25 - 29 августа 2006 года в Санкт-Петербурге состоялся первый Российский культурологический конгресс, ставший масштабным мероприятием международного значения. Этот научный форум был направлен, прежде всего, на координацию усилий ученых и преподавателей по развитию науки о культуре и культурологического образования в России.

Торжественное открытие Конгресса и ежедневные пленарные заседания проходили в большом конференц-зале Санкт-Петербургского Научного центра РАН, в историческом здании Академии на Университетской набережной, которое является одним из значимых символов культурной и интеллектуальной столицы России. Обширный научный и тематический охват прозвучавших докладов позволяет говорить о том, что на Конгрессе был представлен фактически весь комплекс наук о культуре, включая такие направления культурологической мысли, как философия культуры, теория культуры, историческая и прикладная культурология.

Одним из наиболее значимых мероприятий, осуществлённых в рамках Конгресса, стало проведение Учредительного собрания Российского культурологического общества. На заседание, проходившее 28 августа в Дискуссионном клубе РГПУ им. А.И. Герцена, были приглашены уполномоченные делегаты от всех региональных культурологических обществ, представлявших ведущие культурологические центры России. Российское культурологическое общество (РКО) призвано объединить ученых, занимающихся исследованием и осмыслением культурных процессов, систем и явлений в разных дисциплинарных сферах, преподавателей культурологии и смежных дисциплин (антропологии, эстетики, художественной культуры, этики, истории культуры и искусства, музееведения, этнологии, филологии и др.) в вузе и школе, специалистов по организации культурного процесса в виде конкретных проектов (изданий журналов, фестивалей, выставок, клубов, сайтов и др.) для достижения общих целей, которые положены в основу деятельности Общества.

Весьма активное участие в работе I Российского культурологического конгресса принимали члены кафедры культурологии и глобалистики БГТУ: с докладами на этом престижном форуме выступали И.Ф. Кефели, А.В. Бондарев, О.В. Плебанек, И.Ф. Игнатьева. Их доклады были высоко оценены коллегами. В дискуссиях на секционных заседаниях участвовали также О.В. Прокуденкова, Т.Ф. Ляпкина и др. Благодаря доброжелательной атмосфере, царившей на Конгрессе, кафедрой были установлены связи со многими научными центрами нашей страны и рядом видных зарубежных ученых.

Будем надеяться, что в 2007 г. нас ожидают новые столь же масштабные культурологические конференции и симпозиумы, которые будут проходить при неизменном участии преподавателей кафедры культурологии и глобалистики БГТУ им. Д.Ф. Устинова, внося свою лепту в общее дело возрождения России.

Алексей Бондарев,
старший преподаватель кафедры культурологии и глобалистики


Новые тенденции в политической жизни России

16 - 17 ноября 2006 г. состоялась III Межвузовская студенческая научная конференция "Новые тенденции в политической жизни России", организаторами которой выступили кафедра политологии, студенческий совет и студенческое научное общество. Ноябрьские политологические чтения проходят уже в третий раз: в 2004 г. молодые исследователи обсуждали проблемы терроризма, в 2005 г. — процессы демократизации. В этом году конференция впервые проводилась в течение двух дней на 4 площадках Санкт-Петербурга: Балтийского государственного технического университета "Военмех" им. Д.Ф. Устинова, Северо-Западной академии государственной службы, Государственной полярной академии, Городского центра профилактики безнадзорности и наркозависимости несовершеннолетних "КОНТАКТ".

В рамках конференции прошло пленарное заседание, 7 секций, 4 круглых стола, дискуссия "Проблемы толерантности в современном мире"; мастер-класс "Актуальные проблемы молодежной политики"; просмотр фильма "Кто качает колыбель?", посвященного демографическим проблемам.

В рамках конференции выступили 82 докладчика из 16 городов России.

По итогам конференции лучшими докладчиками были признаны:

1.      Д.Н. Федотов, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого; тема доклада — "Проблема реализации межнациональной политики в современной России".

2.      В.В. Сидоров, Казанский государственный университет — "Партийная система России в условиях мягкого авторитаризма".

3.      Д.А. Пеняшкин, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого — "Основания русской национальной идеи".

4.      В.И. Афанасьев, Московский институт экономики, менеджмента и права — "Ценности современного общества".

5.      А.В. Гордеева, Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет — "Возможности и ограничения применения печатных изданий в качестве информационного ресурса (на примере политических преобразований 2004 года)".

6.      А.В. Васильева, Казанский государственный университет — "Авторитаризм: теоретические интерпретации и практика на постсоветском пространстве (на примере Республики Беларусь)".

7.      А.М. Вафин, Пермский государственный университет им. М. Горького — "Национал-большевистская партия и Молодежное антифашистское движение "Наши" в электоральных процессах 2007 - 2008 гг.".

8.      У.А. Волкова, Сыктывкарский государственный университет — "Идеологический синтез как условие развития правового государства в России".

9.      А.В. Дьяконов, Государственная полярная академия — "Аспекты целесообразности объединения Ямало-Ненецкого АО, Ханты-Мансийского АО и Тюменской области в единый субъект федерации".

10.    К.А. Балалайкин, Бурятский государственный университет — "Низкая рождаемость в России: причины и пути выхода".

11.    Ю.А. Зорина, Северо-Западная академия государственной службы — "Стабилизационный фонд и государственное регулирование экономики".

Т.П. Адамия, председатель СНО БГТУ "Военмех"


В зале конференции


КАФЕДРЕ ПОЛИТОЛОГИИ — 15 лет

На основании решения Ученого Совета Ленинградского механического института от 27 сентября 1991 г. приказом ректора № 324-0 от 15 октября 1991 г. в рамках Гуманитарного центра была образована кафедра политологии для чтения курсов по данной дисциплине студентам всех факультетов университета. С 1995 г. начался прием студентов по специальности "Политология". За истекшее время проведено семь выпусков специалистов-политологов в количестве более четырехсот человек. Кафедра политологии поставила себе задачу создания на базе технического университета полноценной политологической школы для подготовки специалистов-политологов современного уровня. Выпускники кафедры работают в органах государственного и муниципального управления, средствах массовой информации, высших и средних учебных заведениях, политических партиях и общественных движениях, 8 выпускников защитили кандидатские диссертации и работают в вузах Санкт-Петербурга.

