№8 (22506) ноябрь, 2004 г.

ПРИВЕТСТВУЕМ УЧАСТНИКОВ КОНФЕРЕНЦИИ

«Проблемы и пути решения задач подготовки инженерных кадров для оборонно-промышленного комплекса и Вооруженных Сил Российской Федерации»


ИНТЕГРАЦИЯ ВОЕННОГО И ГРАЖДАНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПУТЬ ПОДГОТОВКИ КАДРОВЫХ ОФИЦЕРОВ

О.С. И патов , доктор технических наук, профессор,
ректор Балтийского государственного технического
университета "ВОЕНМЕХ" им. Д.Ф. Устинова

(г. Санкт-Петербург)

Общеизвестно, что советская система образования на протяжении многих лет считалась одной из лучших в мире. Развал СССР, экономические трудности становления новой России, перестройка экономики и военная реформа обусловили острую необходимость модернизации всей системы образования. Не надо быть экономистом, чтобы понять: наша экономика содержать учебные заведения в прежних масштабах, основываясь только на затратных механизмах, не в состоянии. Однако реформирование российского образования, подключение рыночных механизмов дело настолько тонкое, что один неверный шаг и мы можем лишиться того качества, которым справедливо гордилась советская образовательная система. В полной мере это относится и к системе военного образования.

Категорически не согласен с предложениями профессора Корабельникова А.А. (статья "Образовательный стандарт - не догма" - ВПК, № 33(50) 1-7 сентября 2004 г.) по организации автономной системы подготовки военных профессионалов. Это сугубо затратный подход, не учитывающий современные экономические реалии. Система военного образования, особенно в технической сфере, должна давать фундаментальную инженерную подготовку, что обеспечит не только высокие профессиональные качества эксплуатационника будущему офицеру, но и гарантирует его адаптивность и востребованность в гражданской жизни. В противном случае государство вынуждено будет заниматься массовой переподготовкой офицеров, увольняющихся в запас, что мы и видим в настоящее время.

Обеспечить оптимальное сочетание интересов военного ведомства и гражданского общества при подготовке будущих офицеров, на наш взгляд, может тесная интеграция военного и гражданского образования, в том числе и подготовка кадровых офицеров в гражданских высших учебных заведениях, о чем говорил Президент в своем послании Федеральному собранию. Рассмотрим некоторые предпосылки такой интеграции.

За последнее десятилетие коренным образом изменилось положение с комплектованием Вооруженных Сил Российской Федерации (далее - ВС РФ) офицерскими кадрами. Изменение порядка прохождения офицерами военной службы, а также снижение материальной обеспеченности военнослужащих привело к тому, что военно-учебные заведения уже не в состоянии полностью обеспечить потребности ВС РФ и других войск в офицерах. За последние 3 года резко, с 24 до 14 тысяч, сократился выпуск лейтенантов из военных вузов.

Призыв на военную службу офицеров запаса и добровольное поступление граждан на военную службу по контракту не решают в настоящее время проблему дополнительного обеспечения потребностей ВС РФ в офицерах ни в количественном, ни в качественном отношении. Анализ показывает, что прогнозируемая укомплектованность офицерами ВС РФ только за счет выпуска из военно-учебных заведений составит в перспективе не более 50 процентов.

Опыт прошедших преобразований со всей очевидностью свидетельствует, что невозможно добиться кардинального решения ключевых проблем военного образования, если программы ограничиваются только ведомственными рамками. Главные вузовские проблемы носят, как правило, комплексный межотраслевой характер. Для их решения требуется принятие отдельной федеральной программы, позволяющей координировать действия по вопросам реформирования системы военного образования. И такой документ был принят в виде Федеральной программы "Реформирование системы военного образования в Российской Федерации на период до 2010 года", утвержденной постановлением Правительства РФ 27 мая 2002 г. № 352. Ряд мероприятий этой программы, учитывая их новизну и межотраслевой характер, определен с целевым финансированием из федерального бюджета.

Принятая программа не предусматривает коренной ломки существующей системы подготовки военных кадров, а направлена на ее модернизацию, адаптацию к новым социально-экономическим условиям, изменившемуся порядку прохождения военной службы.

Задача полного удовлетворения потребностей военной организации государства в офицерах является наиболее сложной. Ее нельзя решить только за счет увеличения их выпуска из военно-учебных заведений. Для этого потребовалось бы в 2-3 раза увеличить численность слушателей и курсантов и соответственно увеличить расходы на содержание военных вузов. При этом надо учитывать, что затраты на обучение и содержание курсанта в 2-3 раза превышают затраты на обучение студента в гражданском вузе.

Безусловно, основным источником комплектования ВС офицерами должны оставаться высшие военно-учебные заведения, которые, с учетом проводимой модернизации в соответствии с Федеральной программой, будут осуществлять подготовку в первую очередь всех командных офицерских кадров тактического звена управления.

