№8 (22552) ноябрь, 2009 г. |
---|
1 августа 2009 года исполнилось 110 лет со дня рождения выдающегося советского конструктора-артиллериста, ученого, Героя Социалистического Труда, лауреата Государственных премий СССР, генерал-лейтенанта инженерно-технической службы, академика Академии артиллерийских наук, доктора технических наук, профессора, заслуженного деятеля науки и техники РСФСР Ильи Ивановича Иванова (1899-1967). И.И. Иванов является одним из основоположников современной отечественной научно-конструкторской школы в области проектирования артиллерийских систем.
В Советской России модернизация артиллерии и создание собственной тяжелой артиллерии стали возможны начиная с 1930 г., после восстановления разрушенного в ходе Гражданской войны народного хозяйства. А все более осложнявшаяся международная обстановка вынуждала Советское государство в 30-е годы всемерно повышать свою обороноспособность.
В решении этих задач самое активное участие принимал Илья Иванович Иванов. Он пришел в Артиллерийскую академию, пройдя суровую школу Гражданской войны. В 1928 году молодой артиллерийский инженер Илья Иванов начал свою творческую деятельность на заводе "Арсенал". В 1929 году он был переведен в конструкторское бюро завода "Большевик" (в прошлом и ныне снова Обуховский завод), где работал инженером-конструктором до 1932 года. Здесь он принимал участие в разработке 203-мм гаубицы, которая стала крупнейшим техническим достижением. Достаточно сказать, что это орудие находилось на вооружении армии более 60 лет. Позже, в автобиографии, Илья Иванович отметит: "Завод этот явился для меня второй академией".
В период 1932-37 гг. И.И. Иванов занимался преподавательской работой в Артиллерийской инженерной академии, возглавив в 1934 году кафедру артиллерийского вооружения. Одновременно, после создания в 1932 году Ленинградского военно-механического института (ЛВМИ), призванного обеспечить оборонную промышленность высококвалифицированными инженерными кадрами, Илья Иванович возглавил одну из ведущих кафедр вуза - кафедру проектирования артиллерийских систем.
С 1937 года Илья Иванович - Главный конструктор завода "Большевик". К этому времени в связи с развертыванием в стране программы создания океанского флота конструкторскому бюро и заводу поручались разработка и изготовление корабельных артиллерийских установок калибра до 406 мм включительно. Разрабатывалось также артиллерийское вооружение береговых батарей и железнодорожных транспортеров. Продолжалось и выполнение заказов по созданию тяжелой полевой артиллерии.
С 1937 по 1939 год при участии И.И. Иванова ведутся разработки 100-мм универсальной двухорудийной установки, качающейся части 152-мм орудий для башенных установок легких крейсеров, 130-мм двухорудийной башенной установки, качающейся части 305-мм орудий для трехорудийных башенных установок тяжелого крейсера, 406-мм орудия для трехорудийных башенных установок главного калибра линкора "Советский Союз".
Под руководством И.И. Иванова и А.Г. Гаврилова разрабатываются 210-мм пушка и 305-мм гаубица. В 1939 году эти артиллерийские орудия были приняты на вооружение.
210-мм пушка Бр-17
Под руководством И.И. Иванова, М.Я. Крупчатникова, Н.Н. Магдасиева и А.Г. Гаврилова создаются 280-мм мортира БР-2 образца 1939 года и 152-мм пушка БР-5.
В процессе создания тяжелых артиллерийских орудий в конструкторском бюро завода "Большевик" в конце 30-х годов сложилась одна из лучших в стране научно-конструкторских школ.
Под непосредственным руководством И.И. Иванова в 1937 году в конструкторском бюро начинал свою деятельность на заводе "Большевик" выпускник ЛВМИ Дмитрий Федорович Устинов, являвшийся в годы Великой Отечественной войны наркомом вооружения СССР.
В 1939 году И.И. Иванов с коллективом конструкторов переводится на волжский завод "Баррикада", где в должности Главного конструктора продолжает работы по созданию и постановке на производство образцов орудий большой и особой мощности. К началу Великой Отечественной войны создание отечественной полевой артиллерии большой и особой мощности было завершено.
В 1940 году "за выдающиеся заслуги в области создания новых типов вооружения, поднявших оборонную мощь Советского Союза", И.И. Иванову одному из первых в стране было присвоено звание Героя Социалистического Труда.
В период Великой Отечественной войны И.И. Иванов продолжал работы по созданию новых образцов различных видов артиллерийского вооружения: с 1942 года - в Центральном артиллерийском конструкторском бюро (ЦАКБ) в подмосковных Подлипках, а с 1944 года - в филиале ЦАКБ в Ленинграде.
Танк Т-34-85 с 85-мм пушкой ЗИС-С-53
В ЦАКБ И.И. Иванов являлся первым заместителем начальника и Главного конструктора. Под его руководством и при его участии в начале 1944 года была создана новая 85-мм танковая пушка, поступившая на вооружение среднего танка Т-34 вместо 76-мм пушки. Увеличение огневой мощи среднего танка Т-34 позволило повысить эффективность борьбы с новыми немецкими танками, особенно с тяжелыми. Благодаря перевооружению танк Т-34 сохранил за собой право считаться лучшим средним танком Второй мировой войны. За разработку орудия для танка Т-34 были удостоены Государственной премии И.И. Иванов, Г.И. Сергеев, А. И. Савин.
