№7 (22505) сентябрь, 2004 г.

Прием в БГТУ ПРОШЕЛ УСПЕШНО

С 6 марта по 16 июня 2004 года проводились предметные региональные олимпиады по математике, физике, информатике, иностранному языку, русскому языку, и литературе. Олимпиады были организованы как на базе БГТУ, так и на выезде в гг. Миассе, Мурманске, Заозерске, Северодвинске, Североморске, Кирове, Коломне, Комсомольске-на-Амуре, в Якутии, Петропавловске (Камчатском), Южно-Сахалинске, Котласе, Ванино, Норильске, Орске, Боровичи, городах Ленинградской области. Проведены олимпиады в республиках Казахстан, Киргизстан.

Общее количество участников олимпиад: 2630.

Прием документов производился с 22 июня по 15 июля 2004 г.

Факультет Подано План Конкурс Конкурс

А 255 166 1.54 2.38

М 177 107 1.65 2.1

Л 136 40 3.4 1.7

И 503 120 4.19 4.02

Н 251 113 2.22 2.6

Е 305 178 1.71 2.34

К 172 94 1.83 1.86

Р 262 65 4.03 4.56

Г 73 15 4.87 5.33

Я 77 10 7.7 4.0

Всего 2211 908 2,44 2,74

Необходимо отметить, что многие абитуриенты, подавшие документы в БГТУ, имеют медали школ или дипломы с отличием.

Общее количество: 287 ( практически все - медалисты школ ).

План приема выполнен по всем факультетам.

Факультет Проходной балл Количество медалистов

А 7 8

М 8 10

Л 8 11

И (2202, 0719) 10 21

И (Остальные) 9 7

Н 8 24

Е 7 12

К 8 13

Р 15( из 15) 23

Г 18( из 20) 7

Я 19( из 20) 4

Среди зачисленных: медалистов - 140. Свыше 130 медалистов или не справились с вступительными испытаниями, или не пожелали учиться в БГТУ.

Мужчин - 663; женщин - 235; жителей Санкт-Петербурга - 446; иногородних - 462; из стран СНГ: Казахстан - 41, Киргизия - 29.

Участников олимпиад - 706; участников эксперимента ЕГЭ - 725.

Коммерческий набор

Факультет Зачислено на 30 августа

А 17

М 66

Л 7

И 146

Н 35

Е 55

К 12

Р 246

Г 62

Я 64

Всего 710 чел.

Прием заявлений на вечернее отделение продолжается.

Необходимо отметить следующие моменты.

Впервые в этом году БГТУ участвовал в эксперименте ЕГЭ. Принимались свидетельства о сдаче ЕГЭ по русскому языку и на некоторых специальностях по физике и математике. Свидетельств по математике было предъявлено всего 15, по физике - 5, по русскому языку - 1711.

В этом году произошло некоторое уменьшение конкурса практически по всем факультетам. Было подано почти на 300 заявлений меньше, чем в прошлом году. Если же посмотреть на конкурс за последние 5 лет, то будет ясно, что это периодические колебания. Приблизительно такой конкурс был в 2001 и в 2002 годах. Относительно низкий конкурс по сравнению с другими вузами города, можно объяснить тем, что в БГТУ достаточно большое количество бюджетных мест. В таком же положении находится и Политех, который имеет лишь на 0.01 % конкурс выше, чем у нас.

В этом году при посредничестве ОФКО поступило 157 человек. Это значительно меньше, чем в 2003 году. Несколько расширилась география выездных олимпиад: новые точки - гг. Коломна, Киров, Набережные Челны.

В основном, на наш взгляд, приемная компания прошла успешно.

ГОСТЬ ВОЕНМЕХА - СЕРГЕЙ МИРОНОВ

В дни работы Восьмого Петербургского Международного экономического форума наш университет посетили председатель Совета Федерации Федерального Собрания РФ С.М. Миронов и генеральный секретарь Межпарламентской Ассамблеи СНГ М.И. Кротов. Они познакомились с учебно-метериальной базой вуза, а затем встретились с профессорско-преподавательским составом в аудитории им. космонавтов Г.М. Гречко и С.К. Крикалева.

С приветствием к С.М. Миронову обратился ректор университета О.С. Ипатов.

- Уважаемый Сергей Михайлович, уважаемые коллеги. Военмех с 1930 года, когда он был образован, прошел славный путь. За эти годы нами было подготовлено более 60 тысяч выпускников. Среди них видные государственные и политические деятели, конструктора, два летчика-космонавта. И всю свою историю Военмех чувствовал себя неотделимым от государства. Вы знаете, что 70-летний юбилей, который мы праздновали два года назад, прошел под девизом "Государство и Военмех".

Конечно, все те сложности, которые были характерны для государства последние десять лет, отразились на всей высшей школе. Только на Военмехе, наверное, немного больней, немного сложней. Это связано еще и с тем, что из-за известных ограничений у нас есть сложности с подготовкой иностранцев, в том числе, граждан СНГ. Но, тем не менее, Военмех выстоял. Мы ни одну специальность соответствующего профиля не сократили. Более того, мы их развили, и сейчас, имея большой блок гуманитарного направления, доля специальностей оборонно-технического профиля составляет 62%.

Уважаемый Сергей Михайлович, от имени коллектива хочу отметить, что Ваш визит - визит одного из руководителей государства, мы расцениваем как добрый знак, знак того, что государство поворачивается лицом к нуждам отрасли, нуждам образования. Мы особенно рады тому, что именно Вы сегодня у нас в гостях, потому, что знаем, какое участие в судьбе Военмеха Вы принимали в последнее время. И за это разрешите Вас от всего коллектива сердечно поблагодарить. На мой взгляд, коллектив и Вы сделали действительно государственное дело, потому что Военмех сохранен в том виде, в котором он существовал все эти годы. А все остальное, я думаю, если и государство, и коллектив Военмеха будут работать в одном направлении, у нас получится. Подготовка кадров для оборонно-технических отраслей промышленности будет поднята на новый уровень. Я имею в виду те новые технологии, с которыми Вы сейчас ознакомились и наш прекрасный профессорско-преподавательский состав. Нам только нужна государственная поддержка.