С 2005 г. на кафедре работает аспирантура. 3 преподавателя успешно защитили докторские диссертации. За время существования кафедры выпущено 19 монографий, 40 научных статей, 31 учебное пособие и 14 учебно-методических пособий общим объемом более 800 печатных листов. Профессорско-преподавательский состав кафедры систематически участвует в научных форумах международного и всероссийского масштаба. Кафедра проводит ежегодные научные конференции для студентов и для профессорско-преподавательского состава.

Кафедра поддерживает тесные контакты с Международной академией высшей школы, с университетом "Париж-13", университетом г. Пуатье (Франция), Академией политической науки, Академией геополитических проблем, Академией гуманитарных наук, Российской ассоциацией политической науки, с ведущими кафедрами вузов России, выпускающими политологов.

За достигнутые успехи в научной, учебной работе по подготовке специалистов-политологов и в ознаменование 15-летия кафедры политологии приказом ректора награждены Почетной грамотой:

- заведующий кафедрой,
профессор Б.А. Исаев
- профессор А.А. Голубев
- профессор А.К. Голиков
- профессор С.В. Лебедев
- доцент Н.А. Баранов
- доцент А.А. Ржеуцкая
- заведующий лабораторией
Р.А. Царегородцев

Объявлена благодарность:

- профессору Н.М. Сироте
- профессору С.А. Шатравину
- доценту А.Г. Буйчику
- доценту Д.Н. Горбачеву
- доценту Г.Н. Попову
- доценту Д.О. Селентьевой
- ведущему политологу
М.А. Односталко
- ведущему социологу
А.В. Вишталь
- старшему лаборанту
Е.В. Сорокиной

За большой вклад в развитие политологии и достигнутые успехи в учебной и научно-методической работе коллектив кафедры политологии БГТУ «Военмех» им. Д.Ф. Устинова награжден Почетной грамотой Законодательного собрания Ленинградской области.

За многолетний добросовестный труд, значительный вклад в развитие высшей школы и достигнутые успехи в учебной и научно-методической работе доктору социологических наук, профессору, заведующему кафедрой политологии БГТУ «Военмех» им. Д.Ф. Устинова объявлена Благодарность Законодательного собрания Ленинградской области.


На снимке: торжественное заседание кафедры. Слева направо — заведующий кафедрой Б.А. Исаев, ректор О.С. Ипатов, декан факультета международной коммуникации Г.Д. Невзорова


На снимке: сотрудники кафедры политологии


Сведения о наших ученых становятся доступней

Об известных ученых Военмеха скоро можно будет  узнавать из выходящего в свет 1-го издания энциклопедии Who is Who в России, которая станет для многих помощником при частных встречах и деловых контактах. В частности, из энциклопедии можно узнать основные биографические сведения о профессоре, д.т.н. Константине Михайловиче Иванове, директоре Института систем вооружения, декане факультета "Оружие и системы вооружения" БГТУ имени Д.Ф. Устинова. К.М. Иванов — автор более 200 научных работ, в том числе монографий и учебников. А его дед по отцовской линии Сергей Сергеевич Иванов, летчик-истребитель в годы Великой Отечественной войны, был удостоен звания Героя Советского Союза.


С ПЛАНЕТОХОДОМ ПО ПЛАНЕТАМ

(Продолжение. Начало в №№ 7, 8)


Игорь БОЛХОВИТИНОВ, доцент кафедры М1, к.т.н. старший научный сотрудник, член-корреспондент Космической академии наук им. К.Э. Циолковского

ПЛАНЕТОХОДЫ

"Члены французской Академии наук в свое время много смеялись над явной безграмотностью чудака,  впервые предложившего делать паровозы только с гладкими незубчатыми колесами и только гладкие, без зубцов, рельсы для железнодорожной колеи"

Над многими проектами наших "чудаков" тоже достаточно поиздевались. Но как было интересно, спустя много времени реализовать эти идеи. А пока на горячих рабочих совещаниях (конвульсиумах) разгорались поистине трагикомические сцены. Я, как ученый секретарь тех молодых времен, привыкший брать на карандаш основные события,  схематично воспроизведу характерную модель такого конвульсиума.

Приглашен творческий состав инженеров.

- Ну что, все в сборе? Тогда начнем.

Начальник П.С. озвучил задачу, сформулированную в прошлый раз: "Как сделать, чтобы наш "вездеход" пошел, чтобы не развалился, и как его оживить, если развалится". После некоторого стартового молчания первым начал выступление В.В. На совещаниях его звали "Заводилой".

- Пойдет. Еще как пойдет. Только бы дали, а то ведь не дадут. А если дадут, пойдет и не развалится. Расчетчики не дадут соврать. Я не вижу повода опасаться. Условия, хоть и покрыты мраком неопределенности, все же определены Заказчиком.

В.К. покривился, но голоса не подал. Его называли Честилой. Он честил все, что ни попадет. Науку, в общем, он не отрицал, но в то, что делалось вдалеке от него, верил слабо.

Первым оппонентом выступил В.И. Его называли Сомневалой.

- Что-то батенька, аргументов у тебя ёйок. Что пойдет, это надо еще у бабушки спросить, которая надвое сказала. На чем у тебя расчеты основаны? На мраке? Мрак и получишь. Главное, раскрой этот мрак, чтобы я поверил. Так что, мин херц, насчет "не развалится" я бы тоже спросил у бабушки.

Сомневала закончил, два раза кашлянул и три раза моргнул.

 - Ну что здесь можно сказать, — очень тихо начал Л.Н., — конечно, есть опасность, но тут может помочь "посох", как он помогает слепому. У меня есть соображения насчет "посоха". (Л.Н. развернул чертеж "посоха"). Можно управление придумать, а можно пассивный.

- Ты видел, чтобы у слепого посох был пассивным? — не унимался Честила, а огород городить - легче сразу выкинуть. Какие-то замки строят…

- Может быть посох — это замок для Честилы, а в моем представлении это палка с загнутым концом, — парировал Л.Н.

- Не будет твоя палка с загнутым концом работать.