В филиале ЦАКБ, созданном в 1944 году в Ленинграде, И.И. Иванов занимал должность начальника и Главного конструктора. По существу Илья Иванович явился создателем филиала, реорганизованного в 1945 году в самостоятельное возглавляемое им Морское артиллерийское центральное конструкторское бюро (МАЦКБ).
В послевоенные годы в МАЦКБ (с 1948 г. ЦКБ-34) под руководством И.И. Иванова создаются качественно новые корабельные артиллерийские установки среднего и крупного калибров, а также подвижные артустановки для береговой обороны. Проектными работами руководят главные конструкторы направлений Е.Г. Рудяк, А.А. Флоренский, Д.Е. Брилль и Б.С. Коробов, а натурными испытаниями - М.Я. Евдокимов.
Для крейсеров типа "Чапаев" (пр. 68) создается и принимается на вооружение 100-мм двухорудийная универсальная полуавтоматическая стабилизированнная палубно-башенная артиллерийская установка, а также модернизируется (в качестве главного калибра) 152-мм трехорудийная башенная артиллерийская установка. Для тяжелого крейсера "Сталинград" (пр. 82) создается и проходит полигонные испытания качающаяся часть 305-мм орудия. Разрабатывается и принимается на вооружение 130-мм береговая артустановка на механической тяге, создается и вводится в эксплуатацию 152-мм береговая подвижная артустановка.
В ЦКБ-34 в 50-е годы создается качающаяся часть с механизмами наведения и заряжания для 406-мм самоходной артиллерийской установки. Это сверхмощное орудие предназначалось для стрельбы атомными тактическими снарядами. В 1957 году САУ "Конденсатор" впервые участвует в военном параде на Красной площади. На вооружение Советской Армии принимается батарея, сформированная из этих установок.
406-мм САУ "Конденсатор" (на втором плане)
Конструкторскими коллективами ЦКБ-34, возглавляемого И.И. Ивановым, в 50-е годы также был внесен значительный вклад в создание ракетного оружия. Здесь создаются стартовая установка подводных лодок (пр. 629 и 658) для старта баллистической ракеты, четырехконтейнерная палубная установка ракетного крейсера типа "Грозный" для старта крылатых ракет, пусковые установки для ракетных зенитных комплексов ПВО.
В 1959 году И.И. Иванов в связи с 60-летием завершил свою плодотворную деятельность начальника и Главного конструктора ЦКБ-34 и перешел на постоянную работу в ЛВМИ, где он с 1947 года по совместительству возглавлял ту самую кафедру, которую создал в 1932 году (ныне кафедра Е1 "Стрелково-пушечное, артиллерийское и ракетное оружие").
С 1946 по 1950 год И.И. Иванов избирался членом Президиума Академии артиллерийских наук.
В научно-конструкторской школе академика, профессора, д. т. н., заслуженного деятеля науки и техники РСФСР, генерал-лейтенанта инженерно-технической службы И.И. Иванова были подготовлены десятки кандидатов и докторов технических наук. Многие из его учеников стали выдающимися учеными, конструкторами, удостоенными званий лауреатов Государственной премии и Золотой звезды Героя Социалистического Труда.
Оценивая свой творческий и жизненный путь, И.И. Иванов в беседе с молодыми специалистами говорил о том, что вся его работа была направлена на укрепление безопасности наших людей. Он говорил, что создание ракетно-ядерного щита - это не результат каких-либо агрессивных устремлений, а обеспечение условий для мирного труда нашего народа.
В настоящее время коллектив кафедры Е1 продолжает дело, начатое в Военмехе И.И. Ивановым, - осуществляет подготовку инженерных кадров для оборонной промышленности по специальностям "Стрелково-пушечное, артиллерийское и ракетное оружие" и "Испытание и эксплуатация техники" и проводит подготовку научных кадров по специальности "Вооружение и военная техника".
Военмех, и кафедра Е1 в частности, бережно хранят память об основателе кафедры №14 (ныне Е1), выдающемся ученом и конструкторе-артиллеристе, создателе артиллерийских орудий большой и особой мощности, талантливом педагоге и прекрасном человеке И.И. Иванове.
Общероссийского и мирового уровня творческие достижения И.И. Иванова в области артиллерийской техники носят непреходящий характер и заслуживают того, чтобы в городе на Неве на здании, где жил И.И. Иванов, - дом 12 на улице Правды - появилась памятная доска.
Дом 12 на ул. Правды, в котором жил И.И. Иванов
Фото Сергея КУДРЯВЦЕВА
О.Г. АГОШКОВ, директор ИСВ, декан факультета "Оружие и системы вооружения",
заведующий кафедрой Е1, профессор.
С.И. КУДРЯВЦЕВ, заместитель директора ИСВ по информатизации,
старший преподаватель кафедры Е1
Распоряжением Правительства РФ № 1246-Р от 28.08.2009 г. Премия Правительства РФ в области образования за 2009 г. присуждена:
Ипатову Олегу Сергеевичу - заведующему кафедрой И3 БГТУ "Военмех" им. Д.Ф. Устинова за разработку системы непрерывного дополнительного профессионального образования работников организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты.
