Устинов был идеологом и основным вдохновителем космической программы "Буран". И, несмотря на то, что программа послужила только одному полету многоразового корабля в автоматическом режиме, это обогатило и нашу науку, и ракетостроение в целом. Многие достижения, которые были претворены им в жизнь, служат сейчас и военной технике, и нашей жизни.

- Уже как легенды ходят рассказы о необычайной требовательности и принципиальности Д.Ф. Устинова. Наверняка у него были и враги. Как ему удалось миновать подводные течения в годы сталинских репрессий?

- Действительно, из рассказов директоров оборонных предприятий мы знаем о том, что Устинов не терпел малейшей небрежности в работе. При посещении предприятий, заметив грязь на проходной или в местах общего пользования, мог развернуться и уехать, прервав запланированный визит. Он считал, если директор в мелочах не может обеспечить нормальное функционирование предприятия, что можно говорить о масштабных разработках, о качестве выпускаемой продукции. Доставалось нерадивым директорам.

Конечно, работать в условиях тотальных доносов и сталинского террора против руководителей предприятий и министерств разного ранга было крайне непросто, но непререкаемый авторитет, завоеванный во время войны, позволил Дмитрию Федоровичу, несмотря ни на что, выполнять поставленные задачи.

Надо отметить, что Д.Ф. Устинов был первым в стране гражданским министром обороны. Не имея военного образования, закончил Великую Отечественную войну в звании генерал-полковника. Он был самым молодым генерал-полковником в Советском Союзе. На посту министра обороны ему было присвоено звание Маршала Советского Союза. За семилетний период своей деятельности на этом посту он внес огромный вклад в становление  и расцвет советских Вооруженных сил. Подтверждением тому является уважительное отношение нынешних военных к личности Д.Ф. Устинова.

Талантливый человек талантлив во всем. Организатор оборонной промышленности, политик (он был членом политбюро, секретарем ЦК КПСС), - во всех сферах он неизменно добивался позитивных результатов.

- Олег Сергеевич, к 100-летию Дмитрия Федоровича Устинова наш университет подготовил целый комплекс мероприятий. Расскажите, пожалуйста, о них.

- Мы подготовили к этой памятной дате экспозицию, которая освещает деятельность Дмитрия Федоровича, готовим памятные альбомы о его жизни  и работе. 31 октября в музее Ракетных войск, артиллерии и войск связи планируется открытие выставки, посвященной 100-летию Д.Ф. Устинова. Там будут представлены материалы из фондов нашего музея и музея Ракетных войск. Каждый вид Вооруженных сил, к созданию которого был причастен Д.Ф. Устинов, может показать свои изделия, которые благодаря его напористости, энергии и таланту были внедрены в жизнь. Наше оружие до сих пор считается лучшим в мире.

Была приурочена к памятной дате поездка на подшефный ракетный крейсер Северного флота "Маршал Устинов". В этом году крейсер посетила делегация студентов и сотрудников нашего университета, члены Попечительского совета, генерал-полковник Л.Г. Ивашов, служивший под началом Д.Ф. Устинова, внуки Дмитрия Федоровича Сергей и Дмитрий Немцовы, учащиеся Кронштадского военно-морского кадетского корпуса. Они приняли активное участие в праздновании дня рождения корабля  (в этом году ракетному крейсеру "Маршал Устинов" исполнилось 22 года) и в мероприятиях, посвященных 100-летию Д.Ф. Устинова.

Очень интересной обещает быть III межотраслевая научно-практическая конференция "Проблемы и пути решения задачи подготовки кадров для военно-промышленного комплекса Российской Федерации", которая пройдет в нашем вузе 30-31 октября. На конференции ожидается участие заместителя Председателя Правительства РФ С.Б. Иванова, Полномочного Представителя Президента РФ в СЗФО И.И. Клебанова, начальника вооружения ВС РФ генерал-полковника В.А. Поповкина, Председателя Комитета по образованию ГД РФ Г.А. Балыхина, многих директоров крупных оборонных предприятий страны, ректоров и начальников учебных военных и гражданских вузов и академий.

В рамках конференции ожидаются пленарные доклады и о законодательном обеспечении реформирования образования, и об опыте решения проблем кадров в других регионах. Кроме того, к 30 октября мы планируем открыть новые именные аудитории оборонных предприятий: 403 - концерна "Морского оружия предприятия "Гидроприбор",  315 и 346 - концерна "Гранит-Электрон". На кафедре Е 4 также открываются две именные аудитории: выпускников Военмеха Г.М. Ходырева и С.П. Чернова.

30 октября, в день рождения Д.Ф. Устинова, на третьем этаже главного корпуса среди галереи именных аудиторий оборонных предприятий, к созданию которых был причастен Дмитрий Федорович, мы планируем торжественное открытие его памятного бюста.

Беседовала Ирина ЦИВИЛЕВА


Выдающийся государственный деятель Д.Ф. Устинов и факультет «Е» Военмеха


ИВАНОВ Константин Михайлович,
д.т.н., профессор, декан факультета
"Оружие и системы вооружения" ("Е"),
директор ИСВ

В период празднования 100-летия со дня рождения выдающегося государственного деятеля нашей страны, выпускника Военно-механического института (Военмеха) Дмитрия Федоровича Устинова важно отметить ту роль, которую сыграл в его судьбе Военмех и, в частности, факультет "Е", а также то внимание, которое оказывал Военмеху Д.Ф. Устинов, занимая высокие государственные посты.

Приказ по Народному комиссариату тяжелой промышленности (НКТП) СССР об организации Военно-механического института "в целях концентрации подготовки инженерно-технических кадров для военной промышленности" был издан 26 февраля 1932 г. При формировании начальных контингентов студентов были и cтyденты старших курсов Московского института им. Н.Э. Баумана по спецнабору, в том числе Д.Ф. Устинов.

Первоначально в Военно-механическом институте было два факультета - факультет артиллерийский и факультет боеприпасов. На артиллерийском факультете было две специальности - орудийно-лафетная и стрелкового оружия. Д.Ф. Устинов проходил обучение на артиллерийском факультете, который в дальнейшем при преобразовании получил наименование - факультет "Е", по орудийно-лафетной специальности - по специальности кафедры №14 (ныне кафедра Е1 "Стрелково-пушечное, артиллерийское и ракетное оружие") с 1932 по 1934 гг.

Подготовка инженерных кадров для новых и восстанавливаемых военных заводов страны представляла собой важную государственную задачу. Военно-механический институт был единственным институтом, обеспечивавшим подготовку высококвалифицированных инженерных кадров для военной промышленности. В Советском Союзе в то время не было аналогичного по профилю института.

Создание специальных кафедр и подготовка учебно-методических материалов представляло большие сложности и осуществлялось постоянным учебно-методическим бюро во главе с профессорами И.И. Ивановым, В.А. Микеладзе и Б.Н. Окуневым. Эта работа проводилась при участии профессоров Артиллерийской Академии Д.Е. Козловского, А.А. Благонравова, М.Ф. Васильева, В.И. Рдултовского и др., работавших по совместительству и заведовавших соответствующими специальными кафедрами в Военно-механическом институте.

В формировании профилей специальностей и кафедр принимали деятельное участие представители предприятий и заводов оборонной промышленности. В течение двух лет на артиллерийском факультете были организованы специальные кабинеты - кабинет материальной части артиллерии и 2 кабинета ручного стрелкового и автоматического оружия, а в целом в Военно-механическом институте было создано 6 специальных кабинетов. Все это во многом сразу предопределило высокий уровень организации учебного процесса и высокое качество подготовки специалистов. В 1933 г., в связи со спецнаборами и переводом значительного количества студентов из Московского института им. Н.Э. Баумана, на набережной Обводного канала было построено здание студенческого общежития.

Первым директором Военно-механического института был С.Ф. Степанов, первым деканом артиллерийского факультета - В.В. Манухов, а потом - Я.И. Румянцев. Первым заведующим кафедрой №14 был ее основатель, выдающийся конструктор артиллерийских систем, талантливый ученый и педагог И.И. Иванов.