Приветствуем Вас на "земле" Военмеха.

Затем к собравшимся обратился председатель Совета Федерации Федерального Собрания С.М. Миронов.

- Добрый день, дорогие мои земляки. Никогда не был в Военмехе, но для меня ваш вуз не чужой. Начнем с того, что, являясь председателем межпарламентской Ассамблеи СНГ, Генеральный секретарь этой очень уважаемой международной организации Михаил Иосифович Кротов, который здесь присутствует - военмеховец. Он работал в вашем вузе, и прошел путь от ассистента до заведующего кафедрой.

В свое время я учился в 410 школе города Пушкина и две моих одноклассницы, с которыми мы до сих пор дружим, закончили ваш вуз. Я от них слышал много добрых слов о Военмехе. И вообще тут школа с большой буквы. Военмех действительно звучит гордо. Я рад тому, что сама система, и самое главное, кадровый преподавательский состав сохранены, и вы продолжаете выпускать тех специалистов, которые создают тот самый щит Родины, которым мы все с вами гордимся.

Я также очень рад, что в последние годы, после прихода на высший пост главы государства Владимира Путина отношение к ВПК изменилось. Изменилось отношение и к проблемам армии. Я это знаю не понаслышке, потому, что, будучи председателем Совета Федерации, объездил 60 регионов России. Если в регионе есть значимое предприятие ВПК, я обязательно его посещал. Поэтому знаком, что называется, с изделиями, видел как все это делается, и знаю, что выпускники вашего прославленного вуза работают на многих предприятиях России и создают самое современное оружие. Конечно, есть проблемы. Может быть, вы читали, несколько месяцев назад я опубликовал статью "Хватит грабить оборонку", где выразил свою точку зрения на проблемы оборонно-промышленного комплекса.

Я очень рад, что в этих стенах нахожусь в кругу единомышленников, государственников, людей, которые знают что такое Российское государство, которые все готовы положить во славу его оружия. Как один из руководителей страны, я много езжу по миру и должен сказать, что ощущение того, что у тебя за спиной великая страна, с крепким мечом и надежным щитом, очень помогает в любых дипломатических переговорах. И всегда чувствуешь, что у нас есть вне дипломатии очень весомые аргументы, которые не выкладываются на стол, но которые вербальн, что называется, всегда присутствуют. И заслуга в этом, конечно, и вашего вуза, который, по сути, является кузницей кадров для всего нашего ВПК, и таких людей как вы.


На трибуне председатель Совета Федерации Федерального Собрания
РФ С.М. Миронов. Справа - ректор БГТУ О.С. Ипатов


Вопрос из зала задает профессор Д.Е. Тихонов-Бугров

Должен сказать, что сейчас готовятся серьезные законодательные инициативы, касаемые оборонного комплекса, оснащения нашей армии самым современным оружием, и я лично курирую этот вопрос. Более того, наверняка вы слышали, что я сторонник инновационного пути развития нашей страны. Я сторонник того, чтобы мы не проедали наши богатейшие природные ресурсы. Давайте оставим их нашим потомкам, а все-таки будем и внутренний валовой продукт увеличивать в два раза, и наращивать наш потенциал за счет наукоемких технологий. И здесь, конечно, главное слово именно за структурами ВПК. Потому что самые новейшие разработки в науке и рождаются, и реализуются прежде всего в оборонном, аэрокосмическом, ракетном и прочих комплексах.

В завершение хочу поблагодарить вас за ваш труд, сказать вам искреннее спасибо и как от гражданина России, и как от председателя Совета Федерации, и пожелать вам успехов в вашем очень нужном труде на благо Родины.

Затем С.М. Миронов ответил на ряд вопросов.

Профессор каф. Е3 М.Я. Водопьянов: Мы готовим специалистов для оборонного комплекса. Вопрос такой. Востребованность наших специалистов сейчас высокая. И не только на предприятиях ВПК. Какова ваша точка зрения на возрождение госзаказа на подготовку специалистов, с тем, чтобы увеличить и финансовое обеспечение подготовки специалистов, и материально-техническое обеспечение вузов?

С.М. Миронов: Я много езжу по стране и встречаюсь с работниками предприятий оборонного комплекса, со студентами и преподавателями вузов. Особенно я люблю бывать у технарей, памятуя свое первое базовое образование. Я выпускник нашего горного института, горный инженер-геофизик. Очень интересные вопросы задают преподаватели и студенты, и, конечно, спрашивают и об этом. У меня есть своя точка зрения на эту проблему. Но я начал бы немножко издалека. Мое мнение - при любых обстоятельствах в России должно быть гарантировано право получения высшего образования бесплатно. Сейчас у нас 40% студентов учится на бесплатной основе, а 60% уже на платной. Но возникает проблема, о которой говорил президент в своем послании Федеральному Собранию. Не секрет, что 80-90% выпускников не работают по специальности. Получив высшее образование, они предоставлены сами себе. И поэтому, конечно, должен быть заказ. Главный же смысл сказанного президентом в том, что необходимо создать законодательный механизм, который позволит использовать этот самый заказ на специалиста в системе высшего образования. Я воспринимаю это как поручение законодательной власти. И наш профильный комитет уже получил от меня задание готовить законодательные предложения.