- Как не будет? Будет! Ты видел чертеж?

- И смотреть не хочу, потому что знаю… Твой посох я бы далеко закинул.

- А это не ваше собачье дело!

- Ну хватит! — стукнул ладонью по столу П.С., — Я бы вас… (П.С. посмотрел по сторонам) — Тут есть женщины?

Женщин не было.

После электрических разрядов между Л.Н. и Честилой обстановка разрядилась. Кто-то сказал насчет вероятностной оценки. П.С. вздохнул и с грустью произнес:

- Все это так, но вместе с теорией вероятности надо бы рассмотреть закон подлости, закон бутерброда или, наконец, генеральский эффект.

Многие еще не вступали в дискуссии. Они имели свои "ценные" разработки, которые останутся без дальнейшего развития, потому что разработчики были молоды и скромны. Карл Маркс в свое время сказал: "Скромность — это скорее признак боязни истины, чем боязни лжи, она предохранительное средство против истины". Честила не отличался скромностью. "Только нищий скромен", — цитировал он Гете.

Проблема действительно была фантастически сложной, поэтому рабочая команда была составлена из молодых фантазеров, не сломленных еще традиционными устоями. В их задачу входила грамотная постановка проблемы, оценка возможности решения этой проблемы. А само решение проблемы поручалось команде исполнителей, в арсенале которой был полный набор традиционных знаний: теоретических, практических, конструкторских, технологических.

Общая проблема разбивалась на множество частных.

По ходу работ набиралось еще с десяток-другой локальных проблем, которые решались оперативно на практике.

О "Луноходе-1" и "Луноходе-2" написано много статей и монографий. В этих публикациях можно проследить всю историю их работы на Луне: какой путь они проделали, сколько времени работали, сколько снимков и панорам сделали, какие исследования провели, как выбирались из глубоких кратеров и пр. Но трудно разглядеть там историю создания этих первых полуавтоматических полуроботов, прообразов автономных планетоходов. Для того, чтобы  увидеть это, надо создать художественное произведение, наполненное интересными характерами, увлеченными фантастическими космическими идеями, характерами дружными и противоречивыми, бескорыстными и индивидуальными.  Эта повесть или роман не может быть скучной, т.к. здесь отражается сложная эпоха от момента  конкурентной борьбы за первенство в освоении космоса до момента стремления к сотрудничеству в реализации космических программ.

"Луноход-1" превратился в памятник. История его создания уникальна. Если бы он был живым существом, то, обращаясь к потомкам-планетоходам, мог бы с полным правом выразить историю своего рождения словами, которыми в «Хождении по мукам» наградил Алексей Толстой  Нестора Ивановича Махно: "Меня поднимали за голову, за ноги, бросали на кирпичный пол. Так выковываются народные вожди".

Когда-то полноразмерный макет "Лунохода-1" был выставлен в ВДНХ в самом конце павильона "Космос". Для него было отведено просторное место, и вокруг него было много зрителей. Простоял луноход там около года и исчез. Сейчас негде взглянуть на этот памятник. Но у меня была давнишняя мечта воссоздать внешний вид "Лунохода-1", благо, что основные зарисовки, эскизы и фотографии я сохранил.  В 2001 году я эту мечту начал осуществлять. С группой студентов, энтузиастов аэрокосмического факультета Военмеха в 2003 году мы изготовили полноразмерную копию "Лунохода-1". Эта копия установлена в конструкторской аудитории среди других образцов космической техники. Тесно, конечно, там луноходу. Но есть дальнейшая мечта - создать памятник "Луноходу-1". Это вполне реально сделать к сорокалетию запуска, т.е. к концу 2009 года при достаточно скромной финансовой поддержке. Просматривается и место установки этого памятника — Петропавловская крепость рядом с музеем космонавтики. В специалистах и консультантах пока недостатка не будет.

Вслед за луноходами в далекий путь к Марсу отправились миниатюрные марсоходы. Их скромно называли ПрОП-М, т.е. приборы оценки поверхности Марса. В 1971 году станцией "Марс-3" был доставлен по назначению один, а в 1974 станцией "Марс-6" — второй марсоход. Это были небольшие аппараты массой по 4 кг, габаритами 215х160х60 мм. Способ перемещения аппаратов — лыжно-шагающий, т.е., опираясь на лыжи, переносится вперед корпус, садится на днище и лыжи перемещаются на следующий шаг вперед. Поворот осуществляется перемещением лыж в разные стороны. Приборы связывались с посадочной ступенью  информационным кабелем, поэтому способны были удаляться не более чем на 20 м от места посадки. Впоследствии, почти через 30 лет, подобный дистанционный, но бескабельный способ связи был реализован американским минировером-марсоходом "Соджорнером", впервые прогулявшимся по марсианской поверхности.

А два советских марсоходика по удивительно непонятным причинам не передали на Землю сигнала о своем существовании. Впору предполагать, что это дело рук марсиан. Подобная удивительная ситуация, связанная с таким же предположением, случилась с третьим американским марсоходом "Оппортьюнити". Когда солнечные батареи практически "сели", вдруг их будто кто протер и они снова заработали, как свеженькие. И все же обидно за наших "малышей", они в музейных условиях работают безотказно уже более 30 лет. О, надежность нашей радиосвязи!!!

В 70 — 80-х годах было проведено множество научно-исследовательских работ по совершенствованию ходовых качеств шасси. Создавались новые и новые конструкции, на которых отрабатывались нужные элементы проходимости, маневренности, управляемости, безопасности движения шасси на естественных полигонах песчаных и вулканических пустынь.

 Испытывался колесно-шагающий макет, для создания которого Иван Федорович Кажукало тщательно изучал бег млекопитающих по трудам Зоологического института АН СССР.

Интересным был проект экспериментального образца самоходного автоматического шасси с колесно-шагающими опорами, позволяющими выравнивать корпус близко к горизонтальному положению.

Шасси с индивидуально поворотными колесами, позволяющими двигаться макету в любом направлении, под любым углом к намеченному курсу (по крабьи) и поворачиваться на месте.

Испытывался макет с коробкой перемены передач, позволяющий плавно менять скорость от 0,5 до 5 км/ч.