В характеристике, выданной Д.Ф. Устинову по окончании института, отмечалось, что он "умеет самостоятельно прорабатывать вопросы и успешно проводит порученные ему дела", и было рекомендовано использовать способности выпускника на научной работе в институте или на заводе.

Получивший в Военно-механическом институте путевку в жизнь, специалист военной промышленности Д.Ф. Устинов в течение трех лет получает богатый опыт практической работы в Ленинградском артиллерийском научно-исследовательском морском институте, занимавшемся разработкой вооружений для Военно-Морского Флота. В 1937 г. Д.Ф. Устинов переходит на работу в конструкторское бюро завода "Большевик" (ныне - Обуховский завод), которое возглавлял И.И. Иванов. Вскоре Д.Ф. Устинов становится заместителем главного конструктора. Под его непосредственным руководством проводятся монтаж и испытания корабельных артиллерийских орудий главного калибра на крейсере "Киров". Головной корабль Балтийского флота легкий крейсер "Киров" явился первым большим кораблем Советского Военно-Морского Флота.

С большим уважением и благодарностью Д.Ф. Устинов вспоминал в дальнейшем в своих мемуарах учителей, и особенно Илью Ивановича Иванова, у которого он учился в Военмехе и под руководством которого работал в конструкторском бюро завода "Большевик".

В 1938 г. Д.Ф. Устинов назначается директором завода "Большевик" и благодаря своим незаурядным организаторским способностям выводит завод в число передовых предприятий страны, а в 1940 г. назначается народным комиссаром (министром) вооружения.

Наркомат вооружения ведал конструированием, испытанием и производством полевой, морской, противотанковой и зенитной артиллерии, пушечно-пулеметного вооружения для авиации и танков, стрелкового оружия всех систем и боеприпасов к нему, оптических приборов для Красной Армии и Военно-Морского Флота. Основными подразделениями наркомата были главные управления.

К началу войны в состав наркомата входили заводы, научно-исследовательские и проектные институты, отдельные и центральные конструкторские бюро и учебные заведения, в том числе Военно-механический институт. (В январе 1939 г.,  в связи с разукрупнением НКТП, институт перешел в ведение наркомата вооружения.)

В годы Великой Отечественной войны Военно-механический институт продолжал подготовку специалистов, находясь в эвакуации в г. Пермь. Занятия в институте, в соответствии с приказом и благодаря оказанной всемерной помощи наркома вооружений Д.Ф. Устинова, возобновились 9 ноября 1942 г.

В эвакуации институт подготовил и выпустил 145 инженеров-конструкторов и технологов для оборонной промышленности, а за весь предвоенный период - 2143 инженера. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 ноября 1944 г. Военно-механический институт был награжден орденом Красного Знамени.

Неразрывная связь Д.Ф. Устинова с Военмехом прослеживается на протяжении всей его жизни. Уделяя большое внимание подготовке инженерных кадров для оборонной промышленности страны, Д.Ф. Устинов всегда оказывал вузу содействие в решении важнейших проблем и, в частности, в оснащении учебных классов самым современным оборудованием, проводил в вузе совещания с руководителями оборонных предприятий города, способствовал творческому взаимодействию вузовской и отраслевой науки. Это способствовало высокому качеству подготовки специалистов. На факультете "Е" подготовлено большое число специалистов, чьи имена вписаны в историю создания русского оружия. Ученые факультета своими научными разработками внесли значительный вклад в развитие прикладной науки в области проектирования и производства оружия и систем вооружения.

В настоящее время факультет "Е" - факультет "Оружие и системы вооружения", входящий в состав Института систем вооружения Балтийского государственного технического университета "Военмех" имени Д.Ф. Устинова, является единственным в российской системе образования факультетом, на котором сосредоточены все без исключения специальности государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.


На снимке: в первом ряду слева направо - нарком вооружения Д.Ф. Устинов, начальник
Главного артиллерийского управления РККА генерал-полковник Н.Д. Яковлев, первый зам.
начальника и Главного конструктора Центрального артиллерийского конструкторского
бюро генерал-лейтенант инженерно-технической службы И.И. Иванов. Подлипки. 1943 г.


На снимке: студенты факультета "Е" на площади Балтийского флота у 180-мм
трехорудийных башенных установок с легендарного крейсера "Киров". 2000 г.

Фото Е. Ивановой


«Я - человек счастливый»

Сказал в беседе с корреспондентом нашей газеты в канун своего 75-летия В.К. Елисеев - ветеран Коммунистической партии, подполковник в отставке, кавалер двух орденов Трудового Красного Знамени, всю жизнь посвятивший "оборонке".

Члену Попечительского совета БГТУ, выпускнику Военмеха, бывшему 2-му секретарю Владимирского обкома КПСС Владимиру Константиновичу ЕЛИСЕЕВУ — 75 лет

Он ровесник "Точмаша" и "Военмеха". Так, видимо, совпало: Владимир Константинович родился в Ельце Орловской, ныне Липецкой, области в год создания высшего учебного заведения, которое определило его дальнейшую жизнь, Ленинградского военно-механического института (теперь - БГТУ "Военмех" имени Д.Ф. Устинова), и год учреждения Владимирского ПО "Точмаш", где ковал обороноспособность страны последние полтора десятка лет своей трудовой биографии…

Из архива

Его восхождение по "партийной лестнице" не было случайным или стихийным. Сначала была суровая производственная школа. С апреля 1957 года, начав трудовой путь на Ковровском механическом заводе по своему желанию…  сменным мастером, он прошел все ступеньки кадрового роста вплоть до руководителя производства.

В 35 лет члена парткома Елисеева коммунисты предприятия избрали секретарем парткома с правами райкома КПСС, а в 1973-м - был избран секретарем Ковровского горкома. Через полтора года он стал заведующим отделом оборонной промышленности Владимирского обкома. А через 10 лет - секретарем обкома КПСС, где проработал полторы пятилетки.

Он стал кандидатом в члены партии в год полета Ю.А. Гагарина и вступил в нее в 1962 году. Редкое качество в эпоху перекрашивания в угоду политической конъюнктуре: Елисеев не меняет твердых, сформировавшихся много десятилетий назад убеждений и взглядов на жизнь, готов отстаивать их, не взирая "на лица" и статус оппонентов.

Трудоголик, обязательнейший человек, военспец высочайшего уровня, личность с энциклопедическими знаниями - так характеризуют Алексеева те, с кем он работал на производстве и на различных должностях в партийных органах. И не только в Коврове и Владимире. Его хорошо знают и уважают в Москве, Питере. Он активно работает в Попечительском совете своей альма-матер — БГТУ.

Не каждый "военный инженер" удостаивается двух высоких орденов. Между тем Владимир Константинович достаточно скромен, к примеру, о своих заслугах в беседе умалчивает. Поясняя лишь, что сфера его деятельности на оборонных предприятиях и по сей день затрагивает стратегические интересы страны.

Он считает себя человеком счастливым. Несмотря на голодное военное детство, лишения и трагические утраты в семье. Первоклассником он стал в Уфе, в 41-м, куда семья переехала из Красноярска до Великой Отечественной войны. Жили в доме недалеко от железной дороги. Память навсегда сохранила, как каждые десять минут, не останавливаясь, шли составы на фронт. А в обратном направлении - куда реже, с металлом для переплавки.

- Причин для того, чтобы считать, что жизнь удалась, несколько, - рассказывает Владимир Константинович. - Я получил именно то высшее образование, о котором мечтал. После гибели отца под Кенигсбергом за три месяца до Победы, не побоюсь столь высокопарных слов, укрепление обороноспособности Отечества волновало меня более всего. А после окончания вуза всю жизнь посвятил именно этому. Да и теперь не остаюсь в стороне от проблем оборонных отраслей…

Окончив в Орле школу с золотой медалью, в 1951 году вместе с тремя друзьями он отправился в Ленинград: двое стали студентами Военмеха, двое - политехнического института. Юноша настойчиво двигался к своей цели. В итоге выпустился инженером-лейтенантом ВМФ с красным дипломом.