Касаткину Виктору Викторовичу - профессору кафедры И5 БГТУ "Военмех" им. Д.Ф. Устинова за разработку комплекса учебно-методических, научных и научно-организационных работ в области информатизации системы непрерывного образования.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
С.П. Пивоваров |
В.В. Неделко |
А.Т. Блажкин |
Ю.М. Козлов |
С.Н. Шаров |
О.С. Ипатов |
В 1949 году по инициативе академика С.П. Королева на ракетостроительном факультете ЛВМИ была создана кафедра общей ракетной автоматики за номером три. Ее первым заведующим стал профессор С.П. Пивоваров, совмещавший эту должность с основной работой в НИИ Телевидения. Учебный процесс кафедры № 3, обслуживавшей учебный процесс выпускающих кафедр факультета, сводился к рассмотрению принципов действия бортовых приборов управления немецкой ракеты А-4 (ФАУ-2).
В 1954 году кафедру возглавил к.т.н., доцент В.В. Неделко, работавший до того в ЛИАПе деканом и доцентом кафедры телемеханики. В 1956 году опять же из ЛИАПа на кафедру № 3 был переведен к.т.н., доцент Г.И. Перов, занимавший в ЛИАПе должность и. о. заведующего кафедрой "Радиоприемные устройства". Этот переход существенно усилил радиотехническую составляющую учебного процесса кафедры № 3. В 1957 году на эту же кафедру на должность доцента с кафедры № 12 ЛВМИ была переведена к.т.н. Л.В. Полонская - ученица Т.Н. Соколова.
В 1957 году Г.И. Перов стал временно исполняющим обязанности заведующего кафедрой № 3 в связи с командировкой В.В. Неделко в Китай.
Интенсивное развитие ракетостроения в 50-е годы обозначило острую необходимость по управлению ракетной техникой. В соответствии с решением Минвуза СССР в ведущих вузах страны - в том числе и в Военмехе - началась подготовительная работа по открытию выпускающих кафедр подготовки специалистов по управлению ракетами различного назначения. Ограниченные сроки выпуска первых специалистов, крайне нужных стране, определили единственно возможное решение организовать подготовку на базе кафедры, наиболее близкой по содержанию учебного процесса к поставленной задаче - на базе кафедры № 3. Преобразование общетехнической кафедры в выпускающую было очень сложной задачей, решение которой, во многом, пало на плечи Г.И. Перова.
Содержание учебного процесса кафедры № 3 условно можно было определить состоящим из двух направлений. Первое из них связано с рассмотрением каналов управления с гироскопическими приборами в нем, а второе - с радиоустройствами. Отсюда руководством Военмеха было принято решение о создании в 1959 г. на приборостроительном факультете двух выпускающих кафедр по управлению ракетами.
Одну из них "Радиоэлектронные устройства и радиолокация" - кафедру № 7 - возглавил Г.И. Перов. Другую, "Системы управления летательными аппаратами", - вернувшийся из Китая В.В. Неделко. Эта кафедра унаследовала номер кафедры-прародительницы и стала кафедрой № 3, но уже на приборостроительном факультете. Так что заведующими этой кафедрой последовательно были профессор С.П. Пивоваров, доцент В.В. Неделко и профессора А.Т. Блажкин, Ю.М. Козлов, С.Н. Шаров и О.С. Ипатов.
Становление кафедры № 3 для В.В. Неделко оказалось сложным, поскольку в отличие от кафедры № 7, исходная базовая кафедра не располагала кадрами, могущими обеспечить основные выпускающие дисциплины. Ситуация изменилась во второй половине 1959 года, когда на кафедру, опять же из ЛИАПа, пришел к.т.н., доцент Г.В. Герхен-Губанов. Это был известный специалист по гироскопам, гироскопическим системам, самолетным автопилотам и управлению полетом. Будучи широко образованным, талантливым инженером и блестящим педагогом, он создал на кафедре инициативное педагогическое ядро, в состав которого вошли Л.В. Полонская и В.А. Веселов, переведенный в ЛМИ из ЦНИИ "Электроприбор", где он создавал элементную базу системы управления ракетой П-20.
В кратчайшие сроки коллективу кафедры удалось определить структуру учебного процесса, иерархию его дисциплин и требуемое учебно-методическое обеспечение.
В 1960 году кафедру № 3 возглавил профессор А.Т. Блажкин - известный электротехник и специалист по силовому приводу, прошедший "академию" Л.П. Берии. Под его руководством кафедра стремительно развивалась. К началу 70-х годов она превратилась в системообразующую кафедру, одну из самых многочисленных среди выпускающих кафедр института. Именно при нем сложился ее основной педагогический коллектив: Г.В. Герхен-Губанов, К.В. Бехтерев, В.А. Веселов, Д.П. Деревицкий, И.С .Зилитенкевич, С.А. Лосев, Л.П. Крамарев, Б.Ф. Коротков, Е.А. Куклев, Ю.В. Протасов, О.Ф. Черкасов, Ю.П. Шеляпин, Е.Б. Тарелкин и др.
Первый выпуск специалистов состоялся в 1962 году. Наиболее яркими среди выпускников были С.Н. Шаров, ставший впоследствии известным в стране и за рубежом специалистом по системам самонаведения ракет, а также Г.А. Ярыгин, признанный ныне специалист по экспертизе промышленной безопасности.
Кафедра первой в институте начала внедрение в учебный процесс компьютерных технологий. Связи В.А. Веселова с промышленностью обеспечили передачу кафедре ЭВМ "Урал-1". Это была первая цифровая машина, появившаяся в ЛМИ. Первыми машину освоили Ю.В. Протасов и В.И. Будник. Позже по той же схеме кафедра получила ЭВМ "Урал-2" и ЕС-1020. На кафедре были созданы две учебных лаборатории. Лаборатория ЦВМ имела в составе "МИР-1", "МИР-2", "БЭСМ-2", "БЭСМ-4", "МИНСК-32" и др. Лаборатория аналоговой техники располагала парком машин "МН-7", "МН-10", "МНБ", "ЭМУ" и др.