Что же касается подготовки офицеров на первичные должности по отдельным специальностям, то одним из средств восполнения растущего некомплекта офицерского состава может стать организация подготовки таких военных специалистов в гражданских вузах.

Возможность такой подготовки подсказывает и опыт зарубежных государств. Так, в гражданских колледжах и университетах США успешно функционируют курсы вневойсковой подготовки, осуществляющие обучение студентов по контрактам с министерством обороны и ВМС для замещения первичных офицерских должностей, со сроком обучения 4 года. Доля выпускников этих вузов, окончивших курсы, от общего количества офицеров ВМС составляет 40 процентов.

В нашей стране в настоящее время возможности гражданской высшей школы в целях подготовки кадровых офицеров для военной службы по контракту практически не используются, однако этот источник достаточ но перспективен. Реализация этой меры будет иметь большое социальное значение. В условиях, когда высшее образование все более переходит из разряда общедоступного в сферу платных услуг, это расширит возможности получения бесплатного высшего образования для средне- и малообеспеченных слоев молодежи.

К сожалению, на сегодняшний день не существует нормативно-правовой базы, регламентирующей организацию подготовки кадровых офицеров по такому варианту, а также порядок ее обеспечения. Поэтому вполне целесообразным следует считать запланированное Федеральной программой проведение на базе гражданских вузов эксперимента по подготовке офицеров (вне численности ВС РФ и других войск) по отдельным специальностям инженерного, гуманитарного и юридического профилей из числа студентов для последующего обязательного прохождения ими военной службы по контракту. Исполнителями его должны стать вузы, получившие право заключения государственного контракта по подготовке на конкурсной основе. Первый практический шаг в этом направлении сделало Главное управление кадров Министерства обороны РФ, объявив первые конкурсы 27 мая и 21 сентября 2004 года по 4-м специальностям, из них двум гуманитарным и двум инженерного профиля.

Подготовка инженерного состава для ВС РФ заслуживает отдельного внимания и рассмотрения. По мере развития тенденции усложнения технических систем и комплексов, повышения их эффективности, преимущественной ориентации на высокоточное оружие все большую значимость приобретают те углубленные знания, а также умения и практические навыки, которыми в равной мере должны владеть как специалисты, окончившие гражданские вузы по оборонным специальностям, так и офицеры - выпускники военно-инженерных учебных заведений. В первую очередь это относится к испытаниям и диагностике сложных технических систем с автоматическим или автоматизированным управлением и их эксплуатации. Кроме того, для специалистов обоих типов необходимо иметь обобщенные представления о полном "жизненном цикле" каждого изделия - от создания до его утилизации. Это важно как для разработчиков, труд которых ориентирован на создание оптимальных образцов, так и для эксплуатационников, испытывающих недостаток конструкторско-технологической подготовки.

Недостаточно укомплектованы офицерскими инженерными кадрами должности, требующие усиленной фундаментальной инженерной подготовки: на технических базах оружия, технических позициях, испытательных полигонах, в арсеналах, военной приемке, НИИ и т.д. Анализ опыта службы офицеров - выпускников военных образовательных учреждений в этих воинских частях и учреждениях показывает их недостаточную фундаментальную и инженерную подготовку, обусловленную превалированием тактической военно-профессиональной составляющей программ их вузовского обучения.

Поэтому выглядит целесообразной интеграция подготовки специалистов по оборонным специальностям в гражданских вузах и военного образования.

Эти же образовательные учреждения могут осуществлять подготовку гражданского персонала, предназначаемого для замещения инженерных должностей в структурах ВС РФ на контрактной основе. Подготовка офицеров из числа студентов предусматривает последующее обязательное прохождение ими военной службы по контракту на срок не менее 5 лет и замещение ими первичных офицерских должностей, в том числе вместо призываемых на 2 года выпускников вузов.

Реализацию обучения целесообразно осуществлять в университетских комплексах путем целенаправленной подготовки офицеров инженерного профиля и гражданского инженерного персонала для ВС РФ, основанной на преемственности профилированного довузовского среднего общего образования и высшего профессионального технического образования по оборонным специальностям.

В состав университетского комплекса в качестве довузовских образовательных учреждений предлагается включать кадетские школы (школы-интернаты), реализующие программы среднего (полного) общего образования и дополнительные образовательные программы военной подготовки, а в качестве образовательных учреждений высшего профессионального образования - государственные технические университеты (академии), реализующие основные образовательные программы по соответствующим направлениям подготовки инженеров для оборонной промышленности. В дальнейшем возможно создание или включение в университетский комплекс учреждения среднего военного профессионального образования (военно-технического колледжа), а также учреждения (курсов) повышения квалификации офицерского состава (послевузовского образования) в области современного вооружения и военной техники.