- Думаю, что главной цели своей жизни я достиг, - продолжает беседу В.К. Елисеев. - Был награжден орденами и медалями за конкретное участие в укреплении обороны страны. А счастлив я еще и потому, что у меня замечательная семья: породил сына и дочь. С помощью государства, которое мне, сироте, бесплатно дало прекрасное образование, в советскую пору так же и моим детям выпало счастье, закончив вузы, стать квалифицированными специалистами. Сын пошел по моим стопам - окончил "Военмех". Дочь - врач, продолжает дело мамы Нели.

Владимир Константинович безумно дорожит тремя внучками, которых очень любит. А еще, по его словам, он счастлив тем, что выполнил другие главные человеческие предназначения на этой земле: в деревне построил дом, посадил там сад, где любит по сей день работать, совмещая работу на земле с творческой деятельностью: "…участвовал в создании двух уникальных книг по "Точмашу" - "Зрелость производства" (она о становлении производства газовых центрифуг для обогащения урана) и юбилейной к 70-летию ВПО - "Традиции высокой точности".

Владимир Константинович весьма дорожит всем, что связано с этим предприятием. В лихие 90-е годы он совместно с гендиректором Ю.А. Замбиным активно противостоял приватизации "Точмаша": "Именно его государственный статус позволял заводу быть высокоэффективным и конкурентоспособным. Не случайно в наши дни на "него положили глаз" в "Росатоме"…

- И еще счастлив, - говорит Владимир Константинович, - что встречаю свое 75-летие в бодром и вполне работоспособном состоянии, в окружении друзей, вместе со ставшим родным "Точмашем",  любимым "Военмехом".

А. КЛЫГИН, "За правое дело", № 38 (661),
19-25 сентября 2008 года


Аудитория дружбы — ракетный крейсер «Маршал Устинов»

В истории нашей страны есть такие страницы, к которым с гордостью относятся не только поколения советского периода развития государства, но и нынешнее поколение. Это победа в Великой Отечественной войне, создание ядерного оружия и ракетно-космического щита СССР, мощных Вооруженных сил, оснащенных современным оружием. Ко всем этим бесспорным заслугам имел отношение Дмитрий Федорович Устинов - Маршал Советского Союза, Герой Советского Союза и дважды Герой Социалистического Труда, выпускник Ленинградского военно-механического института 1934 г., имя которого носит не только наш вуз, но и ракетный крейсер Северного флота "Маршал Устинов", с которым "Военмех" установил шефские связи в 2003 г.

30 октября исполняется 100 лет со дня рождения Дмитрия Федоровича. Юбилей заслуженного советского политического и государственного деятеля предполагается отмечать проведением ряда научно-практических конференций, одна из которых состоялась 20-21 сентября 2008 г. на крейсере "Маршал Устинов". В этой конференции приняли участие сотрудники и профессорско-преподавательский состав нашего вуза, генерал-полковник Леонид Григорьевич Ивашов, служивший под командованием Дмитрия Федоровича, внуки Д.Ф. Устинова Сергей и Дмитрий Немцовы, члены Попечительского совета и Ассоциации выпускников БГТУ "Военмех", а также студенты различных факультетов вуза и кадеты из Кронштадтского военно-морского кадетского корпуса.

Командир корабля капитан 1 ранга И.В. Неклюдов провел экскурсию по кораблю, рассказав о возможностях крейсера и его основных характеристиках. Перед личным составом крейсера выступили руководитель делегации, первый проректор - проректор по развитию и оперативному управлению БГТУ "Военмех" В.Н. Анисимов, президент Академии геополитических проблем, генерал-полковник Л.Г. Ивашов, декан аэрокосмического факультета Л.И. Калягин, заведующий кафедрой культурологии и глобалистики, профессор И.Ф. Кефели, заведующий кафедрой философии, профессор А.П. Мозелов. Студенты "Военмеха" выступили с концертом художественной самодеятельности, который был тепло встречен моряками и сопровождался овациями.

Утром следующего дня гости присутствовали на подъеме Флага корабля и зачитке торжественного приказа, посвященного 22-летию со дня приема крейсера на вооружение. Личный состав корабля поздравили представитель губернатора Мурманской области, командир дивизии и другие высокопоставленные гости. По случаю торжественного мероприятия командир корабля провел прием, на который была приглашена и наша делегация. Много теплых слов в адрес нашего вуза было сказано командирами крейсера, которые в разные годы командовали "Маршалом Устиновым" и поддерживали тесные шефские связи с "Военмехом".

Завершилась поездка экскурсиями на подводную лодку времен Великой Отечественной войны К21 и в музей военной техники в пос. Сафоново, а также спортивными соревнованиями между студентами вуза и моряками, в которых победу праздновали обе команды.

Когда делегация уезжала из Североморска, на рейде еще стоял тяжелый атомный ракетный крейсер "Петр Великий", который в день нашего отъезда вместе с другими кораблями Северного флота ушел в дальний поход - на учения в район Карибского бассейна. Следующим кораблем, бороздящим воды Мирового океана, возможно, станет ракетный крейсер "Маршал Устинов", заложенный при Дмитрии Федоровиче и являющийся достойным представителем той системы вооружений, в которой принимал участие наш знаменитый выпускник.

Николай Баранов,
доцент кафедры политологии

НЕЗАБЫВАЕМЫЕ ТРИ ДНЯ…

В конце сентября делегация преподавателей и студентов БГТУ "Военмех" совершила замечательное путешествие в заполярный город Североморск. Поездка состоялась в честь объединяющего университет "Военмех" и крейсер "Маршал Устинов" праздника - 100 лет со дня рождения Дмитрия Федоровича Устинова. Поездка стала незабываемым и очень необычным опытом для всех студентов. Мы провели в самом Североморске только 3 дня, но эмоций за эти дни получили на год вперед. Разговоры о путешествии не смолкнут еще очень долго, а компьютеры наши пополнились не менее чем 8 гигабайтами фотографий. И действительно есть о чем вспоминать, ведь мы провели 3 дня в самом сердце Северного флота.

Выезд проходил в ритме non-stop - ни минуты свободного времени. Успели все: и расширить свой кругозор, и в спорте посоревноваться, и концерт показать.

Чтобы описать восторг от увиденного, не хватит и тетради: с горящими глазами мы осматривали военные корабли, подводные лодки, военные самолеты, танки... И все это настоящее, все можно потрогать, подержаться за ручки, сфотографировать. Никогда бы не подумала, что побываю на настоящем военном корабле или просто окажусь на берегу Баренцева моря и смогу ощутить эту незабываемую атмосферу. Почувствовать мощь военной техники.

Но не только техникой удивляет Североморск, природа этого города очень красива. Невозможно не залюбоваться феерией красок североморских деревьев. Насыщенный зеленый, желтый, оранжевый, все оттенки красного и бордового, причудливо перемешанные рукой природы, приводили нас в восторг. Если же какая-нибудь рощица росла к тому же на берегу моря, то вид становился настолько притягательным, что отвести взгляд было уже просто невозможно.

А также невозможно жалко было расставаться с веселыми и гостеприимными моряками, с которыми мы за эти 3 дня успели сдружиться.

Я уверена, что со мной солидарны все студенты, и очень благодарна своему университету за то, что он сделал поездку в Североморск возможной. За эти дни, подарившие каждому из нас что-то совершенно новое. Каждому участнику делегации есть, что вспомнить и о чем рассказать.

Полина ЧЕБОТАРУ,
студентка группы Ф352

ЧЕСТЬ, СОВЕСТЬ, ДОЛГ - ПОНЯТИЯ КОНКРЕТНЫЕ

Поездка на Северный флот стала для меня значимым событием.

Во-первых, на протяжении нескольких лет, минувших после увольнения из Вооруженных сил, на флоте быть не доводилось. Истинное состояние дел знал понаслышке. А хотелось увидеть своими глазами, кто остался и что осталось на флоте.

Во-вторых, угрозы военной безопасности Отечеству нарастают, стано-вятся ощутимее, а чем мы можем их парировать, далеко не ясно. Вот кое-как "отбились" от грузинского вызова, но сумеем ли отстоять заявленные позиции по северному шельфу или опять уступим в переговорном процессе? Ведь здесь без опоры на силу, на Северный флот  не обойтись. Поэтому хотелось откровенно поговорить, пообщаться с офицерами флота по этому и другим вопросам.