Зав. кафедрой Е4 Г.А. Данилин : Вы только что сказали, что являетесь сторонником инноваций и высоких технологий. Скажите, кто из руководителей государства, такого же высокого ранга, как Вы, не сторонник науки, технологий и так далее? (Оживление в зале).

С.М. Миронов: Хороший вопрос. Я думаю, что на него все члены правительства, и высшее руководство страны ответят, что они сторонники. Кто бы сомневался. Но мы видим, что все-таки расчеты при составлении очередного бюджета ориентируются на сырьевой сектор и на то, что якобы рынок все расставит по своим местам. А он никогда ничего не расставит. Должно быть государственное управление, и нужно четко, грамотно, регулировать то, в чем заинтересовано государство. Регулировать налогами, преференциями, специальными льготами, если хотите. Не надо бояться этого слова, потому что во всем мире так поступают. Если мы хотим, чтобы деньги шли в какой-то сектор, то нужно создать интерес для этих денег. Точно так же необходимо четко понимать, что без финансирования фундаментальной науки, и науки в целом, у России нет будущего. Сегодня я полдня провел вместе с премьером Михаилом Фрадковым в Высоцке. У него есть понимание этого вопроса, и я надеюсь, что правительство будет в ближайшем будущем инициировать конкретные подходы, механизмы, для того чтобы продемонстрировать конкретный экономический интерес.

Зав. кафедрой М6 Д.Е. Тихонов-Бугров: К сожалению, большую долю преподавательского состава занимают пенсионеры. Как вы считаете, каким образом можно было бы решить проблему омоложения преподавательских кадров? И сразу же в связи с этим. Каково ваше отношение к замене льгот пенсионерам на денежное содержание?

С.М. Миронов: Давайте начнем со второй части вашего вопроса. Я сегодня два часа назад был на прямой линии в редакции "Комсомольской правды", где из 15 поступивших звонков 7 были как раз по проблеме отмены льгот и замене их денежными компенсациями. Самое простое государственное решение - предоставить право выбора самим людям.

Теперь об омоложении преподавательских кадров. Вы знаете, сейчас в Совете Федерации готовится законопроект, в котором, например, есть такое положение: 25% надбавка к зарплате молодому специалисту в течение первых трех лет при условии работы по специальности. Это раз. Второе. У нас есть проблема утечки мозгов. И это действительно большая беда. Я разговаривал со многими молодыми учеными, которые сейчас уже вернулись. Они откровенно говорили: "Мы поехали за границу заработать на квартиру". Поэтому сейчас прорабатываются механизмы предоставления беспроцентного госкредита на покупку жилья для молодых специалистов, кстати, то же самое касается и преподавательского состава вузов, при условии, если человек проработал 10 лет в качестве преподавателя, и с рассрочкой в 20-25 лет. Я думаю, что именно материальный стимул и возможность приобрести жилье поможет прийти и в науку, и в преподавательский корпус молодежи. И, самое главное, закрепиться там.

Председатель ПК ППиУВС Г.Г. Шабалин: На днях в Госдуму поступит пакет законопроектов правительства, среди которых будет предложение отменить закон о моратории на приватизацию общеобразовательных учреждений, в том числе и высших. Как вы относитесь к такого рода предложениям, к ситуации финансирования высшей школы и оплаты труда ее работников?

С.М. Миронов: Что касается приватизации, то к ней я отношусь отрицательно, потому что это не улучшит ни учебный процесс, ни качество образования, а приведет только к борьбе за земельные участки где находятся наши вузы. И лоббисты этой приватизации руководствуются чисто меркантильными интересами. Могу сказать, что мы поборемся чтобы этого не произошло. Настрой у Совета Федерации именно такой.

Теперь о том, что касается финансирования. Мы исходим из того, что, конечно, необходимо увеличить зарплату работникам общеобразовательных учреждений. Преподаватели государственных учебных заведений, работники здравоохранения должны получить статус госслужащего, со всеми вытекающими отсюда привилегиями.

Зав. кафедрой М4 В.Н. Усков: Как Совет Федерации и правительство думают решать проблему науки в высшей школе, ведь в последние годы она почти полностью развалилась?

С.М. Миронов: Считаю, что науку в вузах надо обязательно сохранить. При этом дать вузам полноценные рычаги для ее развития.

Председатель Объединенного ПК С.М. Морозов: Присутствующие здесь, в большинстве своем, являются членами профсоюза народного образования и науки РФ. Мы крайне обеспокоены тем, что многие законопроекты правительства, касающиеся образования и высшей школы, направлены на отмену льгот и социальных гарантий, которые ранее законами были предусмотрены. Правительство не прислушивается к нашим протестам. Сможет ли Совет Федерации стать тем барьером, который встанет на пути таких законопроектов?

С.М. Миронов: Что касается высшей школы, системы образования, то здесь нельзя ломать того, что создано, т.к. взамен мы просто ничего не получим. Я думаю, в Совете Федерации, несмотря на его неоднородность, мы найдем общее понимание этих проблем и будем готовить свои проекты соответствующих законов.

(Публикуется в сокращении)

В заключение встречи ректор О.С. Ипатов вручил С.М. Миронову подарки в память о Военмехе. В свою очередь С.М. Миронов преподнес в дар вузу картину художника В. Загрединова «Солнечный день».