К концу первой половины 70-х годов научно-педагогический потенциал кафедры достиг критической отметки - численность сотрудников достигла 200 человек. К счастью это привело не к распаду кафедры, а к ее делению. Первым от кафедры отпочковался вычислительный центр. Этому способствовало появление в институте ЭВМ ЕС-1020. Тот факт, что машину такого класса ЛМИ освоил первым среди вузов страны и даже первым среди ведущих оборонных организаций, способствовал выходу приказа Министра высшего и среднего специального образования о создании в ЛМИ вычислительного центра с бюджетным финансированием. По тем временам это было знаковым событием.
Вторым от кафедры отделился коллектив в составе И.С. Зилитенкевича, С.А. Лосева, Н.Д. Николаевой, А.И. Спиридонова и Ю.П. Шеляпина, ставший основой педагогического состава новой общеобразовательной кафедры "Вычислительная техника". Новой кафедре была передана материально-техническая часть для обеспечения учебного процесса.
После деления кафедра стабильно развивалась. Основной педагогический состав кафедры составляли профессора Ю.М. Козлов, В.А. Веселов, Е.А. Куклев, С.А. Кабанов, доценты Б.Р. Андриевский, Г.В. Герхен-Губанов, К.В. Бехтерев, Б.Ф. Коротков, В.Г. Кузнецов, Б.М. Макарьев, О.Ф. Черкасов, старший преподаватель Е.Б. Тарелкин и др.
В 90-е годы прошлого столетия в стране произошли известные события. Их следствием стало резкое сокращение финансирования вуза и потеря связей с промышленностью вследствие ее разрушения. Это существенно сказалось на вымывании инженерной составляющей из учебного процесса. Именно в этот сложный период кафедру последовательно возглавляли ее выпускники С.Н. Шаров и О.С. Ипатов.
Будучи признанным в стране и за рубежом специалистом по системам самонаведения ракет, С.Н. Шаров обеспечил сохранение инженерной компоненты в учебном процессе за счет привлечения на кафедру из промышленности крупных ученых-инженеров: Главного инженера НПО "Импульс", лауреата Государственной премии СССР, д.т.н. В.И. Мельника; Заслуженного конструктора РФ, лауреата Государственной премии РФ, к.т.н. В.Р. Андриевского; заместителя директора по научной работе НИИКП, д.т.н. Ю.С. Александрова; Заслуженного деятеля науки РФ, вице-президента РАРАН, д.т.н. В.А. Петрова и ведущего специалиста ЦНИИ "Гранит", д.т.н. С.Ф. Федорова.
Они принесли на кафедру огромный инженерный опыт и уникальный научный потенциал. На кафедре заметно увеличился выпуск молодых ученых - кандидатов технических наук.
В 1999 году на смену С.Н. Шарову пришел молодой ученый, выпускник кафедры, д.т.н. О.С. Ипатов. К тому моменту Военмех уже стал университетом. Это накладывало определенные обязательства на заведующего выпускающей кафедры. О.С. Ипатов соответствовал этим требованиям. Он стал первым из заведующих выпускающими кафедрами, получивших университетское образование, окончив после Военмеха кафедру "Теоретическая кибернетика" Ленинградского университета. Он много сделал для материально-технического возрождения кафедры, восстановив учебные аудитории и лаборатории в соответствии с современными требованиями.
С момента создания кафедры ее коллектив был нацелен на участие в исследованиях по заказам промышленности. Тем самым, с одной стороны, творческий и научный потенциал кафедры ставился на службу развития основных отраслей науки и промышленности, с другой - автоматически обеспечивался рост профессионального уровня преподавателей.
Кафедра "Системы обработки информации и управления" (И3). Сидят, слева направо: Ю.В. Протасов, Г.С. Квартенко, С.Н. Шаров, В.А. Петров, В.А. Веселов, О.С. Ипатов, Е.Е. Воробьева, В.И. Мельник, О.Ф. Черкасов; стоят, 1-й ряд: А.П. Конюхов, В.А. Поликарпов, С.И. Марков, Б.Ф. Коротков, С.Н. Королев, В.А. Керножицкий, Э.А. Бесперстов, В.Г. Малеев, В.Р. Андриевский, В.Ю. Емельянов; 2-й ряд: В.В. Гаврилов, В.П. Васенко, А.Б. Атнашев, К.В. Бехтерев, С.Г. Толмачев, Н.В. Смирнов, С.Ф. Федоров, А.И. Ткалин, С.О. Ершов, О.А. Кононов. Фото 2002 г.
Одной из первых работ, выполненных по заказу ЦНИИ имени А.Н. Крылова, была разработка метода и создание устройств, исключающих потерю гребных винтов кораблей. Проблема возникла из-за "срезания" дейдвудных валов на волнении и необходимости захода кораблей на ремонт в доки других государств, что было связано с большими валютными затратами. Проблему решил коллектив кафедры, создав два типа устройств измерения мгновенных значений крутящих моментов с вращающихся валов. Разработку выполнили Г.В. Герхен-Губанов и В.А. Веселов. В изготовлении образцов устройств участвовали В.Л. Белов, Е.Б. Тарелкин и И.Я. Горяинов.