Ну, а в-третьих, я понимаю так, что основу нашей выживаемости и на-ших побед составляет русский дух в обществе, государстве, в армии и на флоте. Что в этом смысле сохранилось, а что утрачено - это также было предметом моего интереса.

И конечно, побывать на ракетном крейсере, носящем имя маршала Д.Ф. Устинова, под непосредственным руководством которого я проработал ровно восемь лет, было для меня долгом и делом чести. Тем более в этом году, году 100-летия со дня рождения Дмитрия Федоровича. Поэтому спасибо Военмеху за организацию этой поездки.

Что я вынес для себя из программы пребывания на Северном флоте? Скажу откровенно - многое. И позитивного, и тревожного. Внимательно наблюдал за студентами Военмеха, морскими кадетами и матросами корабля. Это - наше будущее, судьба России. Интерес, проявленный к морской службе даже - и особенно - девушками, горящие глаза и добрые дружеские отношения с моряками крейсера прибавили уверенности, что у России будущее есть, поскольку есть готовность защищать ее интересы, ее народ, ее самостоятельность и целостность.

Второй вывод - флот наконец-то оторвался от причальных стенок и вышел в море. Как раз во время нашего пребывания на Северном флоте отряд кораблей во главе с тяжелым ракетным крейсером "Петр Великий" двинул в Мировой океан. Это здорово!

 Но каждый корабль, каждый отряд должен действовать в рамках военной системы: а это и космическая группировка, и ударная и разведывательная авиация, и ударные подводные ракетоносцы, и пункты материально-технического обеспечения и пр., и пр. Хочется надеяться, что все это будет решаться с учетом того, что времени у нас в обрез.

Третий вывод, сделанный на Северном флоте. В составе делегации были оборонщики с Урала и будущие конструкторы-военмеховцы. Общение с ними убедило, что хорошо налаженная работа и государственный подход к проблеме конструкторских кадров и развитию конструкторской мысли способны возродить систему создания новейших образцов вооружения, необхо-димого для современной российской армии и российского флота.

И в заключение о духовном. Когда молодежь Военмеха выступала с концертом перед моряками "Маршала Устинова", подумалось: народ и армия у нас по-прежнему едины, и в основе своей молодежь замечательная. Нашему поколению нельзя только отдавать ее на откуп противным нам субъектам, стремящимся выхолостить из сознания молодых людей понятия чести, совести, долга.

Леонид ИВАШОВ, генерал-полковник,
президент Академии геополитических проблем

ДРУЖЕСКИЕ СВЯЗИ

Посещение делегации БГТУ "Военмех" им. Д.Ф. Устинова ракетного крейсера "Маршал Устинов", приуроченное к 100-летию со дня его рождения и 22-й годовщине со дня подъема Военно-морского флага на нашем корабле, стало значимым событием в жизни экипажа.

Все более важное место в деле патриотического воспитания молодежи занимает военно-шефская работа, проводимая совместно с учебными заведениями. Стали доброй традицией такие мероприятия, как уроки мужества, концерты художественной самодеятельности, спортивные состязания.

Организация тесного общения между студентами университета и военнослужащими крейсера позволила наилучшим образом укрепить дружеские связи и донести до каждого тот огромный потенциал взаимного общения, которым, несомненно, обладают ркр "Маршал Устинов" и БГТУ "Военмех" им. Д.Ф. Устинова.

Благодаря такому взаимодействию, получая полноценную информацию о БГТУ "Военмех" им. Д.Ф. Устинова, военнослужащие, проходящие службу по призыву и по контракту, имеют уникальную возможность пройти обучение в современном учебном и научном центре России - Военмехе.

И. НЕКЛЮДОВ, капитан 1 ранга,
командир ракетного крейсера "Маршал Устинов"


ВОЕНМЕХ, КИРОВСКИЙ ЗАВОД И ТАНК Т-80

Основной боевой танк Т-80 вошел в историю отечественного и мирового танкостроения как танк, опередивший время. Отличительной особенностью этого танка явилось то, что на нем впервые в мировой практике была применена моторная установка с газотурбинным двигателем, а также внедрен ряд новшеств по вооружению и защите. Тактико-технические характеристики этой боевой машины, по признанию отечественных и зарубежных специалистов, выдвинули ее на одно из первых мест в мире.

Создание танка Т-80 стало возможно благодаря высокому уровню отечественной научно-конструкторской школы в области танкостроения и высоким достижениям отечественной науки и техники в целом. Танк Т-80 явился результатом труда многочисленных коллективов. Головной организацией по его проектированию, отработке и постановке на серийное производство явилось конструкторское бюро КБ-3 Кировского завода. Непосредственно работы по танку Т-80 осуществлялись в танковом конструкторском бюро КБ-Б - структурном подразделении КБ-3.

Главным конструктором КБ-3 являлся Николай Сергеевич Попов, а начальником танкового КБ-Б и заместителем главного конструктора КБ-3 - выпускник и ученый Военмеха Альберт Казимирович Дзявго. В танковом КБ-Б в период создания танка Т-80 работало много выпускников Ленинградского военно-механического института (Военмеха) - по предварительной оценке до 25 процентов от численного состава КБ-Б. В период создания танка Т-80 генеральными директорами ПО "Кировский завод" являлись Борис Александрович Муранов (1978 - 1984 гг.) и Станислав Павлович Чернов (1984 - 1987 гг.) - также выпускники Военмеха. Это позволяет считать знаменитый танк Т-80 не просто ленинградским, но и военмеховским. И еще один достаточно весомый довод в пользу этого утверждения - на танках Т-80 устанавливались 125-мм пушки, созданные в ОКБ-9 под руководством выдающихся конструкторов артиллерийских систем, выпускников Военмеха Федора Федоровича Петрова и его преемника Владимира Алексеевича Голубева.


Танк Т-80У

Первый в мире серийный газотурбинный танк Т-80 был принят на вооружение в 1976 г., тогда же началось его серийное производство. Постоянное совершенствование танка привело к появлению модернизированных моделей Т-80Б (1978 г.), Т-80БВ (1983 г.) и Т-80У (1985 г.).

Датой начала создания танка Т-80 можно считать 16 апреля 1968 г, когда вышло постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР, предписывающее вести работы над танком с газотурбинной силовой установкой. Работе уделялось большое внимание со стороны выдающегося государственного деятеля, выпускника Военмеха Д.Ф. Устинова, курировавшего оборонную промышленность.

Поделиться своими воспоминаниями о работах по созданию танка Т-80 согласился конструктор боевых машин А.К. Дзявго, проработавший 22 года в должности начальника танкового конструкторского бюро КБ-Б и заместителя главного конструктора КБ-3.


Д.Ф. Устинов на Кировском заводе. 1976 г.
На снимке слева направо: главный конструктор КБ-3 Н.С. Попов, министр
обороны СССР Д.Ф. Устинов и министр оборонной промышленности С.А. Зверев.

Заместитель главного конструктора, начальник танкового конструкторского бюро А.К. Дзявго

Альберт Казимирович Дзявго окончил Военмех по специальности кафедры №14 (ныне кафедра Е1 "Стрелково-пушечное, артиллерийское и ракетное оружие") в 1956 г. С апреля 1956 г. по январь 1959 г. он работал в должности инженера, а затем - старшего инженера предприятия п/я 101 МОП в г. Коломна Московской области. Вся дальнейшая конструкторская деятельность А.К. Дзявго связана с конструкторским бюро КБ-3 Кировского завода в Ленинграде.

С февраля 1959 г. до 1968 г. А.К. Дзявго прошел по служебной лестнице от старшего инженера-конструктора до зам. главного конструктора. В 1968 г. он защищает в Военмехе диссертацию на соискание ученого звания кандидата технических наук по специальности "Динамика, баллистика и управление полетом летательных аппаратов" и в январе 1969 г. назначается зам. главного конструктора КБ-3 и начальником научно-исследовательского расчетного бюро КБ-И.