Испытывался вездеход с коническими колесами, для которого не страшно было сесть днищем на камень, т.к. вся ширина под корпусом была сплошным колесом. Этот вездеход еще называли "громоходом", т.к. автором его конструкции был Громов Валерий Васильевич, недавно ушедший из жизни.

Интересен макет шестиногой шагающей машины. Каждая нога — многозвенный механизм, состоящий из активных звеньев бедра и голени и пассивной стопы, приспосабливающейся к неровностям рельефа. Разработчики назвали управление машиной интерактивным педипуляторным по аналогии с манипуляторным, но я бы все же назвал управление манипуляторным, т.е. управление руками, а не ногами (pedis — нога). Действительно, управление ногами осуществляет оператор с помощью манипулирования пальцами рук на специальном пульте. Для этого нужна хорошая тренировка подобно виртуозу пианисту. А интерактивным управление названо потому, что часть управления является автоматическим, а часть — ручным. Руководил созданием этого макета Михаил Владимирович Кудрявцев. Кроме специалистов ВНИИТРАНСМАШ в работах участвовали специалисты из Военмеха, Института прикладной математики (ИПМ), и Института механики (ИМ МГУ).

В конце 80-х годов создается прибор оценки поверхности Фобоса (ПрОП-Ф). "Пощупать" эту летающую вокруг Марса глыбу нацеливались уже с начала 80-х годов. Главной проблемой при этом была проблема передвижения по поверхности Фобоса. Гравитация там примерно в 2 000 раз слабее земной, т.е. масса в 40 кг весит там всего 0,2 ньютона — ничтожный вес. Я как-то попробовал перемещаться по дну озера с аквалангом, цепляясь за дно руками (мой вес в воде был почти нулевой). Перемещение в воде таким способом оказалось чрезвычайно сложным. Идея перемещения  ПрОП-Ф заключалась в использовании прыжкового способа. Форма ПрОП-Ф приближалась к шарообразной с плоским дном. Отталкивание от поверхности осуществлялось пружиной. Испытания проводились на специальном стенде обезвешивания. К сожалению, космический аппарат "Фобос-2" не смог доставить прибор к месту назначения.

В 1986 году под майские торжества произошло мировое ЧП — авария на Чернобыльской атомной  электростанции. В ликвидации последствий аварии участвовала вся страна и некоторые зарубежные государства. Пригодился опыт дистанционного управления луноходов. Буквально за 3 месяца во ВНИИТРАНСМАШ изготавливается специализированный транспортный робот (СТР), управляемый дистанционно по радиоканалу с телевизионным наблюдением. В процессе работ было очищено 2 000 квадратных метра кровли (более 80 тонн радиоактивного мусора). СТР освободил от опасной работы около 3000 человек. Для управления и обслуживания СТР в Чернобыль было направлено две бригады: одна под руководством П.С. Сологуба, другая под руководством М.И. Маленкова.

Прошло несколько лет. Мы сидим на традиционном выездном сборе в честь Дня Победы с приятелем Лехой — одним из ликвидаторов ЧП на ЧАЭС и под простецкую закуску разговариваем.

- Я на войне не был, — задумчиво произнес Леха, — но я был в Чернобыле после взрыва, который разбросал по крышам и по земле смертоносные ТВЭЛы  (тепловыделяющие элементы) и напитал воздух термоядерным загаром, — ("Сколько наших ребят полегло…", вспомнил он слова доморощенной песни на мотив "Темная ночь"), — а мне теперь всю жизнь таскаться по больницам и профилакториям.

После Чернобыля его ничего не пугало, потому что он перестал бояться. Леха однажды посмотрел телевизионные журналистские зарисовки под названием "Зона" про Володьку Кондакова, бомжа, появившегося в чернобыльской Зоне от неясности жить среди людей на свете (как выразил бы это состояние души Андрей Платонов), и так ему был близок и понятен этот Володька, увидевший себя в комфортной свободе, что Леха подумал: "А не махнуть ли мне тоже в Зону? Заведу себе кур, соберу богатую библиотеку…. Живут же там некоторые, не пожелавшие покинуть с детства родные края. Без намордников… сажают картошку, из которой вырастает картошка. Ну, кое у какой скотины может и появится пятая нога или две головы. Представляю, от лошади вдруг тянитолкай родится. Может быть для того, чтобы обновилась природа, нужен "Чернобыль"? Таким образом, может быть, и человек от обезьяны произошел? Интересная мысль. Все мы как-то, хоть и не сразу заметно, но очень быстро меняемся, и не в ту сторону, которую хотим.


В 90-е годы вплоть до нового  тысячелетия работы, хоть и не с прежним размахом из-за поворота к рыночной экономике, но продолжались. Конструкторы, воспитанные космической планетоходной тематикой, по инерции выдавали свои шедевры. Одним из таких шедевров был так называемый демонстратор под названием IARES, выполненный по заказу французской фирмы CNES. Демонстратор предназначался для отработки ходовых качеств перспективных планетоходов. Уникальная гибкость, фантастическая приспосабливаемость к неровностям местности делали его похожим на живое существо. Вячеслав Константинович Мишкинюк вложил в этот проект всю свою душу и жизнь. Вопросами управления занимался Геннадий Владимирович Козлов.

В это же время по заказу французской фирмы ALKATEL ESPACE создается оригинальный проект планетохода — модель LAMA. Эта модель обладала высокой проходимостью, не боялась зацепиться днищем за камень (как говорят "заякориться), т.к. имела конические колеса "громохода". При транспортировке модель складывалась в компактную форму. При движении по сыпучим грунтам в гору включался режим колесного шагания.

ВНИИТРАНСМАШ на этом не останавливается и выпускает все новые оригинальные образцы планетоходов. Основными разработчиками новых проектов являются уже конструкторы нового поколения В.И. Кучеренко, С.В. Владыкин и молодые разработчики выпускники Военмеха А. Манукян  и А. Бухалов из конструкторского подразделения, которое возглавляет М.И. Маленков.

По проходимости, надежности и многим другим качествам эти проекты, с уверенностью можно сказать, — лучшие в мире.