Вручение С.М. Миронову памятных подарков. Слева-направо: ректор О.С. Ипатов,
председатель Совета Федерации Федерального Собрания РФ С.М. Миронов,
первый проректор С.М. Стажков, генеральный секретарь
Межпарламентской Ассамблеи СНГ М.И. Кротов

ТРЕБОВАНИЕ ВРЕМЕНИ

ВОСПИТЫВАТЬ ПАТРИОТОВ

Патриотическому воспитанию студентов, учитывая особенности вуза, всегда уделялось большое внимание. Оно осуществлялось через преподавателей истории, философии и других гуманитарных наук. Их деятельность координировалась Советом кафедр общественных наук, который возглавлял ректор института. На его заседаниях регулярно обсуждались вопросы учебной и воспитательной работы со студентами. Преподаватели кафедр выступали перед ними с докладами в общежитиях, информировали студентов на занятиях о важнейших международных событиях и внутренней жизни страны.

В институте проводились научные конференции, посвященные юбилейным датам в истории страны, с приглашением участников событий, которые тогда работали в вузе или находились на заслуженном отдыхе.

В ЛМИ проводились занятия университета культуры, где студенты встречались с деятелями литературы и искусства, представителями научных учреждений, тружениками заводов и фабрик. Проводился также просмотр и обсуждение новых кинофильмов с участием кинорежиссеров и артистов.

Студенты вуза активно участвовали в конкурсах студенческих работ по общественным наукам. Свои научные работы они защищали в группах, представляли их на городской и союзный конкурсы. Многие из них были отмечены почетными грамотами в городе, а реферат студентов В. Юданова и П. Рогозина "Воспитание молодежи на боевых и трудовых традициях старшего поколения ЛМИ" на Всесоюзном конкурсе в 1985 г. отмечен дипломом и ценным подарком Минвуза СССР.

Студенты института выступали с докладами и сообщениями на общественно-политические темы в группах, перед учащимися школ и профессионально-технических училищ.

Проводимая воспитательная работа через учебный процесс и внеучебное время в вузе положительно сказывалась на успехах студентов в учебе, их участии в общественной жизни и в важнейших стройках на Севере, в Сибири и Казахстане во время летних каникул. Их труд был отмечен правительственными наградами, а также почетными грамотами строительных организаций.

Однако, в связи с распадом СССР в 1991 г., многое изменилось в преподавании студентам гуманитарных дисциплин, в организации воспитательной работы с ними, в общественной жизни студентов. В результате у некоторых студентов заметно снизился интерес к изучению истории нашего государства в прошлом и настоящем, философских и экономических учений, которые определяли развитие народов нашей огромной страны. В итоге у ряда студентов мы наблюдаем пассивное отношение к получению знаний, отсутствие активной жизненной позиции, уход их после окончания вуза от решения задач, стоящих перед страной.

Сегодня жизнь потребовала внести изменения в преподавание гуманитарных дисциплин в соответствии с утвержденными стандартами Министерства образования.

В технических вузах, например, произошло сокращение на 50% учебных занятий для изучения Отечественной истории с IX века и до наших дней. Уменьшилось количество часов на самостоятельную работу студентов. В стране отсутствуют единые учебники и в ограниченном количестве издается литература по предмету.

Учитывая это, кафедрой истории подготовлены и изданы в 2-х частях учебные пособия по курсу "Отечественная история (IX-XX вв.)", в которых освещены основные события многовековой истории нашего государства, и хрестоматии документов к ним. Пересмотрены и изданы планы семинарских занятий с указанием опубликованной литературы по каждой теме. Изданы также методические советы студентам по самостоятельной работе при подготовке к занятиям по истории. В помощь студентам по проблемам истории России в IX-XVIII веках преподаватели кафедры подготовили и издали историографический обзор литературы по дискуссионным вопросам.

На семинарских занятиях студенты выступают с докладами и сообщениями по наиболее важным темам истории государства, готовят письменные рефераты. По ряду тем курса "Отечественной истории" проводятся конференции с участием преподавателей других кафедр.

Проводимая кафедрой работа направлена на то, чтобы внести свой вклад вместе с другими кафедрами в воспитание студентов патриотами нашего государства, к пониманию ими проблем, которыми сейчас живет страна, чтобы они продолжили традиции выпускников Военмеха.

Однако, с учетом происшедших изменений в стране и в деятельности нашего университета, необходима координация проводимой работы по патриотическому воспитанию студентов. Для этого целесообразно создать общественный Совет из представителей всех факультетов. На его заседаниях организовать обмен опытом работы кафедр со студентами на всех курсах обучения, определять основные направления совершенствования воспитательной работы с ними. В ней активное участие должны принимать не только преподаватели, а все подразделения вуза: клуб, библиотека, профсоюзные организации, представители учебных групп.

Так совместными усилиями мы обеспечим соединение получаемых знаний студентами по специальности с воспитанием их патриотами нашей Родины.

Иван ВИНОГРАДОВ, профессор кафедры истории

КРЕПИТЬ БЕЗОПАСНОСТЬ

Защита студентов и сотрудников во время чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени - одна из основных задач штаба гражданской обороны университета. Его роль значительно возрастает в современных условиях, когда борьба с международным терроризмом обостряется.

Штаб ГО и ЧС университета регулярно организует и проводит мероприятия, направленные на совершенствование практических действий во время чрезвычайных ситуаций.

20-21 октября 2004 года в университете впервые будет проведено двухдневное комплексное учение по гражданской обороне на тему: «Организация выполнения мероприятий по защите студентов и сотрудников при возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время и по противодействию терроризму».

В связи со сложившейся обстановкой в стране, связанной с проявлением актов терроризма, и в соответствии с требованиями Федерального агентства по образованию в университете введен в действие план мероприятий по усилению режима и безопасности функционирования вуза.


На снимке: начальник штаба ГО и ЧС университета В.И. Долин
проводит штабную тренировку с руководящим составом.