Зам. главного конструктора КБ-3 и начальником танкового конструкторского бюро КБ-Б А.К. Дзявго назначается в апреле 1974 г., а с мая 1985 г. до сентября 1996 г. он работает в должности зам. генерального конструктора КБ-3 и начальника КБ-Б. Таким образом, А.К. Дзявго являлся начальником танкового КБ-Б  22 года, зам. генерального конструктора - 11 лет и зам. главного конструктора - 27 лет. А.К. Дзявго дважды, в 1979 и 1990 гг., удостоен звания лауреата Государственной премии СССР.

С 1979 г. по настоящее время А.К. Дзявго работает по совместительству доцентом кафедры "Колесные и гусеничные машины" Ленинградского политехнического института (ныне Санкт-Петербургский государственный технический университет), а с 1995 г. является академическим советником Российской академии ракетных и артиллерийских наук.

Танковое конструкторское бюро Кировского завода в период создания танка Т-80

Танковое конструкторское бюро (КБ) Кировского завода было образовано в 1932 г. в связи с производством боевых машин на заводе "Красный путиловец" (с 1934 г. - Кировский завод). Это КБ неоднократно переименовывалось. К 1968 г. оно носило название «Особое конструкторское бюро танкостроения», с января 1968 г. - КБ-3, а с января 1991 г. носит название СКБ "Трансмаш" АО "Спецмаш".

С мая 1937 г. по январь 1968 г. главным конструктором танкового КБ Кировского завода являлся генерал-полковник, Герой Социалистического Труда, лауреат государственных премий Жозеф Яковлевич Котин (1908-1979 гг.). Преемником Ж.Я. Котина на этом посту являлся Герой Социалистического Труда, лауреат государственных премий СССР и России Николай Сергеевич Попов (1931-2008 гг.) - главный конструктор КБ с января 1968 г. по май 1985 г., генеральный конструктор с мая 1985 г.

Танки и самоходные артиллерийские установки, созданные в КБ Кировского завода, внесли значительный вклад в победу советского народа над фашистской Германией в Великой Отечественной войне. В послевоенные годы танковое КБ Кировского завода превращается в многопрофильное КБ, где наряду с танками и самоходными установками создаются тракторы, самоходные ракетные пусковые установки, транспортно-установочные агрегаты для ракет, тягачи, подъемные краны, специальные машины. В связи с многоплановой деятельностью КБ-3 в период создания танка Т-80 особый интерес при исследовании истории создания этого танка представляет деятельность танкового КБ-Б, входившего в состав КБ-3.

А.К. Дзявго: "В КБ Кировского завода я попал не сразу. Я начинал свой трудовой путь в КБ минометном, входившем в состав КБ машиностроения (КБМ) в г. Коломне. В КБМ, возглавляемом Борисом Ивановичем Шавыриным, были КБ по боеприпасам, безоткатным орудиям, минометам и ракетам (противотанковым, зенитным и тактическим).

Когда я отработал 3 года, то перевелся на Кировский завод к Жозефу Яковлевичу Котину. Ж.Я. Котин с Б.И. Шавыриным были в хороших отношениях. Они в это время сдавали на вооружение "Оку". Ж.Я. Котин дал запрос на мой перевод, а Б.И. Шавырин согласился меня отпустить. С тех пор началась моя деятельность в КБ-3 на Кировском заводе. Сначала я работал в расчетно-теоретическом отделе.

На первых порах конструкторское бюро КБ-3 Кировского завода задумывалось как танковое. Но в дальнейшем жизнь показала, что здесь должны развиваться и другие отрасли, и КБ-3 стало многоотраслевым. То есть в КБ-3 был ряд конструкторских бюро. Они по буквам обозначались: КБ-А - конструкторское бюро по спецоборудованию, КБ-Б - танковое конструкторское бюро, КБ-В - конструкторское бюро артиллерии и самоходных ракетных установок, КБ-Д - тракторное бюро, КБ-И - научно-исследовательское расчетное бюро. Кроме того, в состав КБ-3 входили опытное производство, лаборатории и машинно-испытательная станция, которая находилась в Горелово.

Во главе КБ-3 после Ж.Я. Котина был его преемник Попов Николай Сергеевич, Герой Социалистического Труда, лауреат государственных премий. На нем лежали все важные, с точки зрения жизнедеятельности КБ-3, вопросы финансово-договорные, а также высокая техническая политика. А начальники КБ отраслевых, входивших в состав КБ-3, имели дело только с техникой.

Я возглавлял танковое конструкторское бюро КБ-Б в течение 22 лет. За это время на вооружение было поставлено 4 танка: Т-80, Т-80Б, Т-80БВ и Т-80У. Вот эти танки были поставлены на вооружение и изготавливались серийно. А еще ряд танков были приняты на вооружение, но не изготавливались в связи с распадом Советского Союза.

В создании машины очень много талантливых людей участвует. В моем танковом конструкторском бюро КБ-Б было более 300 человек. Из них, ориентировочно, процентов двадцать пять - из Военмеха. Львиную долю составляли выпускники Политехнического института.

Что собой представляла структура КБ-Б? У меня в КБ-Б было 10 отделов. Каждый занимался своим направлением. Во главе стояла группа ведущих конструкторов, которые непосредственно "вели" машину. Эта группа была при мне. Затем главным считался отдел компоновки, а уже потом - отделы вооружения, защиты, общего электрооборудования, специального электрооборудования, прицелов и оптики, ходовой части, жизнеобеспечения, ЗИПа (запасных частей, инструмента и приспособлений) и всех инструкций по эксплуатации, трансмиссии и моторных установок.

Начальником отдела ходовой части, а потом ведущим конструктором был выпускник Военмеха Виктор Васильевич Кулагин. Отдел специального электрооборудования возглавлял выпускник Военмеха Владимир Алексеевич Пчелкин. В отделе вооружения работал наш известный "самоходчик" Лев Израилевич Горлицкий - выпускник Военмеха."


Танки Т-80 в сборочном цехе Кировского завода

Концепция создания единого основного танка

В ходе Великой Отечественной войны отечественная конструкторская школа танкостроения доказала свои преимущества, заняв лидирующие позиции в мире. Средний танк Т-34 благодаря оптимальному сочетанию маневренности, огневой мощи и броневой защите общепризнанно считается лучшим средним танком времен Второй мировой войны. Тяжелые отечественные танки военного времени по некоторым показателям также превосходили зарубежные аналоги.

В период Великой Отечественной войны появилась широкая номенклатура отечественных танков - легких, средних, тяжелых. Поэтому после войны в СССР были предприняты меры по созданию одного типа бронированных боевых машин - единого основного танка. Характеристики единого основного танка должны были оптимально отражать наивысшие достижения в области вооружения, защиты и маневренности.

А.К. Дзявго: "Окончательно решение о создании единого основного танка было принято в 1960 г. Разработку танка поручили А.А. Морозову - главному конструктору Харьковского завода транспортного машиностроения имени В.А. Малышева. Над этой машиной А.А. Морозов работал с 1952 г. В декабре 1966 г. основной танк Т-64 был принят на вооружение.

Борьба за массу танка была поставлена во главу угла. В машине была очень плотная компоновка. А.А. Морозов считал, что машина должна быть сравнительно легкая - около 38 т. Габариты танка были минимальными для этого класса машин.

В машине был один серьезный недостаток - слабая ходовая часть. Борьба с массой не позволила иметь надежную ходовую часть.

Согласно всем постановлениям танк Т-64 должен был стать единым основным танком для всей армии вместо ранее существовавших средних и тяжелых танков. Было принято решение изготавливать танк Т-64 на всех танковых заводах страны. Но это решение было сорвано - под благовидными предлогами эти заводы, взяв за основу танк Т-64, выпускали отличные по ряду узлов танки своей конструкции (Т72, Т80). Так, Кировский завод получил задание разработать газотурбинную установку для танка Т-64. В 1976 г. танк с газовой турбиной под индексом Т-80 был принят на вооружение Советской Армии. На вооружении стали находиться три основных танка - Т-64, Т-72 и Т-80. По боевым характеристикам они незначительно отличались друг от друга.