ИЗ ДНЕВНИКА ПОЛЯРНИКА

НОВОГОДНЯЯ НОЧЬ НА ПОЛЮСЕ


Всеволод МИХАЙЛОВ, сотрудник кафедры И4, почетный полярник

В середине мая 2006 года Российская дрейфующая станция СП-34 оказалась в критической ситуации. Произошла сильнейшая подвижка льда. Через ледовое поле, на котором базировалась станция, прошло множество трещин. Было объявлено авральное положение. Полярники делали все возможное и даже невозможное, чтобы обеспечить жизнеспособность станции. Приходилось часто перетаскивать домики и имущество с одной льдины на другую. Люди трудились практически без сна. На помощь полярникам был послан самый мощный ледокол Ямал. Впервые за всю историю освоения Арктики он шел напролом, чтобы быстрее достигнуть места катастрофы. Слава Богу, все закончилось без особых потерь. Все 17 зимовщиков и 160 тонн имущества были спасены и благополучно прибыли в Мурманск.

Наблюдая за этими событиями по телевизору, можно только представить, с какими трудностями пришлось столкнуться зимовщикам. Я неоднократно зимовал на дрейфующих станциях и также вместе с товарищами попадал в экстремальные ситуации. Было очень тяжело, и у некоторых сдавали нервы. Вот об одной из таких зимовок (1972 г.) и пойдет повествование.

Остров Средний расположен на 800  Северной широты. Здесь действует самый северный аэродром. Мы прилетели на остров в начале ноября. Это был завершающий рейс самолета с Большой земли на дрейфующую станцию. Буквально на следующий день началась пурга. Ветер достигал 50 метров в секунду. Передвигаться можно было только ползком, держась за страховочные леера, натянутые между домами. Мы жили в гостинице, больше похожей на барак. В одной комнате поселился экипаж нашего самолета (6 человек). Другая комната была предоставлена нам — участникам экспедиции. Нас всего двое: я, инженер-электронщик, и мой друг Виктор — геофизик. Пурга продолжалась трое суток. В помещении стоял такой гул, что невозможно было спать. Ветер стих так же внезапно, как и начался. Тут же на аэродром выехал трактор чистить взлетную полосу. Радисты связались с дрейфующей станцией, там погода хорошая, можно вылетать. Местный повар накормил нас домашними блинами со сгущенкой. Когда мы пришли на аэродром, самолет был готов к полету. Тяжело груженный ИЛ-14 долго бежал по полосе, прежде чем оторвался от земли. Набрав высоту, он взял курс на Северный полюс. Впереди более 10 часов полета над Северным ледовитым океаном. Самолет специально оборудован для дальних перелетов в Арктике. Вместо пассажирских кресел установлены дополнительные топливные баки. Для пассажиров отгорожено небольшое помещение, которое было местом отдыха экипажа, а также столовая. В салоне нас всего трое: мы с Виктором и стюард. Все летчики находились в кабине, у них самый напряженный момент. В те годы не было спутниковой навигации. Свое местоположение штурман определял с помощью сектанта, и в этом ему помогал весь экипаж. А в это время стюард включил плитку и стал жарить оленину. Через полчаса по салону распространился превосходный аромат специй. Стюард разложил по тарелкам по большому куску мяса, в качестве гарнира был приготовлен запеченный картофель. Летчики собрались за столом, только командир корабля остался на своем рабочем месте наблюдать за приборами.

Нервное напряжение, связанное с задержкой рейса из-за погоды, спало. Люди с удовольствием ели нежное мясо, рассказывали всякие байки, пили крепкий кофе. Затем часть экипажа ушла в кабину, а другая осталась отдыхать. Мы с Виктором решили тоже поспать, устроились на аппаратурных ящиках и под монотонный гул двигателей быстро заснули. Нас разбудил стюард и сообщил, что подлетаем к станции. Оказывается, мы спали почти 10 часов. Я посмотрел в иллюминатор и кроме черного неба ничего не увидел. Но вот вдалеке мелькнуло несколько огоньков, а рядом четко обозначились посадочные огни. Это была дрейфующая станция, конечная цель нашего путешествия. Пилоты включили прожектор и взяли створ на посадочную полосу. Самолет делает разворот и мягко касается льда. Сказывается мастерство экипажа. К борту подъезжает трактор с волокушами. Подходят зимовщики, среди них есть знакомые, с которыми я зимовал в предыдущих экспедициях. Начинается разгрузка самолета, через считанные минуты весь груз размещен на волокушах. Мы благодарим экипаж за благополучный полет и тепло прощаемся. Один за другим запустились двигатели и самолет выруливает на полосу. Короткая пробежка, и Ил-14 взлетает, оставляя за собой снежную пыль. Садимся на волокуши и едем в лагерь. Трактор останавливается около кают-компании. Здесь почта и посылки разбираются зимовщиками. Они расходятся по своим домикам. Остались только мы с Виктором и повар. Он предложил нам сибирских пельменей. Естественно, мы согласились, так как сильно проголодались. Еда была поразительно вкусной. Мы поблагодарили повара и пошли в балок (полярный домик) начальника станции. Он встретил нас чрезвычайно радушно, угостил кофе. Николай Иванович, так звали начальника зимовки, конечно, знал о цели нашего приезда, но хотел лично услышать об этом от непосредственных исполнителей. Виктор подробно рассказал о предстоящей работе. Наша задача — получить сейсмический разрез по всему дрейфу станции, а также по заказу ВМФ провести акустические исследования. Николай Иванович был удовлетворен разъяснением и кому-то позвонил. Через несколько минут вошли два бородатых полярника. Николай Иванович сказал нам, что это опытные ребята, хорошо знакомые с обстановкой на станции, помогут выбрать место стоянки, а также посодействуют в скорейшем запуске комплекса.

Работа предстояла чрезвычайно тяжелая, причем в условиях полярной ночи. Единственным источником света была луна и карманные фонарики, а нам необходимо растянуть две километровые сейсмические косы.

В целях безопасности приходилось таскать с собой дополнительную тяжесть — карабин, так как появление белых медведей здесь не редкость. Сначала привезли балок и сразу же затопили печку, теперь есть где согреться, ведь морозы достигали -500 . В четырехметровом льду сделали майну для проведения точечных взрывов. Обеспечили телефонную и радиосвязь. Когда протягивали силовую линию, на пути увидели ледовую пещеру (грот). Там мы установили рубильник для отключения сети при проведении точных измерений. В дальнейшем этот грот нам очень пригодился во время передвижения в пургу.