Фото Сергея Емельянова

 

Балтийский государственный технический университет
"Военмех" им. Д.Ф.Устинова, Академия военных наук,
Академия геополитических наук, Академия гуманитарных наук
проводят 21-22 апреля 2005 года

НАУЧНУЮ КОНФЕРЕНЦИЮ
«60-летие ПОБЕДЫ СССР
в ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ»

Планируется пленарное заседание конференции и работа секций, на которых предлагается рассмотреть следующие проблемы:

- Защита Отечества на фронтах войны.
- Работа тыла в годы войны.
- Дружба и сотрудничество народов СССР во время войны.
- Партизанское движение и подпольная борьба в тылу врага.
- Внешняя политика Советского государства в годы войны.
- Вклад ученых и выпускников "Военмеха" в создание новых видов вооружения.
- Историческое и геополитическое значения победы советского народа в Великой Отечественной войне.
- Философия войны и мира.
- Правда и вымыслы о Великой Отечественной войне.
- Малоизвестные страницы истории Великой Отечественной войны.
- Дискуссионные проблемы истории Великой Отечественной войны.

К конференции предполагается издание сборника статей.

Просим для участия в конференции направить заявку с указанием Ф.И.О., места работы, темы выступления и тезисы сообщения (объем до 0,3 п.л., шрифт 14 пкс, 1,5 интервала, поля 2,5-2,5-2,5-1,5) не позднее 1 декабря 2004г. по адресу:

190005, Санкт-Петербург, 1-я Красноармейская ул., д.1, кафедра истории, тел. для связи (812)259-10-59, (812)427-19-72. Бутырская И.Г.

ул. 1-я Красноармейская, д. 13, ауд. 412, 414.

Председатель оргкомитета конференции ректор БГТУ «Военмех», д.т.н., проф. Ипатов О.С.

Члены оргкомитета: Андреев А.Г., д.и.н., проф. (зам. председателя Оргкомитета; Бутырская И.Г., к.и.н., доцент (секретарь); Виноградов И.И., д.и.н., проф.; Исаев Б.А., д.социол.н., проф.; Кефели И.Ф., д.философ.н., проф.; Кульков Е.В., д.т.н., проф.; Мозелов А.П., д.философ.н., проф.; Невзорова Г.Д., к.филолог.н., проф.; Пуляев В.Т., д.эконом.н., проф.; Стажков С.М., д.т.н., проф.

Оргкомитет

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИСТЕМ ВООРУЖЕНИЯ В МИРНЫХ ЦЕЛЯХ

В рамках конверсии военного производства стрелковое и артиллерийское вооружение может быть использовано в мирных целях.

В восьмидесятые годы прошлого столетия возник интерес к использованию артиллерийских орудий и минометов, ракетных установок в борьбе с неблагоприятными погодными явлениями, в частности, в борьбе с градом и лавинами, лесными пожарами и вредителями сельскохозяйственных культур.

Из всех неблагоприятных погодных явлений наиболее частыми и наносящими большой материальный ущерб народному хозяйству являются градобития. Для борьбы с градом во второй половине 50-х годов специально был разработан противоградовый снаряд "Эльбрус-2", выстреливаемый из зенитной пушки КС-19. Затем был модернизирован "Эльбрус-4", снабженный смесью взрывчатого вещества (ВВ) с реагентом AgJ или PbJ2 и специально разработанным дистанционным взрывателем, обеспечивающим подрыв снаряда в заданной точке полета и диспергирование реагента. Снаряд безопасен при работе над населенными пунктами, так как при взрыве разрушается на безопасные осколки.

Артиллерийский комплекс "Эльбрус" имеет достаточно большой радиус действия (до 16 км), обладает большой точностью внесения реагента в заданный объем облака. Выход кристаллов с 1 г реагента составляет более 10 13 ледяных кристаллов.

Кроме артиллерийских для поставки реагента в градовые облака используются реактивные комплексы "ПГИ-М", "Облако", "Алазань", "Кристалл" и др.

Комплекс "ПГИ-М" служит для доставки и внесения реагента в градовые облака, находящиеся на удалении до 6 км. В связи с небольшой дальностью полета снаряд может выполнять только вспомогательную функцию и применяться с другими противоградовыми изделиями.

Противоградовый ракетный комплекс "Облако" предназначен для доставки реагента в градовые облака, находящиеся на расстоянии до 9 км. Достоинством этого комплекса является внесение реагента по достаточно длинной трассе, что обеспечивает оперативный засев требуемого объема облака. Однако ввиду малого количества направляющих (всего четыре), что усложняет организацию противоградовых работ, возникла необходимость в модернизации и разработке новых, более качественных противоградовых комплексов.

В 1969 году в НИИПХ совместно с другими НИИ и организациями была разработана ракета, для пуска которой была создана пусковая установка, имеющая 12 направляющих, которые могут быть закреплены веером, что позволяет при одном залпе обработать значительную часть градового облака.

Противоградовая ракета "Алазань-2М" представляет собой двухступенчатый оперенный снаряд, в головную часть которого помещена шашка активного дыма (ШАД), приводимая в действие головной трубкой. При горении ШАД реагент AgJ диспергируется по трассе полета. Ликвидатор обеспечивает разрыв отработавшей ракеты на безопасные осколки.

Кроме ракеты "Алазань-2М" в комплект "Алазань" входит ракета "Алазань-2М-1ст.", отличающаяся одной ступенью рабочего двигателя. Эти ракеты используются для засева облаков совместно.

Благодаря оптимальным техническим характеристикам, высокой скорострельности и низкой стоимости комплекс "Алазань" до сих пор применяется для защиты сельскохозяйственных культур. Продолжается серийный выпуск ракет. В отдельные годы объем выпуска достигал 120 тысяч штук в год. Общее количество выпущенных ракет составил 2 млн. штук.