Выбор кадетских школ (школ-интернатов) в качестве базовых учреждений среднего образования обусловлен военной направленностью подготовки кадетов и воспитываемой у них мотивацией выбора служения Отечеству на военном поприще. Кроме того, приобретенные выпускниками кадетских школ начальные знания и умения в военной области позволят сократить объем учебного времени, отводимого на освоение ими в вузе разделов общевоенной и, возможно, общей тактической подготовки военно-профессиональной части программы, так как обучение в кадетских школах профилируется по видам и родам ВС РФ.

Для подготовки офицеров государственные технические университеты (академии) составляют требования к обязательному минимуму содержания основных образовательных программ по специальности (кроме федерального компонента) на базе ГОС ВПО по направлению в соответствующей области техники с включением в них военно-профессиональной составляющей. Реализация военно-профессиональной части программ подготовки возможна на учебно-материальной базе (УМБ) факультетов военного обучения, готовящих офицеров запаса по родственным военно-учетным специальностям в соответствующей области вооружений и военной техники, а также на УМБ военных учебных заведений и материально-технической базе войсковых частей региона по согласованию.

Особое значение здесь приобретают выбор базовой специальности подготовки дипломированных специалистов в области техники и ее диверсификация в военно-профессиональную плоскость. Следует обратить внимание на относительно новую уникальную специальность 170101 (072400) "Испытание и эксплуатация техники (по областям и видам)" направления 170100 (652800) "Оружие и системы вооружения" подготовки дипломированных специалистов, с усиленным фундаментальным и инженерным образованием. Универсальность данного ГОС ВПО позволяет составлять на его базе вариативные требования к минимуму содержания программ по специальности и уровню подготовки специалистов в зависимости от направленности их обучения и конечной цели подготовки, устанавливая нужную область, вид вооружения и военной техники.

Комплексные финансово-экономические расчеты по определению сравнительной стоимости подготовки офицеров в военном и гражданском высшем учебном заведении выявили более оптимальное расходование бюджетных средств при обучении в гражданском вузе. Так, стоимость подготовки офицера в военно-морском институте составляет 10-12 тыс. у.е. в течение 5-летнего срока обучения, затраты же на подготовку за такой срок офицера в гражданском вузе составят примерно 6-7 тыс. у.е. (в зависимости от варианта материально-бытового обеспечения).

Организация подготовки кадров по вышеуказанной подсистеме образования в военном аспекте будет способствовать созданию организационно-правовых условий для обеспечения потребностей ВС РФ в офицерах и гражданском инженерном персонале на контрактный срок с единым высоким уровнем качества профессионального образования. В социальном аспекте будет обеспечено соблюдение прав граждан на профессиональное образование и создание социально-экономических и материально-технических условий для реализации военных профессиональных образовательных программ. В экономическом аспекте по критерию "стоимость-эффективность" будет достигнут более оптимальный результат за счет рационального расходования средств федерального бюджета, выделяемых на подготовку офицеров для ВС РФ.

Указанные результаты соответствуют целям Федеральной программы "Реформирование системы военного образования в Российской Федерации на период до 2010 года".


БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ - ОСНОВА ВОЕНМЕХА

Краткий экскурс в историю

Балтийский государственный технический университет «Военмех» им. Д.Ф. Устинова был основан в 1871 году в Петербурге как Ремесленное техническое училище цесаревича Николая. В память о своем безвременно скончавшемся сыне Николае Александр II построил трехэтажное здание для создания первого в Санкт-Петербурге ремесленного училища, где за пять лет должны были готовить «ученых подмастерьев» по холодной обработке металлов для заводов города.

После 1917 года начался процесс реорганизации училища. С 1920-го по 1927 год проводилась подготовка рабочих средней квалификации с инженерным образованием, углубленным в конкретную заводскую специальность, на базе созданного в 1921 году Механического техникума. В период с 1927-го по 1932 год происходит дальнейшее развитие новых специальностей, лабораторий, открытие экстерната для подготовки и переподготовки с целью получения более высокой квалификации рабочих, техников и даже инженеров для промышленности города. Последовательное развитие Ленинградского механического техникума (так тогда называлось бывшее училище цесаревича Николая) создало условия для преобразование его в высшее учебное заведение.

В 1930 году на базе училища был образован Механический институт для подготовки кадров по разработке и производству артиллерийского и стрелкового оружия. В 1932 году институт был переименован в Военно-механический (Военмех). Он сразу приобрел славу высшего учебного заведения привилегированного типа, из стен которого выходили одаренные выпускники, получившие фундаментальную и практическую подготовку в опытно-производственных мастерских при вузе. В том же 1932 году Государственная инспекция при ЦИК СССР отмечала: «ЛВМИ (Ленинградский военно-механический институт) – единственный в стране вуз, готовящий инженеров-конструкторов для промышленных предприятий, обеспечивающих нужды и потребности Вооруженных сил СССР». А много лет спустя, 23 февраля 1998 года, «Вашингтон Таймс» написала так: «Балтийский государственный университет имени Устинова является в России основным центром подготовки инженерных и военных кадров для ракетной и космической промышленности, а также Вооруженных сил».