В 1978 г. по инициативе министра обороны СССР Д.Ф. Устинова была предпринята вторая попытка по созданию единого основного танка. Работу поручили двум танковым КБ: Ленинградского Кировского завода (главный конструктор Н.С. Попов) и Харьковского завода им. В.А. Малышева (главный конструктор Н.А. Шомин). Таким образом, головными разработчиками стали два танковых КБ. Работу поделили: шасси и моторное отделение создавали ленинградцы, а башню и вооружение - харьковчане. На первых порах работали вместе. В дальнейшем Харьковское КБ прекратило работы над единым основным танком, занявшись перспективными разработками, и работы проводило только Ленинградское КБ. В итоге, все работы по машине в целом выполнило КБ Кировского завода и в 1984 г. танк Т-80У был принят на вооружение.

В танке были применены: второе поколение танковых управляемых снарядов в составе комплекса управляемого ракетного вооружения "Рефлекс", новый прицельный комплекс, тепловизор "Агава-2", двигатель ГТД мощностью 1250 л.с., встроенная динамическая защита, компоновка танка Т-64, 125-мм пушка повышенной точности, датчик состояния атмосферы, баллистический вычислитель, дополнительный энергоагрегат ГТА-18А мощностью 18 кВт.

Омский завод транспортного машиностроения и Ленинградский Кировский завод изготовляли Т-80У. Несколько машин Т-80У было выпущено в Харькове. Затем они взяли и выбросили из танка Т-80У газовую турбину и установили вместо нее свой двухтактный дизель. Так появился танк Т-80УД. Нижний Тагил взял себе весь комплекс вооружения с танка Т-80У и создал на базе Т-72 танк Т-90. Танки Т-80У, Т-80УД и Т-90 по своим тактико-техническим характеристикам примерно равны. Основное отличие танков было по двигателям и ходовой части.

Таким образом, снова не удалось создать единый основной танк. Не удалось предусмотреть и возможность установки любого двигателя, газотурбинного или дизеля, в моторно-трансмиссионные отделения основных танков. Наличие на вооружении нескольких основных танков усложняло военным их обслуживание. Но были и положительные стороны в работе по созданию единого основного танка - все комплектующие и результаты работы были достоянием всех КБ".

Особенности компоновки танка Т-80

Танк Т-80 имеет компоновочное решение по классической схеме с кормовым расположением силового и трансмиссионного отделений с поперечным расположением двигателя. Такой вариант компоновки впервые был применен в отечественных танках, таких как Т-34, КВ, ИС.

Механизм заряжания с вертикальной укладкой выстрелов находится в специальной кабине, состыкованной с башней танка. Командир располагается в башне справа от пушки, наводчик - слева, а механик-водитель - в отделении управления в передней части корпуса.

Благодаря плотной компоновке танк Т-80 обладает высокими боевыми качествами, имея при этом практически самую низкую боевую массу в сравнении с зарубежными аналогами.

А.К. Дзявго: "Компоновка танка Т-80 соответствует танку Т-64, за исключением моторно-трансмиссионного отделения, потому что там мы поставили газовую турбину вместо двигателя 5ТДФ. В связи с этим мы поменяли кормовую часть и крышу в моторно-трансмиссионном отделении. Конечно, появились свои бортовые коробки переключения передач, которые "по идеологии" как харьковские. Для газотурбинного двигателя нужна своя разбивка скоростей. Здесь требуется меньшее количество передач, потому что у этого двигателя "перекрытие" хорошее.

Ничего не поменялось в зонах расположения механика-водителя, командира и наводчика, кроме мелочей. Остался и перелаз к механику-водителю. У нас были жесткие требования по компоновке - необходимо было сохранить все, как на танке Т-64. И мы все это исполняли.

Но я скажу свое мнение по этой компоновке. Эта компоновка с точки зрения обеспечения живучести членов экипажа, конечно, очень неудачная. Потому что боекомплект, по сути дела, расположен вокруг всех членов экипажа. Командир и наводчик как в патронташе находятся. Механик-водитель со спины также имеет соприкосновение с механизмом заряжания, где расположены боеприпасы. Боеприпасы разбросаны по всей машине. Они находятся и в баке-стеллаже рядом с механиком-водителем.

Весь экипаж находится в одном отсеке. Это позволило уменьшить вес танка. Но если снаряд пробьет защиту танка, то погибнет весь экипаж. А сделать так, чтобы ничего не пробили, невозможно. Кроме того, военные считали, что обязательно должен быть перелаз к механику-водителю для того, чтобы можно было, не открывая люки, перелезть и оказать ему медицинскую помощь, если его ранят. Но здесь, даже если бы вы перелезли, вы бы ничего не сделали при такой плотной компоновке. Самая большая помощь механику-водителю - это иметь дублирование управления танком с места командира, чтобы он мог вывести танк из боя и там уже оказывать помощь.

Я считаю, что экипаж должен быть рассредоточен по машине и максимально изолирован друг от друга с точки зрения защищенности. Это главное. Переходы (перелазы) делать не надо, так как при этом становится слабее защита. Должны быть самостоятельные выходы. Обязательна видео-речевая связь и дублирование управления, чтобы машиной можно было управлять с места командира, а может быть даже с места наводчика. Вот у нас дублирование есть между командиром и наводчиком. А нужно обязательно дублирование с механиком-водителем, чтобы машина не потеряла своей подвижности. Потому что если танк остановится, это уже не танк, это - цель".

Новое "сердце" танка - газотурбинный двигатель


Моноблок ГТД

Газотурбинный двигатель (ГТД) для танка Т-80 был создан в конструкторском бюро Ленинградского научно-производственного объединения (ЛНПО) имени В.Я. Климова, занимавшемся авиационным газотурбиностроением, под руководством главного конструктора С.П. Изотова (1917 - 1983 гг.) по техническим требованиям, заданным конструкторским бюро КБ-3 Кировского завода. В декабре 1968 г. в НПО имени В.Я. Климова были изготовлены три опытных образца ГТД мощностью 1000 л.с., а в мае 1969 г. двигатель был установлен на опытный образец танка.

Разработка ГТД потребовала применения принципиально новых технических решений в связи с особыми условиями работы двигателя на танке.

Применение ГТД позволяло повысить проходимость танка в тяжелых условиях движения и исключить возможность глушения двигателя при внезапно возросшей нагрузке на машину с включенной передачей. Регулируемый сопловой аппарат свободной газовой турбины обеспечивал получение тормозного момента и ограничивал частоту ее вращения.

На двигателе был применен "циклонный" метод очистки воздуха от пыли. Высокоэффективный комбинированный прямоточный циклон с центральной конусной решеткой (важнейший элемент воздухоочистителя) с эффективностью воздухоочистки до 98,5%, не имеющий аналогов в мировой практике, был разработан специалистами КБ-3 и ВНИИ Трансмаш при участии специалистов Академии наук.

Усовершенствование двигателя ГТД-1000Т проходило поэтапно в направлении повышения его мощности путем увеличения температуры газов без увеличения габаритных размеров. Сначала двигатель был форсирован до 1100 л.с. (ГТД-1000ТФ) и установлен на танки Т-80Б, Т-80БВ и T-80У раннего выпуска. В 1990 г. началось производство танка T-80У с новым вариантом двигателя ГТД-1250 мощностью 1250 л.с.

Установка нового, более мощного двигателя привела к необходимости и возможности совершенствования танка в целом. Так, изменившиеся динамические характеристики танка потребовали внесения существенных изменений в ходовую часть: были разработаны новые ведущие и направляющие колеса, опорные и поддерживающие катки, гусеницы с обрезиненными беговыми дорожками, гидроамортизаторы и торсионные валы с улучшенными характеристиками.

Особая плавность хода позволила значительно повысить точность стрельбы с ходу. Благодаря высочайшей маневренности, высокой скорости движения и большой удельной мощности двигателя танк Т-80У приобрел в войсках название "ласточка".