Далее фронт научных исследований кафедры существенно расширился. Образовалось несколько научных направлений. Одним из них стало исследование, моделирование и отработка информационных каналов систем управления беспилотных летательных аппаратов. Оно формировалось в 60-е годы. Тогда под руководством Г.В. Герхен-Губанова на кафедре начали выполняться работы по созданию уникальных комплексов для испытаний навигационных приборов летательных аппаратов. В 1969 году приказом Министерства обороны СССР при ЛМИ создана отраслевая лаборатория ОНИЛ-357, которая вскоре превратилась в авторитетный в стране методический центр в области испытаний и отработки информационных каналов систем управления беспилотных летательных аппаратов.
Силами коллектива лаборатории был создан и в течение многих лет успешно эксплуатировался в интересах ВМФ полунатурный моделирующий комплекс "КАМА".
Основную роль в его создании и развитии сыграли высококвалифицированные специалисты Г.В. Герхен-Губанов, Е.А. Куклев, В.Л. Белов, Н.С. Колобов, Н.Н. Тимофеев, П.А. Галайдин, Г.В. Свиньина, Т.И. Абрамова, А.И. Лебедев, Г.П. Шестернев.
Более 20 лет ОНИЛ-357 (научный руководитель д.т.н., профессор Е.А. Куклев, начальник лаборатории к.т.н. И.А. Никольский) успешно выполняла разработки по заказам министерств обороны, судостроительной, авиационной промышленности и др. Все эти годы безусловным лидером в лаборатории в творческом и организационном плане был Е.А. Куклев. Он добился успешного сочетания в тематике лаборатории фундаментальных исследований и практических разработок систем управления летательных аппаратов различных типов. В ведущих проектных и исследовательских институтах под методическим руководством лаборатории были созданы гибридные вычислительные системы, программное обеспечение и методики для таких комплексов, защищены десятки кандидатских и несколько докторских диссертаций.
На комплексе «КАМА» успешно проводились испытания и отработка радиолокационных координаторов беспилотных летательных аппаратов. В процессе модернизации комплекса по мере усложнения решаемых задач была построена гибридная вычислительная система автоматизации испытаний, разработан широкий спектр передовых методик программного обеспечения испытаний и оценки эффективности информационных каналов (Н.Н. Тимофеев, А.И. Ткалин, А.И. Козынченко, И.А. Доценко, С.Н. Королев, Ю.П. Прокопенко и другие).
Группа сотрудников лаборатории (О.В. Свешников, С.В. Палкин, А.И. Козынченко, И.А. Демьянков) под руководством доцента кафедры № 7 В.П. Смолина совместно с ЦНИИ им. А.Н. Крылова в течение ряда лет выполняла комплекс работ по созданию моделей и методик для отработки радиолокационных каналов на основе совместного использования данных натурных испытаний и гидроакустического моделирования. Результатом этих работ является создание уникальных комплексов, наиболее крупный из которых и по сей день эксплуатируется в ЦНИИ им. А.Н. Крылова.
В 1980 году специалисты лаборатории (В.Ю. Емельянов - ответственный исполнитель, Ю.В. Вахрушев, В.М. Горячев, А.Ю. Захаров, О.В. Свешников) были привлечены к работам по сопровождению летных испытаний в Летно-исследовательском институте им. М.М. Громова. Результатом восьмилетних работ явилось создание в ЛИИ уникального полунатурного стенда для комплексной отработки авиационных радиоэлектронных систем.
В начале 90-х гг., в связи с полным прекращением в стране работ по тематике лаборатории, ОНИЛ-357 реорганизована в МГП "Контакт" (директор - И.Н. Доценко), где был выполнен ряд заказов в интересах народного хозяйства.
Так в Военмехе возникла научная школа по исследованию ракет с радиолокационными головками наведения, возглавляемая доктором технических наук, профессором Е.А. Куклевым.
1985 год. Камчатка.
О.С. Ипатов в составе испытателей планетоходов на полигоне
Другим крупным научным направлением стало создание систем автовождения планетоходов. Это направление родилось в недрах лаборатории ОНИЛ-3-5-7. В 70-е годы от нее отделилась лаборатория "Системы технического зрения". Ее научным руководителем стал В.А. Веселов, главным конструктором - В.Г. Кузнецов, заведующим лабораторией - сначала Г.М. Беляков, а впоследствии К.В. Пастухов.
Задачей лаборатории стало создание систем обеспечения безопасности движения безэкипажных транспортных средств в автономном режиме в условиях бездорожья. В начале 70-х годов коллектив лаборатории по инициативе главного конструктора шасси "Лунохода" А.Л. Кемурджиана и его заместителя П.С. Сологуба был привлечен к работам по системам безопасности планетоходов, ориентированных на исследование удаленных планет, что исключало дистанционное управление ими с Земли.
Первые работы по созданию тактильных систем безопасности были выполнены во ВНИИ Трансмаш с участием Г.В. Герхен-Губанова.
В первой половине 70-х годов В.Г. Кузнецовым был создан первый в стране, да пожалуй, и в мировой практике, бортовой быстродействующий лазерный светолокатор, могущий измерять координаты отдельных точек среды с малым коэффициентом отражения света вплоть до черного асфальта. В создании принимали участие Т.И. Абанькина, Г.М. Беляков, А.Д. Бубликов, В.А. Веселов, Г.В. Герхен-Губанов, Р.Н. Гробовой, О.С. Ипатов, В.И. Латышев, В.В. Осипов, К.В. Пастухов, С.Ю. Тилли, Е.Б. Тарелкин, С.В. Федосеев, А.Е. Хабибулин и В.В. Черников.