К началу Великой Отечественной войны Военмех уже выпустил около трех тысяч инженеров. С марта 1945 года, когда коллектив ЛВМИ возвратился из эвакуации из Перми, начались работы по созданию материально-технической базы ракетного (конструкторского) факультета. Он был образован в 1946 году приказом министра высшего образования. Одним из первых выдающихся выпускников кафедры проектирования стал Дмитрий Козлов – будущий генеральный конструктор космических аппаратов.

В последующие годы ракетный факультет стремительно развивался, возникали новые перспективные кафедры, которые оснащались самыми современными образцами техники и вооружений. Начался длительный и кропотливый процесс создания лабораторий, учебников, учебно-методических пособий, подготовки и отбора преподавателей.

В 1951 году среди выпускников кафедры проектирования ракет был Владимир Федорович Уткин – впоследствии генеральный конструктор многих современных боевых ракет, ракет-носителей и космических аппаратов. Его брат, Алексей Федорович Уткин, - ныне известный ученый и главный конструктор, создатель многих стартовых комплексов для ракет различного класса.

Уже в середине 50-х – начале 60-х годов ряды оборонной промышленности страны пополнились инженерами новой формации, которые сумели в короткие сроки не только адаптироваться к уже сформировавшейся мощной ракетно-космической индустрии, но и внести свой вклад в ее дальнейшее развитие.

Со дня основания вуз выпустил свыше 60 тысяч специалистов для промышленных предприятий, обеспечивающих потребности Вооруженных сил. Многие из них стали крупными партийными и промышленными работниками, известными учеными, преподавателями, организаторами новейших направлений в науке и технике, космонавтами. Среди них Лев Гонор (выпускник 1929 года), Владимир Жигалин (1929 г.), Федор Петров (1931 г.), Евгений Рудяк (1932 г.), Василий Рябиков (1933 г.), Дмитрий Устинов (1934 г.), Дмитрий Козлов (1946 г.), Георгий Гречко (1955 г.), Сергей Крикалев (1981 г.).

Тысячи других выпускников продолжают сегодня трудиться на предприятиях отечественного ракетостроения, авиации и космонавтики, на военных оружейных заводах, в научных учреждениях России и всего мира. В 1992 году по результатам государственной аттестации вуз был переведен в разряд технических университетов страны и сегодня именуется Балтийским государственным техническим университетом «Военмех» им. Д.Ф. Устинова, является современным высшим учебным заведением, известным во всем мире.

Университет входит в новый век с мощной программой развития учебного процесса и перспективами проведения научных исследований. В ее основе – как традиционные для Военмеха силовые специальности, так и новые направления обучения специалистов, способных решать актуальные научные, инженерные и учебные проблемы.


НАУЧНАЯ РАБОТА В УНИВЕРСИТЕТЕ

О.А. ТОЛПЕГИН, доктор технических наук, профессор, проректор по научной работе
Балтийского государственного технического университета
"ВОЕНМЕХ" им. Д.Ф. Устинова

(г. Санкт-Петербург)



Главной целью научных исследований в БГТУ является обеспечение подготовки специалистов, научных и научно-педагогических кадров для оборонной промышленности.

Научно-исследовательская работа осуществляется по девяти основным научным направлениям университета:

- проблемы создания и эксплуатации ракетной и космической техники, систем вооружения и техники специального назначения;

- проблемы создания механических и электромеханических систем, прочности, качества и надежности;

- механика жидкости, газа и плазмы;

- проблемы создания систем управления, обработки и передачи информации, робототехники и мехатроники;

- производственные технологии;

- лазерная физика, техника и технология, лучевая энергетика и оптотехника;

- проблемы экономики и управления деятельностью предприятий;

- проблемы социо-гуманитарных знаний;

- проблемы высшей школы.

Научные исследования Военмеха проводятся как за счет государственных бюджетных средств, выделяемых на проведение фундаментальных исследований по государственным наряд-заказам и грантам, а также прикладных работ по приоритетным направлениям науки, техники и технологий в рамках отраслевых и межотраслевых научно-технических программ, так и за счет средств хоздоговоров с заказчиками НИОКР.

Научные исследования выполняются высококвалифицированными научными коллективами, которые возглавляют ведущие ученые широко известных в стране научных школ - И.П. Гинзбурга, Г.Г. Шелухина, А.Г. Блажкина, Ф.Л. Якайтиса, Г.А. Смирнова-Аляева, И.П. Иванова, В.Н. Кудрявцева, М.Н. Бокина.