В 1996 году новая противоградовая ракета "Алазань-5" прошла приемные испытания и решением межведомственной комиссии была принята для защиты сельскохозяйственных культур в составе комплекса "Алазань". Эта ракета имеет шашку активного дыма с увеличенной в 1,5-2 раза льдообразующей эффективностью. Эффективный радиус действия ракеты составляет 9,5 км, а система безопасности построена на использовании рассредоточенного по длине ракеты заряда взрывчатого материала, обеспечивающего дробление ракеты на безопасные осколки при уменьшении в два раза массы ВВ.

Ракета является экологически чистой и по многим параметрам превосходит аналогичные ракеты.

В противоградовых ракетах типа "Кристалл" впервые применена кассетная головная часть, обеспечивающая объемный засев облака за счет выбрасываемых на траектории полета пиротехнических элементов (ПЭ), снаряженных пиросоставом, содержащим йодистое серебро AgJ.

Градовые процессы отличаются не только большим разнообразием характера проявления, но и региональными особенностями. В связи с чем на вооружении противоградовых служб требуется иметь различные средства доставки реагента и применять их в зависимости от характера процесса в отдельности или комплексно. Поэтому идет дальнейшее совершенствование всех типов противоградовых комплексов: расширяются их возможности по точности и кучности доставки реагента, увеличивается длина трассы засева, повышается скорострельность путем создания многоствольных пусковых установок с дистанционным наведением и изыскиваются более эффективные реагенты и способы их введения в градовые облака. Так ракета "Небо" может доставлять реагент в облака, находящиеся на расстояниях до 13 км. Имея 18 направляющих, установка позволяет значительно улучшить оперативность воздействия. Парашютная система обеспечивает наиболее безопасный спуск отработавших частей ракеты.

Перечисленные системы могут использоваться не только для предотвращения градобитий, но и для предупредительного спуска лавин, борьбы с лесными пожарами, рассеивания облаков и туманов, вызывания дополнительных осадков или их перераспределения.

Так зенитные пушки КС-19 применяются для предотвращения снежных лавин, комплекс "Облако" - для вызывания дополнительных осадков и их перераспределения, тушения лесных пожаров, рассеивания облаков и туманов, ракеты "Алазань-2М" и "Алазань-2М-1ст.", как и ПГМ-М, могут использоваться для активного воздействия на внутримассовые и фронтальные облака, а ПГР "Небо" - для искусственного увеличения осадков.

Для борьбы с лавинами, кроме указанной зенитной установки КС-19, применяются и другие системы вооружения и боеприпасов. Дело в том, что снежные лавины представляют собой грозные стихийные явления природы. Обладая огромной разрушительной силой, "белая смерть", как иногда называют ее жители гор, в буквальном смысле стирает с лица земли все на своем пути.

Поэтому для защиты от них применяются различные противолавинные сооружения. Их применение гарантирует безопасность защищаемых объектов, однако на сегодняшний день их стоимость очень высока.

Наиболее выгодным является искусственное обрушение лавин, которое осуществляется или с помощью зарядов ВВ или обстрела лавиноопасных склонов из орудий и минометов. Первый обстрел лавиноопасных склонов был произведен 75-мм горными орудиями в Бернинских Альпах зимой 1934/1935 гг.

Наша страна с первыми крупными неприятностями, связанными со сходом лавин, столкнулась в тридцатые годы 20 века, когда в Хибинах обрушилась лавина объемом 90 тыс. куб. м. В результате для защиты производственного объединения "Апатит" от лавин была организована первая в СССР служба борьбы с лавинами. И до сих пор в Хибинах применяются для защиты от снежных обвалов комбината "Апатит" полковые и более тяжелые дивизионные минометы. А на Кавказе в результате проведенных экспериментов наиболее эффективным оказался орудийный обстрел склонов с использованием 100-мм пушки КС-19.

Первые опыты по предупредительному спуску лавин в нашей стране были произведены с использованием боевого 82-мм минометного комплекса, состоящего из миномета 2Б14 и выстрелов с осколочными минами типа 0-832. Кроме того, комплекс может применяться для освещения местности при чрезвычайных обстоятельствах осветительными парашютными минами и для борьбы с местными пожарами модернизированными дымовыми минами.

Наиболее мощным и надежным в борьбе с лавинной опасностью зарекомендовал себя минометный комплекс МК-160, состоящий из 160-мм миномета и выстрелов с фугасными минами.

Для тушения лесных пожаров, возникающих в удаленных и труднодоступных местах, с некоторыми конструктивными изменениями реактивная система "Град" со снарядами калибра 122 мм обеспечивает пуск сорока снарядов на расстояние до 20 км. В результате образуется аэрозольное облако, которое после обработки аэродисперсной гасящей смесью покрывает поверхность очага пожара на площади до 1500 кв. м.

Для борьбы с вредителями сельскохозяйственных культур большие возможности имеют так называемые баллистические технические устройства, работа которых основана на использовании порохов и взрывчатых веществ. Такое устройство для разбрасывания контейнеров с насекомыми, так называемыми энтомофагами, было разработано в БГТУ, и представляет собой цилиндрический корпус (гильзу), в котором размещены вышибной заряд и многоярусная платформа, на которой находятся микроконтейнеры с насекомыми.

При пуске устройства под действием давления образовавшихся газов от срабатывания вышибного заряда платформа с контейнерами получает движение и, наталкиваясь на амортизатор, резко тормозится. В результате под действием инерции микроконтейнеры разлетаются, равномерно рассеиваются по засеваемой площади.

Наличие многоярусной платформы с ячейками насекомых позволяет одним выстрелом обработать до одного гектара. Устройство может использоваться в сельском и лесном хозяйствах для защиты от вредителей полевых, садово-огородных культур и лесных угодий.