На базе светолокатора и были построены первые системы автовождения натурных макетов марсоходов, разрабатываемых во ВНИИ Трансмаш. Испытания и отработка систем автовождения проводилась на камчатских полигонах у подножия вулканов Шивелуч и Толбачик.
Результаты испытаний показали, что системы автовождения устойчиво дистанционно обнаруживают непреодолимые образования рельефа и обеспечивают их объезд в автономном режиме движения. Так впервые и было осуществлено автовождение в условиях бездорожья. В отработке систем автовождения на полигонах принимали участие В.Г. Кузнецов, О.С. Ипатов, В.В. Черников, С.Ю. Тилли и С.В. Федосеев (теперь начальник космического отделения ВНИИ Трансмаш).
Испытания эксперементальной модели марсохода на Камчатском полигоне
Ограниченность энергетических возможностей бортовых источников питания обусловила разработку более сложных, адаптивных, алгоритмов с минимизацией расхода энергии. Эту задачу решала группа сотрудников в составе И.С. Зилитенкевича, С.А. Лосева, В.В. Касаткина, Ю.В. Протасова, Ю.Г. Кузьмина.
Суть решения заключалась в построении в памяти бортовой машины высотной модели рельефа в системе координат вектора тяжести планеты и "прокатке" по ней модели планетохода с соответствующей кинематикой.
Совершенствование светолокаторов расширило фронт работ по очувствлению транспортных средств. Так, под руководством О.С. Ипатова была создана система безопасности работы наземного минного прерывателя. Система обеспечивала дистанционный подрыв минного поля в условиях сложного рельефа на безопасном расстоянии от машины. Тем самым гарантировалась сохранность экипажа и машины при работе в сложных условиях.
В.Г. Кузнецову с коллективом лаборатории удалось построить систему автовождения боевой машины пехоты. Система обеспечивала безэкипажное движение машины по лесным дорогам со скоростью до 30 км/час. Подобный результат был получен в Германии лишь 30 лет спустя.
До сегодняшнего дня считается, что светолокационные системы, измеряющие геометрические характеристики внешней среды машины, могут использоваться лишь для обеспечения профильной проходимости машин - объезд непреодолимых препятствий. Эта общепринятая точка зрения была, в известной мере, опровергнута пионерской работой Р.Н. Гробового. Ему впервые удалось сформировать "словарь" косвенных признаков, извлекаемых из показаний светолокатора, позволяющих определять непроходимые участки поверхности, т.е. решать задачу и опорной проходимости.
Позже им, совместно с О.С. Ипатовым, были определены требуемые, дополнительные к светолокационному, информационные каналы, позволяющие расширить словарь.
Работы в области дополнения светолокационных каналов ультразвуковыми средствами позволили открыть новое конверсионное направление — создание приборов помощи инвалидам по зрению. Коллективом ученых в составе В.Г. Кузнецова, Р.Н. Гробового, О.С. Ипатова и С.О. Ершова были разработаны сонарные очки — ультразвуковой локатор в очковой оправе с представлением информации инвалиду о внешней среде в виде псевдостереофонического музыкального образа. Эти очки получили самые высокие отзывы как больных, так и ряда медицинских учреждений. В дальнейшем доцентом С.О. Ершовым на базе экспериментально-опытного завода — учебно-производственного центра (ЭОЗ-УПЦ) БГТУ была разработана серия ультразвуковых детекторов препятствий, в частности трость и фонарь для слепых, и начато их изготовление. На этих же принципах был разработан специальный фонарь "Поиск-01" с устройством звуковой индикации обнаружения препятствий, предназначенный для сотрудников МЧС при проведении спасательных работ в задымленных помещениях.
Регулировка системы автовождения на полигоне Шивелуч.
В.А. Веселов (слева) и В.В. Черников у планетохода
Успехи в создании первых систем автовождения инициировали расширение в стране фронта работ по теории и практике синтеза очувствленных роботов и манипуляторов. Они сделали реальным замену дорогостоящих экспериментальных работ по отработке алгоритмов и принципов построения их систем управления, заменив реальные объекты специальными комплексами полунатурного моделирования. Такая задача и была решена коллективом лаборатории. Здесь, под руководством Г.В. Герхен-Губанова, при участии Е.Б. Тарелкина, С.А. Лосева, Б.Ф. Мидцева и В.П. Васенко были созданы необходимые средства в виде колесных и шагающих машин, оснащенных светолокаторами.
Комплексы были переданы в Институт прикладной математики им. М.В. Келдыша АН СССР (группа академика РАН, Героя Социалистического Труда Д.Е. Охоцимского и профессора А.К. Платонова); в Институт многопроцессорных вычислительных систем (г. Таганрог, группа академика РАН, Героя Социалистического Труда А.В. Каляева, впоследствии группа член-корреспондента РАН И.А. Каляева); в Московский государственный институт радиотехники, электроники и автоматики (группа академика РАН И.М. Макарова) и в Институт физико-технических проблем (группа профессора Л.Н. Лупичева). Так Военмех оказался сопричастным к созданию в стране уникальной научной школы по синтезу очувствленных роботов, возглавлявшейся академиком Д.Е. Охоцимским.