В недрах этих научных школ за 72 года деятельности вуза подготовлено около двух тысяч кандидатов и более 140 докторов наук, получены выдающиеся результаты исследований в области создания новейших ра-кетно-космических комплексов, высокоэффективных артиллерийских систем, систем управления различного назначения, сложнейших робото-технических устройств и лазерных установок широкого спектра мощностей.

В доперестроечный период научная деятельность университета осуществлялась исключительно в интересах специальных отраслей промышленности (100% объема НИР). Общий объем НИР в 80-е годы достигал (в нынешних ценах) порядка 400,0 млн рублей. В настоящее время научная деятельность Военмеха также направлена в основном на выполнение исследований для заказывающих управлений Министерства обороны РФ.

Однако объем этих исследований в 2004 году составляет всего 14 млн руб. (то есть в 25 раз меньше доперестроечного), и связано это с недостаточным объемом средств на эти цели у традиционных для нашего университета заказчиков, а также из-за значительного сокращения возможностей вуза для реализации этих средств.

В настоящее время для Военмеха остро обнажились две жизненно важные проблемы:

- проблема восстановления кадрового потенциала;

- проблема крайне неудовлетворительного состояния материально-технической базы науки.

Для их решения предпринимается ряд мер.

С целью поддержки научно-исследовательской работы в университете предполагается введение грантов для преподавателей и молодых ученых Военмеха, положение о которых разрабатывается в настоящее время. Для привлечения госбюджетных средств администрация университета активно поддерживает ведущие научные коллективы по участию в отраслевых и межотраслевых программах и грантах по основным направлениям НИР вуза.

Ведутся переговоры о проведении НИР и ОКР, финансируемых из средств города и области. В октябре 2004 г. подписан договор с администрацией Санкт-Петербурга в области теплоэнергетики.

Наряду с привлечением госбюджетных средств ректорат ведет интенсивную работу с предприятиями различных форм собственности.

Заключены договоры о научной работе с рядом предприятий: КБ Машиностроения (г. Коломна), КБСМ, КБ и МЗ "Арсенал" им. М.В.Фрунзе, ОАО ВМП "Авитек" (г. Киров) и др.

Для стимулирования заключения договоров на хоздоговорные НИР Ученый совет университета принял гибкую шкалу накладных расходов.

Сегодня предприятия испытывают недостаток в специалистах, знакомых с CALS-технологиями, имеющих навык работы с CAD/CAM/CAE-системами. В то же время на ряде кафедр университета ведется подготовка специалистов с использованием современных компьютерных технологий. Поэтому один из путей привлечения средств предприятий в вуз состоит в заключении договоров на выполнение работ на базе CALS-технологий с привлечением к этим работам студентов старших курсов. К примеру, на факультете военного обучения БГТУ на протяжении ряда лет успешно создаются компьютерные тренажеры по эксплуатации артиллерийского, торпедного и ракетного оружия по заказам Министерства обороны и предприятий, выпускающих вооружение по экспортным заказам.

Однако для выполнения таких работ необходимо создать в Военмехе научно-методическую учебную лабораторию CALS-технологий. Технико-экономическое обоснование такой заявки передано в Министерство образования и науки.

В вузе накоплен солидный научный багаж, который следует использовать для внедрения и получения прибыли. Достижению указанной цели способствует деятельность инновационных структур, которые либо являются хозрасчетными подразделениями Университета (Инновационный центр ИСУ БГТУ), либо ассоциированы с Военмехом некоммерческими партнерствами (ИТЦ "Балтийский", МНПИЦ).

Совсем недавно Инновационный центр ИСУ выиграл конкурс Администрации Санкт-Петербурга на разработку программ и обучение по политехнической переподготовке в области инженерного компьютерного анализа и проектирования руководителей и специалистов малого бизнеса, работающих в области высоких технологий. ИТЦ "Балтийский" оказал в прошлом году финансовую поддержку пяти научно-техническим инновационным проектам сотрудников БГТУ, а три НИР в учебно-методической, научно-технической и инфраструктурной области в 2003 году финансировались по программе "Инновационная деятельность высшей школы" Министерства образования РФ.

В 2003 году учеными университета издано: 8 монографий, 59 учебников и учебных пособий, 11 сборников трудов ( из них 5 по результатам проведенных в БГТУ международных и всероссийских конференций), 347 статей в различных журналах.

В университете работают 7 диссертационных советов. Подготовка научных кадров в аспирантуре БГТУ ведется по 21 специальности, но эффективность аспирантуры явно недостаточна. Для повышения результа-тивности аспирантуры необходимо принять ряд мер, например, назначать руководителями аспирантов только тех ученых, которые имеют госбюджетные или хоздоговорные НИР по теме диссертации.

Один из путей повышения эффективности аспирантуры - прием в заочную аспирантуру сотрудников предприятий, имеющих научный задел.