Наконец все трудности позади, начались аппаратурные испытания. Были получены первые сейсмограммы хорошего качества и проведены акустические замеры. В тот же день была послана радиограмма в Ленинград о запуске всего комплекса. С этого момента начался непрерывный цикл исследований.

Каждые четыре часа мы должны были произвести сейсмическое зондирование, причем в любую погоду, без выходных. И так в течение 6 месяцев. Вечером мы позвали Николая Ивановича и близких товарищей в наш балок, чтобы отметить приезд и начало работ. Когда все расходились, начальник сказал нам, что с завтрашнего дня мы должны привыкать жить по распорядку базы.

Коллектив дрейфующей станции живет и работает по распорядку, принятому на предыдущих зимовках. Подъем в 7 часов. День начинался с песни Высоцкого "Утренняя гимнастика". В 8 часов завтрак и ежедневная планерка. На ней Николай Иванович сообщал новости из Ленинграда, подводил итоги за прошедший день, назначал людей на хозяйственные работы. После планерки все расходились по своим балкам. В 13-00 обед, а затем "адмиральский час". В это время лучше никого без особой нужды не беспокоить. В 17-00 полдник. В 6 вечера зимовщики собираются в кают-компании, чтобы совместно почистить картошку, перебрать овощи и т.д.

Перед ужином остается время поиграть в настольный теннис, бильярд, почитать журналы, которых здесь великое множество. После ужина ежедневная демонстрация фильмов. В хранилище станции их более 500. Перед сном почти все ребята выходят на вечернюю прогулку, полюбоваться звездным небом и феерическим северным сиянием, которое просто завораживает. Такой смены красок я больше нигде не видел. Праздники и дни рождения полярников отмечают всем коллективом. Повара готовят праздничное угощение и обязательно именной торт. Каждые 10 дней банный день. На базе сооружена великолепная баня, в которой зимовщики снимают усталость и нервное напряжение.


В середине декабря коллектив станции начал готовиться к встрече Нового года. На собрании был избран штаб, который осуществлял всю организационную подготовку. Готовился праздничный выход стенной газеты. Были организованы соревнования по настольному теннису, бильярду, шахматам и др. Среди полярников есть музыканты, а также люди, обладающие хорошими голосами. Они пообещали подготовить к празднику небольшой концерт. Но все эти мероприятия не мешали основной работе, которая велась строго по расписанию. Но тут произошло событие, изменившее на время размеренную жизнь станции. Радисты получили радиограмму из Ленинграда. В ней сообщалось, что в ближайшие дни к нам может вылететь самолет с новогодней елкой и подарками. Запрашивали о состоянии аэродрома. В тот же день начальник собрал всех свободных от вахты, чтобы пойти на взлетно-посадочную полосу. Мороз был под -500 . Для зимовщиков это привычная погода. На волокуши погрузили пешни и лопаты, а также запасные фонари. В сопровождении наших верных попутчиков — собак мы отправились в дорогу. Снег был глубокий, приходилось идти гуськом. Дорогу освещали карманными фонарями.

От лагеря отошли не более 100 метров, когда раздался рев медведя  и душераздирающий вой собак. Наш любимый пес бросился на медведя, и тот одним ударом лапы перебил ей хребет. Один за другим раздались выстрелы. Зверь поднялся на задние лапы и тут же замертво рухнул. Наш доктор подбежал к собаке, она лизнула его и замерла. Все были в шоке. Ценой своей жизни собачка спасла кого-то из нас. Мы молча постояли, покурили, затем положили собаку на волокушу и продолжили свой путь. Когда пришли на аэродром, включили сигнальные фонари и тщательно обследовали всю посадочную полосу. Снег на ВПП был не более 20 см. К трактору прикрепили тяжелый угол и он начал укатывать полосу. С помощью пешен мы скалывали небольшие выступы. Вся работа заняла у нас не более 3 часов. На обратном пути мы забрали собаку и в тот же день ее похоронили. Собрался весь коллектив. Молча постояли, затем раздался прощальный залп. Начальник станции послал радиограмму в Ленинград, в которой сообщал о состоянии ВПП и погоде на ближайшие дни.

Через два дня мы уже встречали самолет. Зимовщики собрались на аэродроме и с волнением ожидали появление маячковых огней. «Смотрите, я их вижу», — сказал кто-то. И действительно, среди ярких звезд четко обозначились сигнальные огни. Летчики включили прожектор, самолет делает разворот и идет на посадку. Замолкают двигатели, мы подходим к борту и по-дружески здороваемся с экипажем. Затем бережно сгружаем несколько пушистых красавиц, а также подарки для полярников. После заправки самолет без задержки улетает обратно.

Для участников дрейфующей станции 31 декабря — особый день. На Большую землю идут сообщения о результатах работы за зимний сезон. Нам с Виктором тоже есть чем гордиться. Впервые по всему дрейфу сделан сейсмический разрез, проведены обнадеживающие акустические исследования. После завтрака мы занялись приборкой своего домика. Заменили занавески, развесили еловые ветки, помыли пол. Затем пошли в баньку. В Новый год нужно входить с просветленной душой и с чистым телом.


Ближе к вечеру собираемся в кают-компании. Все в белых рубахах, на каждом нарядный галстук. Начальник станции подводит итоги работы за прошедший период, зачитывает телеграммы с поздравлениями с Большой земли. Их очень много. Он даже не зачитывает, а перечисляет адреса. После этого происходит награждение спортсменов, занявших призовые места по бильярду, теннису и т.д. Наши музыканты демонстрируют свое мастерство. Некоторые выступления проходят на бис. Часам к десяти начинается передача по радио для полярников из Ленинграда. Перед микрофоном выступают родители, жены и дети. Надо видеть слезы на лицах мужественных людей.