Одна из светолокационных систем была передана в Институт физико-технических проблем, где была создана на ее основе система автовождения робота "Кентавр" для работы в чрезвычайных ситуациях.
Испытания робота на внутреннем полигоне института были проведены в присутствии президента АН СССР А.П. Александрова. Они получили высокую оценку научной общественности страны. Так было впервые положено начало созданию роботов для чрезвычайных ситуаций. И до сегодняшнего дня в системах таких роботов используются 3D-sensors, впервые созданные в Военмехе.
Последней значимой работой лаборатории было создание быстродействующего звездного фотометра. Летчик-космонавт СССР Г.М. Гречко первым среди летавших космонавтов обратил внимание на мерцание звезд при их заходе за атмосферу Земли, обусловленное движением станций по орбите — затменные наблюдения. До этого полагалось, что звезды в космосе не мерцают. Г.М. Гречко предложил исследовать атмосферу Земли по пульсациям светового потока звезд с борта обитаемых космических станций. Это, при наличии ОКС, упрощало и удешевляло технологию исследования атмосферы с исключением приземной дымки, существенно ухудшающей точность земного эксперимента. В соответствии с этим предложением председателем Совета «Интеркосмос» академиком В.А. Котельниковым и начальником Главкосмоса А.И. Дунаевым было принято решение о создании соответствующего измерительного комплекса с его установкой на борту ОКС "Мир". Работа была поручена лаборатории "Системы технического зрения". Научным руководителем работ стал В.А. Веселов, главным конструктором Я.П. Подвязный, руководителем группы оптических систем А.С. Массарский, руководителем группы цифровых устройств А.Н. Флеров и руководителем группы аналоговых систем С.Б. Леонтьев. В работах по эргономическому исполнению комплекса принимали участие Г.М. Гречко и С.К. Крикалев. В 1995 году работа была завершена и прошла космическую приемку. Комплекс был запущен в космос и введен в состав научного оборудования ОКС "Мир". С ним работали космонавты Г.И. Падалка и А.Ю. Калери. Они провели широкомасштабные космические эксперименты, позволившие получить уникальные данные об атмосфере Земли, высоко оцененные мировой научной общественностью. До сегодняшнего дня по ряду метрологических параметров комплекс не имеет аналогов в мировом перечне приборов подобного типа.
На этом работы по очувствленным роботам в лаборатории прекратились. Коллектив перешел на другие работы.
Л.Н. Лупичев и Президент Академии наук СССР А.П. Александров
перед демонстрацией робота "Кентавр" на внутреннем полигоне
Института физико-технических проблем
Группой сотрудников лаборатории в составе О.А. Кононова, В.В. Гаврилова, А.И. Кропотова, В.В. Осипова, Е.Б. Тарелкина создана автоматизированная система обработки информации для вагонов-дефектоскопов, позволившая существенно повысить достоверность получения информации о дефектах рельсовых путей, внедренная на Октябрьской железной дороге и метрополитене.
Лаборатория "Систем технического зрения" реорганизуется в ООО "БИЦ-Техносенсор". Разработка коллектива лаборатории - прибор регистрации текущих параметров грузоподъемных машин и механизмов "ПРИЗ-1" - в течение многих лет востребована на рынке.
Помимо прикладных научных исследований на кафедре велись и глубокие теоретические исследования. Это работы группы аспирантов под руководством профессора Ю.М. Козлова по созданию аппаратно-программных средств опознания речи в дикторонезависимых системах, а также по идентификации и распознаванию образов.
Особенно оживились работы с приходом на кафедру А.Л. Фрадкова. Вокруг него образовался целый коллектив молодых выпускников кафедры, многие из которых стали потом известными учеными. Коллективом под руководством А.Л. Фрадкова разработана и внедрена система автоматизации анализа и синтеза систем управления АВАНС (основные разработчики В.В. Касаткин, А.А. Спиридонов, Б.Р. Андриевский). В издательстве "Наука" вышли в свет монографии: Д.П. Деревицкий, А.Л. Фрадков «Прикладная теория дискретных адаптивных систем управления»; В.Н. Фомин, А.Л. Фрадков, В.А. Якубович «Адаптивное управление динамическими объектами», положившие начало серии книг А.Л. Фрадкова - будущего вице-президента Санкт-Петербургского общества информатики и систем управления, члена Российского национального комитета по автоматическому управлению, почетного члена IEEE - Международного института инженеров по электронике и электротехнике, ученого с мировым именем, к 2004 году выступившего с лекциями более чем в 65 университетах и исследовательских центрах 22 стран мира.
Научная группа А.Л. Фрадкова (Б.Р. Андриевский, А.А. Спиридонов, А.Ю. Погромский, Д.Л. Егоренков) составила основу новой лаборатории "Управление сложными системами" Института проблем машиноведения РАН. ИПМаш РАН и БГТУ создали Учебно-научный центр "Проблемы машиностроения, механики и процессов управления" с участием ряда ведущих вузов города. Международный авторитет лаборатории быстро растет, ее представители входят в состав ряда научных комитетов IFAC и IEEE, программных комитетов международных конференций "Управление колебаниями и хаосом", "Нелинейные системы управления" и др. Впоследствии заведующим лабораторией становится выпускник кафедры, д.т.н., старший член IEEE, член Международного научного общества "Физика и управление (IPACS)" Б.Р. Андриевский.