В этом году мы приняли в заочную аспирантуру 15 человек из КБСМ, КБ Машиностроения, КБ "Арсенал", ГНПП "Базальт" и других предприятий.

Одной из главных задач научно-исследовательской части университета является информатизация вуза.

Создание современной информационной инфраструктуры, охватывающей все стороны деятельности вуза, имеет для нашего университета первостепенное значение. Однако нужно отдавать себе отчет, что внедрение современных компьютерных технологий в учебный процесс и управленческую практику - это сложная задача, требующая больших материальных и интеллектуальных ресурсов и постоянной, планомерной работы.

В настоящее время единая компьютерная сеть (ЕКС) нашего университета охватывает все основные подразделения и кафедры и насчитывает более 300 персональных компьютеров и около 40 компьютерных классов. ЕКС БГТУ подключена по высокоскоростному каналу связи к федеральной университетской компьютерной сети России RunNet. Ввод в эксплуатацию новых мощных серверов и маршрутизаторов обеспечил условия для надежной и комфортной работы всех пользователей и перспективу для роста информационного наполнения ЕКС БГТУ. К единой сети университета подключена локальная сеть общежития №1, проводятся работы по ее модернизации.

Разработан и запущен в опытную эксплуатацию внутренний информационный сервер проректора по научной работе - scipro.bstu.spb.su. На страницах сервера размещена нормативная документация, регулирующая научную деятельность БГТУ, раздел публикаций и раздел новостей для автоматизированного и оперативного информирования научного сообщества нашего университета об основных событиях в научной жизни Военмеха. После завершения этапа опытной эксплуатации аналогичная структура может быть внедрена и для других подразделений вуза.

Ведется работа над типовым информационным сервером выпускающих кафедр. Один из предлагаемых вариантов, разработанный для кафедры А5 (а5.bstu.spb.su), размещен в сети университета.

Завершена разработка и опубликован в сети Internet официальный сайт БГТУ - www.voenmeh.ru, идет его активное наполнение информаци-онными материалами.

Конечно, в организации научной работы университета имеется ряд нерешенных вопросов, но я уверен, что совместными усилиями ученых Военмеха и ректората мы преодолеем все трудности и получим новые выдающиеся научные результаты в области фундаментальных и прикладных наук.


ВПЕРВЫЕ, НО НЕ БЕЗ УСПЕХА

выступили на Международной студенческой олимпиаде "Предпринимательство и менеджмент - 2004" представители факультета Международного промышленного менеджмента нашего университета

Это было первое участие обучающихся в БГТУ "Военмех" в столь представительном мероприятии, которое Санкт-Петербургский инженерно-экономический университет проводил уже в 15-й раз. Основные задания (тестовые испытания и деловую игру) выполняли команды более чем из тридцати вузов различных регионов России, а также Бельгии, Германии, Киргизии, Литвы и Франции. Общее число соревнующихся юношей и девушек составило почти двести человек, в т. ч. около тридцати иностранцев.

Одна наша студентка и двое магистрантов соревновались в секции "Маркетинг-менеджмент". По итогам тестовых испытаний Ольга Цветкова (группа Р113) заняла 6-е, а Сергей Дунаев (кафедра Р4) поделил 7-8-е места. Команда, в которой выступал Дмитрий Белоусов (кафедра Р1), удостоилась за участие в деловой игре 1-го места, а коллективы с участием С. Дунаева и О. Цветковой стали вторым и третьим.

В общевузовском зачете и итогам двух туров трехдневной напряженной работы наш университет вышел на четвертое место, пропустив вперед только устроителей, Санкт-Петербургский государственный технический университет и Университет из г. Вильдау (пригород Берлина). Все наши участники, благодаря большой и очень полезной подготовительной работе ИНЖЭКОНа, приобрели и новые знания, и ценный опыт делового общения с многочисленными коллегами из отечественных и зарубежных высших учебных заведений.

Ю. П. ИНОЗЕМЦЕВ, профессор кафедры Р4, руководитель


Институт систем вооружения (ИСВ) как структурное подразделение БГТУ "Военмех" был образован в июле 2000 г. на базе кафедр факультета прикладной механики и автоматики. ИСВ создан для концентрации научно-педагогического потенциала в области военной техники и подготовки кадров для оборонной промышленности.

ИСВ не имеет аналогов ни в одном из вузов России, готовит специалистов по всему комплексу артиллерийского, стрелкового вооружения, боеприпасов, технологии изготовления и испытания военной техники.

В настоящее время ИСВ включает в себя два факультета: "Оружие и системы вооружения" и Физико-технический.