Использование устройства позволяет исключить ручной труд при обработке посевов и лесонасождений и повышает производительность труда сельскохозяйственных рабочих в десятки раз.

В СССР имелась возможность использовать подземные реактивные снаряды, успешно пробивавшие колодцы, скважины под сваи, геологоразведочные шурфы.

Для крепления отдельных деталей конструкций и оборудования в строительных и монтажных организациях применяются строительно-монтажные пороховые пистолеты, с помощью которых забивают шпильки и дюбели, являющиеся соединительными элементами.

Для вскрытия продуктивных пластов в нефтяных и газовых скважинах применяются мощные пулевые перфораторы с вертикально-криволинейными стволами.

Для доставки добываемого в Сибири газа в промышленные районы страны необходимо было в условиях тундры и вечной мерзлоты проложить мощные трубопроводы. В вязком болотном грунте архимедовы силы стремятся вытолкнуть трубопроводы из траншей. Для закрепления трубопроводов применялись железобетонные блоки.

Однако более экономичным и скоростным оказался способ закрепления трубопроводов выстреливаемыми в грунт анкерами. Для этой цели целесообразнее использовать наиболее распространенную из орудий нашей артиллерии 122-мм гаубицу образца 1938 года М-30.

Таким образом, боеприпасы и системы вооружения, израсходовавшие свой ресурс, или на их основе спроектированные, изготовленные и проверенные на практике, можно и следует использовать в разных областях народного хозяйства.

Геннадий ПЕРМЯКОВ

Студенческая страница

Ответственные за выпуск Дмитрий ШИХИН и Анастасия ФОМИНА

ПОЗДРАВЛЯЕМ! ТЫ СТАЛ СТУДЕНТОМ ВОЕНМЕХА!

Итак, экзаменационные волнения позади. В руках у тебя студенческий билет Военмеха. Жизненный выбор сделан. Кем ты станешь после окончания университета сказать трудно. Среди наших выпускников есть государственные деятели, известные всему миру конструкторы, талантливые инженеры и руководители крупнейших промышленных предприятий. Есть даже литераторы, спортсмены и артисты. Учись добросовестно, уважай труд всех тех, кто обеспечивает учебный процесс, пропитайся духом Военмеха и ты обязательно добьешься успеха. Дерзай, первокурсник. А еще ждем тебя в редакции. Твой голос будет услышан!

Пиши zik@bstu.spb.su или orzy@mail.ru

ПЕРВОКУРСНИКАМ

Вы все горды и очень рады,
Что ожидаемой наградой
Ваш долгий и упорный труд
Вознаграждён. И вот вы тут -
В БГТУ, что "Военмех"
Остался в памяти у всех,
Кто здесь учился и работал, -
Употребимей, как забота
Сберечь преемственность
труда,
Возможно дольше - навсегда.

Мы тоже рады вас встречать,
Своим вниманьем привечать,
Делиться знаньями, уменьем,
В надежде утвердиться
в мненье,
Что, вам наследие отдав
Своё и прошлое, в руках
Оно окажется надёжных,
Не загубив, не искорёжив.

Банальные слова? - навряд,
Хотя так часто говорят.
С надеждой более сомненья
Одно вручает поколенье
Другому эстафету службы
На государство и на дружбы,
Что в этих стенах зародятся.

Желаем всем вам состояться,
Оставить свой заметный след
В энциклопедии побед,
Изобретений и открытий.
Желаем вам таких событий,
Что личности черты покажут,
Какие очень-очень важно
Ценить, беречь, приобрести,
Чтоб гордо голову нести
Не из гордыни, а по праву,
Заслуженному доброй славой.

Желаем вам счастливых лет
Студенчества с наличьем черт
Здоровья разума и тела -
Не устремляться оголтело
К дурным примерам
и привычкам,
Так далеко не симпатичным:
Куренью, пьянству, наркоте…
Стремиться надо к простоте,
Но не вульгарной - настоящей.

Желаем вам судьбы щадящей,
Пусть не безоблачной
- без "охов", -
Всё только солнце - тоже плохо.
Учась творить, работать, жить,
Учитесь и людей любить
И не мириться с тем, что худо.
Откройте миру качеств чудо,
Что не позволят смять,
согнуть.
На ниве знаний
в добрый путь!

Татьяна МАМОНТОВА

СТУДЕНТ-ПРЕПОДАВАТЕЛЬ

ЕГО ПРОСТО ИНТЕРЕСНО СЛУШАТЬ

Человеческая жизнь, по своей сути, уникальное явление. У каждого из нас есть свой жизненный путь, своя дорога, по которой человек проходит от рождения до смерти. Однако движемся мы по ней все по-разному.

Я обучаюсь в Военмехе первый год, и мне посчастливилось познакомиться с человеком, о котором просто нельзя молчать. Он светится добротой и пониманием, его существование приносит в эту жизнь нужное и прекрасное. Этим ЧЕЛОВЕКОМ является преподаватель нашего университета по математике Корсаков Юрий Николаевич.

Что я знаю о нём? Ничего... кроме того, что он преподаватель. Но какой он преподаватель! Эх, если бы каждый из педагогов имел желание так работать!

На мой взгляд, мы должны уметь оценивать сущность других. Что я ценю в этом человеке? Его честность и доброту, его простоту и незаурядность, понимание и неравнодушие к своим "подопечным". На самом деле, поддержать студента словом в нужную минуту порой так важно, и невозможное сразу становится ближе к осуществлению и вдруг все получается!

А чем же так интересны и привлекательны его лекции? А вот чем! Юрий Николаевич полностью "выкладывается", рассказывая материал. Он придумывает новые методы решения, которые легче запоминаются. На него просто интересно смотреть, его просто интересно слушать.