Грандиозность работ, выполненных при создании ГТД для танка Т-80, в значительной степени отражена в книгах "Танк, бросающий вызов времени" (М.В. Ашик, А.С. Ефремов, Н.С. Попов. 2001 г.) и "Без тайн и секретов" (Н.С. Попов, В.И. Петров, А.Н. Попов, М.В. Ашик. 1995 г.).

А.К. Дзявго: "Мы львиную долю времени занимались газовой турбиной. Это была первая в мире газовая турбина, установленная на серийном танке. Она разрабатывалась у нас в Ленинграде в конструкторском бюро НПО имени В.Я. Климова под руководством Изотова Сергея Петровича - Героя Социалистического Труда, лауреата Ленинской и Государственных премий.

Какова степень нашего участия и КБ НПО им. В.Я. Климова в создании газотурбинной установки для танка Т-80? На нас легло: воздухоочистка, трансмиссия, топливная и масляная системы и кое-что из электрооборудования. Но, конечно, двигатель делали они. Это КБ было очень прогрессивное.

Идеей создания танкового газотурбинного двигателя С.П. Изотова "заразил" Ж.Я. Котин. Да и сам генеральный конструктор С.П. Изотов был энтузиаст своего дела. Когда мы закладывали эту работу, мы ему сказали: "Хотите, чтобы двигатель был приемлемый для сухопутных войск? Возьмите на себя работу при 2% пропуске пыли через двигатель". И он не потребовал от нас абсолютной очистки поступающего в двигатель воздуха.

Все "двигателисты" ставят первое требование - чтобы никакой пылинки не было. А пыль - это же страшная вещь. Потому что, если применять воздухоочиститель обслуживаемый, считайте, что это уже не машина, а игрушка. Так вот, С.П. Изотов взял на себя работу по созданию двигателя с 1,5% пропуском пыли, хотя все его окружение было против этого. И вот 1,5% пыли проскакивает в двигатель, а за весь ресурс это исчисляется в тоннах.

С.П. Изотову приходилось работать с созданием материалов, но самое главное - он решил задачу 100%-ой не изнашиваемости конструкции, т.е. после 1000 часов работы, когда разбираем двигатель, все идеально (не износ, а налипание пыли было трудностью). Это было под силу такому КБ, во главе которого стоял такой прогрессивный главный конструктор, как Изотов Сергей Петрович.

Наша работа так была построена - еженедельно в НПО имени В.Я. Климова устраивали так называемые "среды", на которых мы решали технические вопросы. Решали эти вопросы я и заместитель С.П. Изотова - Гавра Петр Дмитриевич. А один раз в месяц была "большая среда", на которой присутствовали Н.С. Попов, С.П. Изотов и директор ВНИИ Трансмаш П.П. Исаков. И если что-то мы не смогли решить раньше, то решали это все на "большой среде". Такая была оперативная работа.

Преимуществ у газовой турбины много. Так, двигатель танка Т-80У мощностью 1250 л.с., в котором применены более жаропрочные материалы, позволяет кратковременно (до 10% ресурса) развивать мощность до 2900 л.с. Да и у вертолета на взлете мощность двигателя в 2 раза выше, чем на "крейсерском" режиме. А на "крейсерском" режиме движения танка Т-80У его скорость на ровной дороге может достигать до 100 км/час.

Но самый больной вопрос - экономичность. И он связан с одной особенностью - наличием жаропрочных материалов. Новые жаропрочные материалы, которые позволят повысить температуру сжигания топлива, приведут к уменьшению его удельного расхода. Сказать, что газовая турбина никогда не достигнет таких расходов топлива, как дизель, нельзя. Со временем это достижимо.

Несмотря на то, что топлива на танке Т-80 было в 1,5 раза больше, чем у существовавших в то время танков, заправку мы сделали значительно быстрее. Это результат работ моторного отдела (начальник отдела Ю.П. Яковенко). Мы также отработали возможность заправки с вертолета-заправщика в зависшем положении. Это было сделано на тот случай, если где-то танк встал, где нельзя подъехать топливозаправщику и сесть вертолету".


Знакомство с газотурбинным двигателем танка Т-80 начальника Главного автобронетанкового управления Министерства обороны СССР (ГАБТУ МО СССР).
На снимке на переднем плане слева направо: начальник ГАБТУ МО СССР генерал-лейтенант А.А. Галкин, главный конструктор КБ-3 Кировского завода Н.С. Попов и заместитель  главного конструктора КБ-3 А.К. Дзявго.

Ракетно-артиллерийское вооружение танка Т-80 и его опытные образцы


Быстросъемный ствол пушки танка Т-80

Высокие боевые свойства танка Т-80 во многом определяются его комплексом ракетно-артиллерийского вооружения, включающим в себя 125-мм гладкоствольную пушку семейства Д-81 - 2А46-1 или 2А46М-1, боеприпасы, механизм заряжания, стабилизатор вооружения, прицел-дальномер и ночной прицел.

125-мм танковая пушка Д-81 была разработана в Опытно-конструкторском бюро (ОКБ-9) в г. Свердловске (ныне -Екатеринбург) под руководством главного конструктора, выпускника Военмеха Федора Федоровича Петрова. С 1974 по 1995 гг. ОКБ-9 возглавлял преемник Ф.Ф. Петрова, выпускник Военмеха Владимир Алексеевич Голубев. Под его руководством и были разработаны пушки 2А46-1 и 2А46М-1. Отличавшаяся повышенной точностью стрельбы пушка 2А46М-1 устанавливалась на танки Т-80БВ и Т-80У.

Механизм заряжания, заимствованный у танка Т-64, обеспечивает темп стрельбы 6-8 выстрелов в минуту. Боекомплект составляет 40, 38 и 45 выстрелов раздельно-гильзового заряжания для танков Т-80, Т-80Б и Т-80У соответственно, при этом в конвейере находятся 28 выстрелов. На танках Т-80Б применен комплекс управляемого ракетного вооружения "Кобра" с радиокомандной системой наведения выпускаемой из ствола пушки ракеты с кумулятивной боеголовкой, а на танках Т-80У - комплекс "Рефлекс" с наведением по лазерному лучу. Подача и досылка ракет происходит так же, как и артиллерийских боеприпасов, в связи с их одинаковыми габаритными размерами. Комплекс управляемого ракетного вооружения "Кобра", разработанный в КБТН под руководством главного конструктора А.Э. Нудельмана, позволял запускать ракеты с ходу на скорости движения танка 25-30 км/час. А комплекс "Рефлекс", разработанный в Тульском КБТМ под руководством главного конструктора А.Г. Шипунова, позволил запускать ракеты на любых скоростях движения танка. При этом возросла до 5 км дальность, появилась возможностью поражения низколетящих воздушных целей (ударных и десантных вертолетов), а бронепробиваемость повысилась до 750-800 мм.

А.К. Дзявго: "Мы на первых порах в основном занимались турбиной, а когда турбину "поставили на ноги", то начали смотреть и все остальное. Мы работали очень тесно с ОКБ-9 с точки зрения отработки основного вооружения танка - 125-мм гладкоствольной пушки. Не секрет, что пушка еще длительное время будет востребована в силу своей универсальности в первую очередь в танке, потому что номенклатура целей на поле боя очень широка и бой очень скоротечен.

Всем вооружением ведало Главное ракетно-артиллерийское управление (ГРАУ), т.е. не танкисты определяли, какое должно быть оружие на танке. Это определяли артиллеристы, у которых были свои каноны и которые не всегда шли навстречу требованиям танкистов. Что нам не нравилось в пушках? Во-первых, танкистов не в полной мере устраивают гладкоствольные пушки, во-вторых - калибр 125 мм.

На гладкий калибр перешли в 1960 г. Тогда 115-мм пушка поступила на вооружение танка Т-62. В дальнейшем все танковые пушки были гладкоствольные. Создать эффективные снаряды было проще и дешевле, если они предназначались для стрельбы из гладкостенного ствола, а не нарезного.