Факультет "Оружие и системы вооружения" создан на базе кафедр, которые можно считать родоначальниками Военмеха, и ведет подготовку по специальностям: "Стрелково-пушечное, артиллерийское и ракетное оружие", "Средства поражения и боеприпасы", "Высокоэнергетические устройства автоматических систем", "Безопасность технологических процессов и производств", "Испытание и эксплуатация техники", "Технология машиностроения", "Машины и технология обработки металлов давлением" и "Инструментальное обеспечение машиностроительных производств".

Физико-технический факультет ведет подготовку инженеров по следующим специальностям: "Динамика и прочность машин", "Триботехника", "Мехатроника" и "Приборы и системы лучевой энергетики".

В ИСВ накоплен колоссальный потенциал научных исследований, особенно проводимых по заказам Минобороны. В настоящее время он в полной мере не используется, хотя есть и положительные сдвиги в этой области. Примером могут служить кафедра Е3 "Средства поражения и боеприпасы", проводящая с ГУП "Поиск" большие научные исследования в области проектирования боеприпасов, и кафедра Е4 "Высокоэнергетические устройства автоматических систем", на базе которой создан "Центр систем вооружения", объединивший потенциал тульских конструкторов (СКИБ) и Ульяновский машзавод им. Володарского.

В 2002 г. на кафедре Е3 открыт Балтийский филиал ГУП "ФНПЦ "ПРИБОР" ", где студенты и аспиранты кафедры участвуют в создании высокоэффективных образцов вооружения.

Специальности ИСВ не являются коммерчески привлекательными, но менять профиль ИСВ и отказываться от оборонных специальностей нельзя. ИСВ нуждается в государственной поддержке.

К.М. ИВАНОВ, директор ИСВ




Институт международного бизнеса и коммуникации (ИМБК) был создан в марте 1997 г. на базе факультета Международного промышленного менеджмента, образованного в 1992 г., и явился первым институтом, созданным в структуре университета.

Необходимость создания факультета МПМ и института была связана с переходом российской экономики на рыночные отношения и появлением острой потребности в управленческих кадрах новой формации. ИМБК является аналогом зарубежных бизнес-школ при ведущих университетах. 18 февраля 2003 г. ИМБК принят в Российскую ассоциацию бизнес-образования (г. Москва).

В настоящее время в состав ИМБК входят два факультета: Международного промышленного менеджмента (МПМ) и Международной коммуникации (МК).

Факультет МПМ ведет подготовку по специальностям "Менеджмент организации", в рамках которой реализуются специализации международный промышленный менеджмент, менеджмент туризма и путешествий, гостиничный и туристский бизнес, реклама в бизнесе, и "Экономика и управление на предприятии", в рамках которой с 2002 г. реализуется специализация правовое регулирование хозяйственной деятельности. Факультет Международной коммуникации ведет подготовку по двум специальностям: "Теоретическая и прикладная лингвистика" и "Политология".

В ИМБК накоплен большой опыт по реализации дополнительных образовательных программ как для студентов, так и для лиц, имеющих высшее образование. Успешно развивается сотрудничество с международной школой Educational Services International (ESI). Это позволяет студентам изучать английский язык и базовые экономико-управленческие дисциплины с преподавателями - "носителями языка". Разработана программа MBAE (Master of Business Administration and Engineering), реализуемая ИМБК и Высшей школой бизнеса (SIB) университета г. Буде (Норвегия).

В Центре дополнительных образовательных программ ИМБК реализуются программы получения второго высшего образования по специальностям "Менеджмент организации" и "Экономика и управление на предприятии" для лиц, имеющих высшее техническое образование. Для повышения квалификации профессиональных менеджеров высшего и среднего звена разработана и успешно реализуется программа высшего профессионального образования Master of Business Administration (МВА). В программах дополнительного профессионального образования участвуют преподаватели ведущих вузов Санкт-Петербурга и высококвалифицированные специалисты профильных организаций. Международный характер программ обеспечивается соблюдением международных стандартов, привлечением иностранных преподавателей и специалистов, целенаправленной языковой подготовкой.

С.М. СТАЖКОВ, директор ИМБК



ЛАЗЕРНАЯ ТЕХНИКА


Мобильный лидарный комплекс


Испытания системы управления
приводов сканера мобильного
лидарного комплекса


Д.Н. Васильев у химического
кислород-йодного лазера


Компьютерный класс


Настройка гетерогенного канала
в «чистой комнате»


Конструкторское бюро


Институт систем управления (ИСУ) создан в 2000 г. на базе факультета систем управления и в настоящее время включает факультеты "Информационные и управляющие системы", "Мехатроника и управление" и факультет повышения квалификации, вечернее отделение, инновационный центр, негосударственное образовательное учреждение, научно-техническое отделение.

В состав ИСУ входят 9 кафедр, в том числе 6 выпускающих, обеспечивающих подготовку и переподготовку специалистов - бакалавров, инженеров, магистров, аспирантов и докторантов в области информационных технологий, радиоэлектронных систем, мехатроники и робототехники, систем управления и менеджмента качества продукции.