Любопытно отметить и то, что фразы Юрия Николаевича стали для нас родными. Например: "Ау!", "И тишина...". Или еще: "Ребят, плохо сделал я...", "Вот это я маху дал", "А понятно что..." и другие. Как будто вместе с этими выражениями мы перенимаем частички Корсакова. Для нас эти высказывания стали настоящими афоризмами, которые, порой, так удачно разряжают атмосферу в аудитории, придают всему какую-то особую новизну.

Я заинтересовалась им, захотела попытаться понять его: почему он преподаёт, и почему он преподаёт именно так. Много думала об этом, спрашивала мнение ребят, наблюдала и вдруг осознала, что ценю в этом необычном преподавателе то, что каждый раз (день) он делает свою работу так, как будто бы в последний раз, потому что это человек, которому хочется жить и работать...

NAS

БЛИЦИНТЕРВЬЮ

Почему ты выбрал именно Военмех, твои первые впечатления от альма матер, планы на будущее - примерно такие вопросы были заданы первокурсникам.

Евгений, И-544

- Я решил поступить в Военмех, потому что давно увлекаюсь информационными технологиями. Где-то два года назад решил поступать на факультет информационных систем. Сначала, правда, хотел поступать в Политех, но туда поступить не удалось. Поэтому пошел на платное в Военмех. Первое впечатление от Воемеха - похоже, учиться здесь не так уж и легко. Моя цель - получить хорошее образование и работать по специальности.

Роман, К-341

- В Военмех решил поступить, поскольку здесь учится брат. Он убежден, что это хороший университет, и посоветовал идти на факультет «К». Поступал я в июне с общим потоком. Поступить было достаточно тяжело. Не нравится здесь то, что учиться достаточно тяжело, занятия разбросаны по разным корпусам и каждый день нужно приходить к первой паре. В будущем хочу служить в армии в высшем офицерском составе. Для этого пойду на военную кафедру.

Сергей, Е-443

- Я учусь на факультете «Е», потому что считаю, что техническая специальность - это хорошая перспектива. Я выбрал именно Военмех потому, что меня привлекает военное дело. В будущем хочу быть профессиональным военным, если это будет интересно и высокооплачиваемо. Но сейчас главное для меня - это получить качественное техническое образование. Военмех мне понравился, народ интересный, где-то даже культурный.

ЦЕЛЬ В ЖИЗНИ

Думаю, каждому военмеховцу было бы интересно узнать, почему многие абитуриенты связывают свою жизнь с Военмехом. С таким вопросом я обратилась к студенту первого курса Евгению Ильинову, энтузиазм (желание) к учебе которого напомнило мне настроение многих, поступавших со мною выпускников школ, имеющих перед собой ясную цель.

- Как ты оказался в Военмехе?

- Мне подвернулась такая возможность, и я не упустил ее. Тем более поступление было облегчено проверенными при школе курсами по подготовке к поступлению в четыре престижных вуза РФ, одним из которых был Военмех.

- Получается, ты поступал через фонд культуры и образования РФ?

- Да, представители этих четырех вузов приехали в наш город и принимали вступительные экзамены.

- А откуда ты приехал?

- Из республики Казахстан города Актюбинск, ныне Актобе. Кстати, очень красивый город.

- Какой факультет ты выбрал и почему?

- Факультет авиа-и ракетостроения. У меня с 15 лет появилась тяга к летному делу, но в летное училище в родном городе не мог попасть по состоянию здоровья. С поступлением в Военмех появилась прекрасная возможность связать свою жизнь с авиацией.

- Откуда появилась такая тяга к авиации?

- Еще в школе у моего соседа по парте старший брат учился в школе юных летчиков. Сосед решил пойти по его стопам, ну и я вместе с ним.

- Сколько лет ты проучился в школе юных летчиков?

- Три года.

- Какие дисциплины там преподавались?

- Я изучал общие дисциплины, которые проходят курсанты авиационных училищ, но довольно глубоко. А именно: авиатехнику, историю авиации, двигатели, аэродинамику, самолетовождение, тактику ведения боя.

- А чем ты еще увлекался в школе?

- Мне безумно нравятся дебаты. Здесь тоже попробую поучаствовать. Также играл в волейбол, участвовал в различных российских конкурсах.

- Какую цель ставишь перед собой, начиная учебу в БГТУ?

- ...

- Знаете, слова Евгения убедили меня в его решительности идти к цели. Аргументирующим фактом для меня было то, что за время нашей беседы он нашел себе занятие - тщательно готовился к лабораторной работе по физике, отыскивая интересующую информацию из учебника, взятого у меня. И почему-то возникло большое желание, чтобы у каждого будущего абитуриента и студента была такая же ясная цель в жизни, как у моего собеседника.

На снимке: Евгений Ильинов - выпускник школы юных летчиков

Анастасия ФОМИНА, гр. К-131


Как-то во время занятий в аудиторию, где находился первокурсник каф. И4 Илья Салагаев, зашел Анатолий Петрович Дитяткин и предложил студентам подзаработать. Илья, родители которого проживают в далеком киргизском городе Ош, дал согласие. Он с детства увлекался радиотехникой, так что специальность электромонтажника, которую он сейчас успешно осваивает, ему пришлась по душе. Да и заработанные деньги хорошее подспорье в студенческой жизни. Если у вас неполадки с электричеством - смело обращайтесь в отдел главного энергетика. Вам быстро и качественно их устранят опытные мастера, среди которых и начинающий специалист Илья Салагаев (на снимке).

ФОТО Сергея ЕМЕЛЬЯНОВА

Часть 2

На главную