С 1980 по 1990 гг. в рамках НИР с КБ "Новатор" (г. Свердловск) под руководством доцента О.Ф. Черкасова, коллективом в составе: А.И. Ткалин , Б.М. Макарьев, А.Л. Фрадков, Б.Р. Андриевский, А.Л. Стоцкий, В.И. Харламов были разработаны алгоритмы адаптивного управления сложными объектами, алгоритмы идентификации параметров и состояния объекта. Это была одна из первых НИР, в которой был использован ПК для решения задач моделирования и управления сложными системами.
В эти же годы коллектив в составе К.В. Бехтерева, И.С. Зилитенкевича, Ю.П. Шеляпина и др. внедрил в учебный процесс и НИР кафедры вычислительный комплекс МЭРА-КАМАК. На его основе по заказу ВНИИ методики и техники разведки выполнен комплекс работ по моделированию и отладке программного обеспечения роботизированного бурового комплекса РБК-4.
К началу 90-х годов на кафедре сложились востребованные промышленностью и обеспеченные высококвалифицированными преподавательскими кадрами специализации:
- бортовые системы управления беспилотных летательных аппаратов,
- системы управления космических летательных аппаратов,
- наземные комплексы управления летательными аппаратами.
На базе сложившихся специализаций в середине 90-х годов на кафедре разработаны новые образовательные программы, позволившие с 1995 года открыть подготовку инженеров по новым специальностям: "Автоматизированные системы обработки информации и управления", "Испытания и эксплуатация техники (информационно-вычислительная техника)". Впоследствии в 2000 г. открыта подготовка по специальности "Информационные системы и технологии", а в 2005 г. - магистров по направлению "Информатика и вычислительная техника". Основная заслуга здесь принадлежит опытнейшим методистам доцентам Н.Н. Тимофееву, Ю.В. Протасову и возглавлявшему кафедру с 1989 по 1999 гг. профессору С.Н. Шарову, зав. кафедрой И5 профессору Н.Н. Смирновой, профессору кафедры И5 В.В. Касаткину, а в последние годы профессорам О.С. Ипатову и В.Ю. Емельянову.
Разработчики ИС УМУ (слева направо):
А.А. Жердер, А.С. Зайцев, С.Н. Мальцев, В.Ю. Емельянов, И.В. Воронин
В течение 2005-2007 гг. под руководством начальника Учебно-методического управления БГТУ д.т.н., профессора А.С. Зайцева и профессора кафедры В.Ю. Емельянова группа аспирантов кафедры в составе И.В. Воронина, А.А. Жержера, С.Н. Мальцева создала и внедрила в университете информационную систему ИС УМУ, обеспечивающую полную автоматизацию планирования учебного процесса - от составления рабочих учебных планов специальностей на основе государственных образовательных стандартов, до составления расписаний занятий и экзаменов. На момент внедрения ИС УМУ по своей структуре и функциональности превосходила все аналоги, что подтверждено восемью патентами РФ.
В 2001 году на кафедре И3 создана научно-учебная группа (НУГ) под руководством Заслуженного изобретателя РФ В.А. Керножицкого. За время существования НУГ в ее работе было задействовано более 40 студентов, которые приняли участие в 6 НИР, 12 Международных и Всероссийских НТК, опубликовали 29 печатных работ, получили 14 грантов, 3 патента на изобретения и 4 свидетельства о государственной регистрации программ для ЭВМ. 18 докладов удостоены дипломов и грамот. Студентки С.В. Воронина, Т.В. Горохова, А.В. Емельянова награждены медалями Минобрнауки РФ, студенты П.А. Григорьев и А.С. Кипин — медалями Российского союза молодых ученых. 8 студентов награждены дипломами Минобрнауки как победители конкурсов выпускных квалификационных и научных работ, 4 студента удостоены именных стипендий.
Важнейшим вкладом кафедры в развитие и создание научного потенциала страны, а также в развитие информатики и кибернетики в Санкт-Петербурге являются ее выпускники, которые занимают ключевые позиции в организациях промышленности, научных учреждениях, высших учебных заведениях, органах государственного управления. За период с 1959 по 2009 гг. кафедрой было выпущено свыше 5 тысяч высококвалифицированных инженеров, подготовлено 12 докторов наук, свыше 80 кандидатов технических наук.
За разработку систем визуального очувствления роботов и манипуляторов сотрудники лаборатории награждены медалями С.П. Королева, А.Н. Пилюгина, Ю.А. Гагарина, К.Э. Циолковского.
Академик РАН Д.Е. Охоцимский и профессор В.А. Веселов удостоены II Премии Минвуза СССР за лучшие работы в области робототехники. По совокупности работ в области космического приборостроения планета № 7457 названа именем "Веселов". В 2009 г. зав. кафедрой, профессор О.С. Ипатов стал лауреатом Премии Правительства РФ, а профессор В.А. Керножицкий - лауреатом Премии Правительства Санкт-Петербурга. Сотрудниками кафедры издано 7 монографий, получено свыше ста авторских свидетельств и патентов, опубликовано свыше тысячи статей в ведущих журналах как в стране, так и за рубежом.
Студенты А. Кипин, Е. Линкина, А. Денисенко –
участники Циолковских чтений в Калуге с летчиком-космонавтом С.К. Крикалевым
О.С. ИПАТОВ, В.А. ВЕСЕЛОВ, В.А. КЕРНОЖИЦКИЙ