Ф.Ф. Петров стал разрабатывать гладкоствольную танковую пушку из чисто экономических соображений, под флагом борьбы с танками. При этом был нанесен ущерб кучности стрельбы, так как снаряды гладкоствольной артиллерии более чувствительны к ветровой нагрузке и потеряна возможность стрельбы на рикошетах. Тогда считали, что танки в основном будут бороться с танками. При этом забыли о том, что пехота составляет из числа танкоопасных целей более 50%, а танки - около 20%. Естественно, что в калибре 125 мм невозможно получить осколочно-фугасный снаряд с большим количеством убойных осколков, способных поражать живую силу, которая имеет средства индивидуальной защиты. Поэтому калибр, конечно, должен быть больше. Мы работали и в этом направлении.

Мы обратили внимание на то, что 125-мм гладкоствольная система свое отработала и надо заниматься нарезной системой более крупного калибра. Но мы, конечно, не нашли никакой поддержки. Все были против. И мы приняли решение на первых порах сделать хотя бы гладкоствольную 152-мм пушку. Мы сделали ее в габаритах 125-мм гладкоствольной пушки Д-81, которая была разработана Ф.Ф. Петровым. И мы сделали танк с такой пушкой. Окончание этих работ пришлось на 1984-85 гг.


Опытный танк Т-80 с 152-мм гладкоствольной пушкой. 1989 г.

Эти работы мы проводили не с В.А. Голубевым. В.А. Голубев был занят разработкой мероприятий по повышению точности 125-мм танковой пушки, и разрабатывать для нас 152-мм пушку у него не было возможностей. В инициативном порядке мы эти работы проводили с ЦНИИ "Буревестник" в Нижнем Новгороде. Директором тогда был Худков Николай Николаевич. Он защищал кандидатскую диссертацию в Военмехе по кафедре №14. Я у него был оппонентом. У Н.Н. Худкова, кстати, заместителем по науке был Л.П. Дук, выпускник Военмеха.

По баллистическим характеристикам 152-мм пушка значительно превосходила штатную 125-мм пушку. Опытная пушка была установлена на базу танка Т-80. У нас был, конечно, свой танк, и мы сделали там все необходимое под амбразуру. На Ржевке мы провели стрельбы - сначала без экипажа, потом с экипажем - и получили положительное заключение полигона.

Шасси опытного танка не требовали изменения. Изменился только механизм заряжания. То есть некоторые доработки были. Но эти системы были взаимозаменяемы. Так и разрабатывали, что краном снимаем боевое отделение с 125-мм пушкой и ставим новое боевое отделение с 152-мм пушкой на базе танка Т-80. Сейчас эту опытную машину (ну не вовремя она создавалась) отправили в музей на Кубинку, но без механизма заряжания (МЗ). Во время испытаний снаряд и гильзу с зарядом на лоток заряжания подавали вручную. Хотя документация на МЗ была разработана и мы уже половину МЗ в металле сделали. Будущее должно быть за нарезной системой калибра 152,4 мм.

По вооружению танка мы также выполнили ряд других работ. Первый лазерный дальномер был создан при нашем непосредственном участии. Разработчиками явились Государственный оптический институт и Красногорский завод. Мы инициировали работы и компоновали эту машину с оружием, производили увязки со всей системой. Система управления огнем - это же все наше спецэлектрооборудование.

Потом мы поставили на вооружение второе поколение танковых управляемых снарядов. Это так называемый комплекс управляемого ракетного вооружения "Рефлекс". Первой было "Кобра". Это разработка А.Э. Нудельмана. Эту работу вели в Харьковском КБ А.А. Морозова. И им нужно отдать пальму первенства во внедрении в танке управляемого снаряда, запускаемого из ствола. Но там было много недостатков. Во-первых, это была не защищенная от помех система управления - там применялись радиокоманды. Во-вторых, там была очень сложная предстартовая проверка снаряда. Они даже внедрили в войска машину технического обслуживания. Мы с таким вопросом не могли согласиться. И поэтому мы нашли разработчика - Тульское КБ Шипунова Аркадия Георгиевича. Это академик Академии наук СССР. Мы выставили требования на разработку нового комплекса управляемого ракетного вооружения, и он с нами согласился. Работы по новому комплексу "Рефлекс" вели первый зам. главного конструктора Василий Петрович Тихонов и зам. главного конструктора Николай Васильевич Легуша.

Кстати, весь комплекс вооружения танка Т-80, один к одному, кроме механизма заряжания, сейчас устанавливается на танке Т-90, который преподносят как машину будущего.


Танк Т-80Б при преодолении препятствия ведет
стрельбу на танкодроме в Сертолово. 2000 г.

Опытные разработки танков в 1980-90 гг. и новые возможности их управления

А.К. Дзявго: "Мы провели большую работу по созданию дистанционно управляемого танка. Правда эта работа не нашла практического применения. Эта работа нами была сделана совместно с ленинградским НИИ телевидения, Государственным оптическим институтом (ГОИ) и Красногорским конструкторским бюро по прицелам. В машине впервые было сделано техническое зрение. Опытная машина проходила испытания на полигоне Ленинградского военного округа в Каменке, где базировалась с танками Т-80 танковая дивизия. Эта машина позволяла дистанционно управлять движением и прицельной стрельбой. Военные хотели заказать нам такую работу. Эти испытания были в 1986-87 гг. Предварительные работы проводились примерно 3 года. Это был ходовой макет, конечно, а не машина. Но все предпосылки для того, чтобы такую машину создать, были.

Генеральный конструктор Н.С. Попов все же не взялся за эту работу. По его предложению эту работу мы трансформировали в работу с Главным управлением инженерных войск, которым мы предлагали сделать инженерную машину дистанционно управляемой, которая могла бы расчищать завалы, минные поля и др. И такие ходовые макеты были созданы. И вот эти машины были на показе техники в Киевском военном округе. Была также организована работа в моем КБ-Б - "Комплект-1" и "Комплект-2." Эта машина должна была иметь манипулятор, бульдозер и дистанционно управляться. Эту работу начали финансировать "инженерники". А когда распался Советский Союз, то эту работу передали в ведение Министерства по чрезвычайным ситуациям (МЧС), затем закрыли эту тему. Мы считали, что если мы отработаем техническое зрение, то потом заберем в танк. Но не удалось развитие такого направления - создание технического зрения. При наличии на вооружении экипажно-безэкипажной боевой машины было бы рационально отдельные операции на поле боя выполнять танком, в котором нет экипажа. Тем более что и стрелять с него возможно. Это все решаемо. Почему мы не развиваем это, почему у нас этого нет? Во-первых, финансирования нет и нет энтузиастов этого дела наверху и внизу.

Для повышения подвижности танка был изготовлен газотурбинный двигатель ГТД-1250Г с встроенным гидрообъемным механизмом поворота (ГОМП). Были изготовлены танки, которые успешно прошли государственные испытания, и боевая машина была рекомендована на вооружение Советской Армии. Но "перестройка" в стране не дала реализовать эту машину в серии. Встроенный в двигатель ГОМП позволял нам осуществлять плавный поворот машины, обеспечить выигрыш в экономии топлива около 15% и в средних скоростях движения около 20%. Я уже не говорю об уменьшении утомляемости экипажа. Значительно упростилась работа механика-водителя, как на обычном автомобиле. На этой машине не рычагами притормаживали гусеницу. Там был руль, как в автомобиле, и при повороте осуществлялось плавное движение. ГОМП - это разработка московского института гидравлики (ЦНИИАГ).

Мы занимались только танками. Таких опытных машин, которые серийно не выпускались, было разработано несколько. Это был задел на будущее".

При разработке конструкции танка Т-80 было получено 326 авторских свидетельств на изобретения, а конструкция танка была удостоена патента на изобретение. За разработку танка Т-80 и его модификаций 419 специалистов Кировского завода были удостоены высоких правительственных наград Родины и среди них - выпускники Военмеха.


На снимке: в центре, слева направо - конструктор танков А.К. Дзявго,
заведующий кафедрой Е1 О.Г. Агошков и старший преподаватель
кафедры Е1 С.И. Кудрявцев со студентами группы Е161.

Фото автора

Сергей КУДРЯВЦЕВ, старший преподаватель кафедры Е1,
заместитель директора Института систем
вооружения по информатизации

Часть 2

На главную