Не забыть мне одного выступления, которое теперь перешло в разряд анекдотов. Среди нас был замечательный механик. Его также поздравляла вся семья. Обычно в конце выступления выполняется заказ на исполнение любимого произведения. Так его жена, вероятно не задумываясь о последствиях, заказала песню "В нашем доме появился замечательный сосед". В кают-компании установилась мертвая тишина. Механик выскочил в тамбур и судорожно закурил.

К 11 часам расставили столы. Повара в этот день превзошли себя. Чего только не было. Можно перечислять долго, одна только индейка с черносливом чего стоит, а торт с именами всех полярников! Обычно на СП Новый год встречают дважды: один раз по местному времени, а другой — по-московскому. Но в этот раз мы были почти на Полюсе и, естественно, подняли бокалы при бое курантов (местное время совпало с московским). Включили магнитофон. Люди повеселели, разговорились, делились впечатлениями о выступлениях родных...

Неожиданно по домику прокатился странный гул. На мгновенье все замерли, затем веселье продолжилось. Я машинально бросил взгляд на часы, было 16 минут первого. Прошло две-три минуты, раздался страшный треск. Свет мигнул и погас. Со стола посыпалась посуда. Стало темно и холодно. К счастью у кого-то из ребят в руках оказался фонарик (наши фонарики остались в куртках в прихожей). Когда он включил свет, все были в шоке. Одной стены у помещения не было. Снизу поднимался пар от трещины. Все бросились в тамбур к своим курткам. Начальник объявил авральное состояние. Механики тут же помчались к электростанции. Паники не было, каждый зимовщик знал что делать.


Я подошел к начальнику и сказал, что нам надо срочно идти в свой балок, у нас секретные материалы и мы отвечаем за их сохранность.  Мороз в тот момент был очень сильный, градусник зашкаливал, а это -550. Стояла густая темень, без фонаря нельзя сделать ни одного шага. Постепенно дошли до своего грота. Убедились, что провода и разъемы целы, значит, подвижки в районе домика не было. От сильного мороза батарейка стала сдавать и, наконец, лампочка совсем погасла.  Что делать? Идти дальше было бессмысленно, кричать тоже, так как идет подвижка льда и стоит мощный гул. Единственное — ждать помощи через определенное время, когда мы не выйдем на связь. В гроте сделана скамеечка из досок. Уселись на нее, закурили. Настроение было паршивое. Постепенно мороз давал о себе знать. Мы стали замерзать. Зарядка помогала мало, да еще сказывалось влияние спиртного, все-таки по стопке-другой было выпито. Работая много лет на Севере, я неоднократно слышал о впечатлениях людей, которые замерзали. Но меня Бог как-то миловал, но, вероятно, теперь настал и мой черед.

В какой-то миг я оказался на берегу океана. Лежал на пляже, а кругом возвышались купола развесистых пальм. Мне было так хорошо лежать на горячем песке и наслаждаться лучами южного солнца. Неожиданно из воды вышла прекрасная девушка. Подошла ко мне и позвала искупаться. От ее точеной фигурки трудно было отвести взгляд. Но песочек был такой горячий, идти в холодную воду так не хотелось. Она все настойчивей приглашала, но я не соглашался. Наконец она не вытерпела и резко дернула меня за руку. От сильной боли я вскрикнул и… проснулся.

Передо мной мелькнуло что-то белое. Медведь, — подумал я, выхватил револьвер и несколько раз выстрелил. В глаза мне ярко светило солнце, неужели это продолжение сна? Проходит минута, другая и все встает на свои места. Над горизонтом поднялась большая оранжевая луна, которую я принял за солнце. В трех метрах от меня сидел песец и злыми глазками следил за мной. Так вот кто выступал в качестве прекрасной амазонки! Слава Богу, что я его не ранил. Долго будил Виктора, нещадно бил его по щекам, пока он не зашевелился.

Луна хорошо освещала тропу, мы быстро добрались до балка. Наш рабочий комплекс не пострадал, трещина прошла в стороне. В помещении было тепло, даже жарко. Печь, работающая на солярке, гудела. Заварили крепкий чай, связались с начальником станции. Он очень обрадовался, услышав наш голос. Там уже стали беспокоиться нашим молчанием. К большой радости полярников дизель запустили, на станции появилось освещение. Николай Иванович предложил нам прийти на базу, весь коллектив собрался в баньке, где мы сможем продолжить встречу Нового года.

Когда мы пришли, все зимовщики собрались в предбаннике, где еще оставалось тепло от вчерашнего дня, соорудили стол, повара принесли еду, которую успели спасти после катастрофы. Разлили по алюминиевым кружкам коньяк (все рюмки и бокалы оказались разбитыми). Слово взял начальник станции. Он кратко охарактеризовал обстановку на базе. Кают-компания и столовая полностью разрушены и восстановлению не подлежат. Работает только один дизель-генератор. Надеемся в ближайшие дни запустить второй агрегат. Несмотря на суровые испытания, которые нам преподнесла стихия, мы с честью выдержали их. Мы с чистой совестью можем поднять наши чарки за здоровье, за успехи. Ура!!! Троекратное ура прозвучало в предбаннике. Полярники подняли свои кружки и осушили их под завывание вьюги. Метеоролог сообщил, что на нас надвигается шторм. По-видимому, испытания еще не закончились.

Вот так завершились первые сутки наступившего года.


Концерт к Дню ракетных войск и артиллерии


Губернаторский оркестр под управлением С. Горковенко


Артисты Театра музыкальной комедии


Певец и композитор И. Кваша


Члены Юношеского клуба космонавтики


Засл. артистка РФ Т. Калинченко


Клоун-мим дуэт «Гарик и Юрик»


Артисты Мюзик Холла

Фото Дмитрия ЧИРИКОВА


Музей — хранилище памяти

Роль музея в высшем учебном заведении трудно переоценить. В музейном фонде сосредотачивается история зарождения и развития научных школ, жизнедеятельности университета в различные исторические этапы страны (первые пятилетки, период Великой Отечественной войны, послевоенные годы, развитие науки до настоящего времени).

Музей - хранилище памяти, это лицо вуза и его гордость.

В нашем вузе музейное дело всегда занимало особое место. Постоянная экспозиция функционирует с 1984 года, она периодически пополнялась новыми экспонатами. Значимость музея в воспитательной, патриотической работе за последние три-четыре года активизировалась: проводились тематические экскурсии для студентов трех курсов "Я - военмеховец", музей посещали бывшие выпускники вуза. Музей был востребован.