Факультет "Информационные и управляющие системы" ведет подготовку по следующим специальностям: 210500 - системы управления летательными аппаратами, 220200 - автоматизированные системы обработки информации и управления, 071900 - информационные системы и технологии, 201600 - радиоэлектронные системы, 201700 - средства радиоэлектронной борьбы, 071900 - информационные системы и технологии.

Факультет "Информационные и управляющие системы" осуществляет подготовку по следующим специальностям: 210300 - роботы и робототехнические системы, 071800 - мехатроника, 191000 - технология приборостроения, 072000 - стандартизация и сертификация, 210800 - автономные информационные и управляющие системы, 210900 - взрыватели и системы управления средствами поражения.

Вечернее отделение обеспечивает подготовку инженеров по профилирующим специальностям ИСУ: 220200 - автоматизированные системы обработки информации и управления, 210300 - роботы и робототехнические системы, 201600 - радиоэлектронные системы, 071900 - информационные системы и технологии.

Высокопрофессиональный научно-педагогический коллектив института включает более 20 докторов наук, профессоров и свыше 70 кандидатов наук, доцентов.

Основные научные направления ИСУ - помехозащищенность и эффективность систем управления летательных аппаратов; системы технического зрения; интеллектуальные методы управления космическими аппаратами; исследование электромеханических и радиоэлектронных систем управления автономными объектами, в том числе повышение эффективности высокоточного оружия и др.

Сотрудники кафедр ИСУ участвуют в разработках ведущих предприятий и НИИ России, таких, как ФГУП ЦНИИ "Электроприбор", ФГУП КБ "Арсенал", НПО "Ленинец", ФГУП НИИ "Поиск", ФГУП НИИ "Гранит", ПО "Завод имени М.И. Калинина", НПО "Импульс", НПО "Рубин", КБСМ и др.

Высокий уровень подготовки выпускника ИСУ позволяет успешно работать на предприятиях любого профиля и форм собственности, быстро адаптироваться к изменяющимся требованиям рынка труда.

Ю.В. ЗАГАШВИЛИ, директор ИСУ




Институт ракетно-космической техники (ИРКТ) образован в 2004 г. на базе факультетов "Авиа- и ракетостроения" и "Аэрокосмического". Это единственные в Санкт-Петербурге и Северо-западном регионе России факультеты, обеспечивающие подготовку инженеров, бакалавров и магистров в области ракетостроения, космических аппаратов и разгонных блоков.

Факультет "Авиа- и ракетостроения" является одним из старейших в университете, подготовившим за свою более чем полувековую историю более 15000 высококвалифицированных специалистов-ракетчиков. Факультет сохранил педагогический и научно-технический потенциал кафедр, на которых осуществляется подготовка инженеров по специальностям "Ракетостроение", "Моделирование и исследование операций в организационно-технических системах", "Ракетные двигатели", "Инженерная защита окружающей среды", "Стартовые и технические комплексы ракет и космических аппаратов", "Испытания и эксплуатация техники", "Динамика полета и управление движением летательных аппаратов".

Аэрокосмический факультет - это известная научно-техническая школа с давними традициями в области космической и лазерной техники, ракетных двигателей, механики жидкости, газа и плазмы, теории горения, тепломассопереноса и технологии машиностроения, которая готовит инженеров по специальностям: "Космические летательные аппараты и разгонные блоки", "Гидроаэродианамика", "Лазерные системы в ракетной технике и космонавтике", "Авиационная и ракетно-космическая теплотехника", "Испытание и эксплуатация техники (авиакосмическая техника)", "Информационно-измерительная техника и технологии при испытаниях космической техники".

В процессе обучения на факультетах ИРКТ студенты приобретают фундаментальные знания в областях, связанных с ракетно-космической техникой, с современными высокими технологиями, которые находят широкое применение и в других областях народного хозяйства, овладевают методами проектирования, производства, испытаний и эксплуатации систем различного целевого назначения, в том числе с использованием CAD/CAM и CALS-технологий.

Факультеты ИРКТ поддерживают многолетние творческие связи с ведущими предприятиями ракетно-космической отрасли: концерном ПВО "Алмаз-Антей", РКК "Энергия", "ЦНИИ машиностроения", "ЦСКБ-Прогресс", "НПО прикладной механики", КБ и МЗ "Арсенал" им. М.В. Фрунзе, ЦНИИ ХМ, НПО "Сплав", КБ машиностроения, 1 ЦНИИ МО РФ, 3 ЦНИИ МО РФ, КБСМ, КБ "Новатор" и многими другими, участвуя в целевой подготовке специалистов и в разработке современных образцов вооружения и военной техники и техники двойного назначения.

В.А. БОРОДАВКИН, декан факультета "А"
Л.И. КАЛЯГИН, декан факультета "М"


Часть 2

На главную