В целях дальнейшего развития музейного дела в учебных заведениях в 2003 году была создана Ассоциация музеев вузов как подразделение Санкт-Петербургского отделения Международной академии, высшей школы (МАНВШ), куда был в 2005 году принят и музей БГТУ "Военмех".

По инициативе Президиума Санкт-Петербургского отделения МАНВШ и при поддержке Совета ректоров вузов города Ассоциация приняла решение опубликовать справочник "Музеи вузов Санкт-Петербурга".

В мемориальном "Музее-квартире А.С. Попова в Санкт-Петербургском электротехническом университете" 23 октября 2006 года состоялась презентация второго выпуска сборника, где содержится информация о состоянии музейного дела в нашем университете.

На презентации отмечалась большая заинтересованность музейных работников ознакомиться с экспозиционными материалами, рассказывающими о влиянии научного потенциала одного из ведущих вузов страны на становление и развитие военно-промышленного комплекса страны.

Светлана КУЗЬМИНА, хранитель фонда музея


На выставке-форуме "ИнфоКом-2006"

Международная выставка-форум "Инфокоммуникации России — XXI век ", которая проходила сразу в шести федеральных округах, в том числе в Санкт-Петербурге, показывает, что высокие технологии превратились из фантастики в реальность, которая входит в повседневную жизнь россиян.

На выставке  "ИнфоКом-2006 Санкт-Петербург" были представлены крупнейшие российские операторы телекоммуникационных услуг, ведущие отечественные и зарубежные производители телекоммуникационного оборудования и программного обеспечения. Главный акцент нынешнего "ИнфоКома" сделан на использовании высоких технологий при реализации таких национальных проектов, как образование, здравоохранение и ЖКХ.

Сотрудники и студенты (Иван Зайцев (А451), Василий Скобелев (А452), Константин Гнидкин (А452), Константин Мальцев (А453)) нашего вуза не могли обойти стороной это событие и при первой возможности посетили выставку. Преподаватель маркетинга Александра Борисовна Цветкова поставила задачу студентам  проанализировать работу представителей фирм, с чем они успешно справились.

Работники выставки с удовольствием отвечали на вопросы посетителей. Параллельно проходили конкурсы, где каждый мог принять участие и получить памятные призы и подарки, чем и воспользовались наши студенты.

Наибольший интерес вызвали системы мобильного телевидения, предоставляющие возможность просмотра телеканалов при наличии мобильного телефона, которые были представлены фирмой ОАО "МегаФон", и отдел ФГУП "Радиочастотный центр С-З федерального округа", где интерактивно, в реальном времени проводили радиоконтроль эфира радиостанций.

Во время проведения выставки встал вопрос о необходимости создания студенческого научного общества (СНО), которое, например, возможно организовать на базе отдела интеллектуальной собственности. Здесь студенты смогли бы узнать о  различных конференциях, конкурсах, грантах и получить помощь по подготовки участия в них.

Василий СКОБЕЛЕВ, гр. А-452


ЭХО ОТПУСКА

ЭЛЛАДА

О, сердцу милая Эллада!
Благословенная страна,
Души возвышенной отрада, -
Манила с детских лет она.

Здесь тезка Зевс-Кронид свирепо
Олимпом правил, суд вершил;
В сраженьях за свободу греков
Лорд Байрон голову сложил.

Здесь "человечества златое детство"
Среди олив и гор прошло,
И каждый знает с малолетства:
Культуры солнца здесь взошло.

Доброжелательные люди
Живут здесь, в солнечном краю,
И всякий, кто сюда прибудет,
Познает жизнь в земном раю.

Кронид ЛАПИН,
доцент кафедры культурологии и глобалистики


ПОЗДРАВЛЯЕМ ЮБИЛЯРОВ

С 75-летием

Б.И. РЫБИНА

30 декабря 2006 г. исполняется 75 лет со дня рождения доцента кафедры "Инженерная и машинная геометрия и графика" Бориса Ивановича Рыбина.

Выпускник Военмеха, он начал свою работу на оборонном предприятии, где за два года прошел путь от инженера до заместителя начальника цеха. Талантливый специалист был переведен в родной вуз, где разворачивались большие научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. В 1968 г. Борис Иванович возглавил научно-исследовательскую часть института, которая под его руководством добилась значительных успехов.

В 1971 г. Б.И. Рыбин стал заведующим кафедрой графики и успешно руководил ей в течение пяти лет.

В настоящее время он ведет большую учебно-методическую работу, возглавляет методическую комиссию по вечернему обучению, написал ряд учебных пособий.

Преподавателя Бориса Ивановича Рыбина отличает умение найти индивидуальный подход к каждому студенту, владение искусством общения с коллегами, среди которых он пользуется большим авторитетом и уважением.

В.И. ДОЛИНА

После окончания 1-го Военно-Морского технического училища Василий Ильич  Долин был распределен на Тихоокеанский флот. Прослужил в ВМФ 36 лет, из них: 10 лет на Камчатской военной флотилии Тихоокеанского флота, 12 лет в отделе вооружения Ленинградской военно-морской базы и 10 лет на военно-морской кафедре Военмеха. В 1974 году заочно закончил Северо-Западный политехнический институт. Общий стаж служения Военмеху — 30 лет. Василий Ильич Долин профессионально выполняет обязанности начальника штаба ГОЧС университета, пользуется большим уважением среди сотрудников Военмеха как председатель совета ветеранов.



С 70-летием

Л.Н. ПЛЮСНИНА
Э.И. УЛЬНОВА

С 65-летием

Л.В. ЛЮТОРОВИЧ
Б.П. УСОЛЬЦЕВА

С 60-летием

Н.Е. РУПАСОВУ
А.А. БАРАНОВА
С.С. ТОЛСТИКОВУ

С 55-летием

Н.П. ИЛЬИНУ
О.Б. РЫБИНУ
Ю.Г. АБРАМОВА

С 50-летием

С.А. ПЕВИШЕВА
М.Ю. ПЛОТНИКОВА
А.Я. КАЛАШНИК

На главную